Sep 06, 2013 01:36
Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцует. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует свой танец блаженства. Семь миров - словно Его Золотая обитель, пять чакр - словно Его пьедестал, центральная кундалини-шакти - словно Его божественная сцена, так в экстазе Он танцует, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцует с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах - Он, Господь Танца. Тат Асту.
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, «Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма»
Часть 1. Шива танцует
Западные религии - пессимистичны, превозносят страдание. Восточные - исполнены света и жизнерадостности. Среди всех восточных религий самая, вероятно, красивая - индуизм, один из главных символов которого - танец Шивы. Жизнь есть движение, мир есть движение, Бог есть движение - так учат индуисты. Шива танцует внутри каждого и вокруг всех. Танец Шивы - в сути своей разрушительный, но одновременно исполненный самой что ни на есть витальности. Кончится Кали юга, кончится день Брахмы, Божество закроет глаза, и всё живое, кроме тех, кто спасётся на индийской вариации Ноева ковчега, смоет потоп. Но за ночью наступит новый день, будет расцвет, потом будет упадок, кончатся новые четыре юги, будет новый потоп, будет новая ночь. Через сто брахма-лет Божество умирает, и всё погружается в хаос, праматерию. Ещё через сто брахма-лет родится новый Брахма (прорастёт лотос из пупка Вишну, прольёт слёзы Параджапати, жертвующий собой великан Пуруши низвергнется вниз и родит из частей своего тела всё сущее). Циклично мироздание - так учат индуисты.
А Шива танцует.
Танцевать с Шивой несложно, но мало кто нынче к этому стремится. На дворе Кали юга: от былой добродетельности осталась лишь жалкая четверть, мироздание с трудом удерживается на одной ноге, люди забыли своё предназначение и называют себя богооставленными. Люди сопротивляются танцу, путают шаги, добровольно закрывают дверь изнутри, шагнув в золочёную клетку разума. Тот, кто позволит себе чувствовать сердцем, откроет своё истинное предназначение и будет следовать ему, будет танцевать с Шивой. Так учат индуисты.
И я читаю их книги и понимаю, как вышло, что в Индии уживаются больше миллиарда человек, 20 (или 2000) языков, 6 основных религий и масса локальных. Понимаю, как вышло, что эта древнейшая нация, пережившая многие печали, столь жизнерадостна и по сей день так стойко встречает любые испытания. И, думая об этом, я всегда возвращаюсь к вечно терзающей меня проблеме - пресловутой вилке между умом и добротой, пресловутому выбору, пресловутой неизбежности (неизбежности ли?) снобизма, вызванного гордыней.
Индуизм весь состоит из противоречий. Индуизм - это священное дерево баньян, ветви которого сомкнулись в причудливые фигуры. Принять противоречия умом - невозможно. Ум - не лучший помощник, когда дело касается любой религии, но индуизм с его красками, с его толкованием справедливости, с его единством и многообразием - о, индуизм для западного мировоззрения откровенно диковат (вспомним российскую общину кришнаитов вместе с их репутацией).
Но разум требует своё. И пока я читаю индийские книги, Шива вдруг приглашает меня на танец.
Часть 2. Ловушка Ганеши
Индуизм делится на несколько ветвей, в зависимости от главного Бога (если совсем точно, ипостаси единого Божества), которому поклоняются приверженцы. Можно догадаться, что шиваиты воздают почести Верховному Танцору. И вдруг я узнаю, что по шиваитским обычаям, самому первому нужно поклониться не Шиве, а его сыну - Ганеше. Ганеша - тот самый бог мудрости с головой слона, и он же - бог науки и искусств.
И картинка наконец становится чёткой.
Я наконец понимаю, в какую ловушку попадаются интеллигенты всех мастей, отрицающие гедонистическое мировоззрение и волей-неволей падающие в декадентство.
Поклоняясь науке и искусству, они возносят хвалу Ганеше, и Ганеша наделяет их мудростью.
Но они забывают, что после этого могут танцевать с Шивой.