"Да здравствует моя госпожа", или Китай, который потеряли.

Dec 14, 2020 16:18


Поднебесной с XX веком не повезло. Есть такое китайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» - практически всё столетие это со страной и происходило. Первая половина - революции, интервенции, перманентная гражданская война (иногда с участием более чем двух сторон); под занавес - крайне свирепая война с Японией, и потом снова гражданская. Чтобы потом, облачившись в синие и зелёные френчи, пытаться строить социализм в атмосфере страха и ненависти. Наверное, только 1990-е (в отличие от кое-кого) для Китая выдались относительно спокойными.
Но всё-таки был короткий промежуток времени (малюсенький), когда повеяло ветерком оптимизма и надежды, и, казалось, Китай может стать нормальной страной. После победы над Японией (которую китайцы даже отчасти записали на свой счёт) казалось, что самое страшное - уже позади. Да, тут же развернулись с новой силой разборки между двумя основными политическими силами, но поначалу это было где-то там, на северо-востоке. А в крупных городах, и прежде всего в Шанхае, кипела жизнь, играла современная музыка, по улицам ездили американские машины и текла мирная жизнь.


В этой атмосфере сочинялись жизнеутверждающие пьесы, по которым сняли несколько фильмов с соответствующим настроением. Один такой известен в России, и имеется в Рунете. Называется он «Да здравствует моя госпожа»/«太太万岁»/«Tai tai wan sui»/"Long Live the Mistress", 1947. Несмотря на то, что он выложен и с закадровым переводом, и с субтитрами, в целом о нём, и его актёрах информации крайне мало, так что заранее извиняюсь за погрешности в именах автопереводчика. В китайской Вики про него нет. Небольшую информацию удалось найти в «Байдупедии», а там параллельно нашлась ещё небольшая статья на китайском про одну из актрис.

На самом деле, сюжет фильма не так уж важен. Умница-жена помогает своему незадачливому мужу наладить бизнес и дальше разруливать проблемы. Он на время попадает под каблук вертихвостки, но в конце концов супругу удаётся сохранить семью. ВНЕЗАПНО, чего-то специфически китайского ты в этой картине почти не ощущаешь, как и чего-то устаревшего. Сюжет вполне сгодился бы для наших дней, в том числе и для России. Люди вполне по современному занимаются бизнесом; покупают фрукты в магазине, ходят в рестораны, летают по делам в Гонконг. И даже костюмы на них, за исключением пожилых персонажей, и с погрешностью на моду 1940-х смотрятся вполне нормально. Как, глядя на экран, можно поверить, что всего через пару лет это великолепие сменится эстетикой казармы?
Вот автор пьесы - писательница Чжан Айлин. На фото ей уже чуть за 30, но она отнюдь не растеряла шарма. Этот снимок был сделан уже не в Китае, но об этом ниже.


Вот исполнительница роли главной героини Тан Сычжень - Цзян Тяньлиу (Тяньлю?) (蒋天流). 50% успеха фильма - её игра. Замечательные мимика и артистизм.

Как и у актрисы, играющей её свекровь - Лу Шань (路珊):

Вертихвостку Ши Мими сыграла знаменитая в Китае Шангуань Юньчжу. Дублировать иероглифами не буду, так как про неё даже есть информация в нашей Вики.


Но больше всего понравилась второстепенная героиня - золовка Тан Сычжень в исполнении Ван И (汪漪).




Не из-за того, что она отличалась какой-то сверхталантливой игрой. Судя по тому, что удалось нарыть, этот фильм для неё первым, и взяли её вместо актрисы Ван Даньфэн, из-за сходства бровями. Но режиссёр был доволен. А лично мне она кажется (наверное, на мой европейский взгляд) самой симпатичной и элегантной. У неё же самые современные наряды, если не сказать смелые.
Шортики:


Брючный костюм:


Наверное, в том же 1947-ом в Совке такое себе не могла бы позволить даже Любовь Орлова.
Конечно, не надо иллюзий. Так одевалось и жило абсолютное меньшинство населения. Этот фильм - сродни кочующим по сети фоткам Ирана до Исламской революции 1979 года. Большинство населения были крестьяне в своих ватных куртках; да так одевались и помещики.
Всего через пару лет, 27 мая 1949 года в Шанхай врываются орды варваров в круглых фуражках, и весь тот уютный мир, что показан в фильме, на территории Китая прекращает своё существование. Герои фильма, будь они реальными людьми, должны бы были эвакуироваться на Тайвань или в Гонконг - там можно было бы продолжить нормальную жизнь. Так это сделала писательница Чжан Айлин; фотография сделана в 1954 году в Гонконге, и поэтому она может себе позволить стильно выглядеть и использовать косметику.
Но режиссёр и большинство актёров (судя по всему, всех биографий не изучил) за ней не последовали. Они решили послужить верой и правдой новой власти, ведь для коммунистов, по идее, кинематограф является важнейшим из искусств. По-разному сложилась их судьба.
Режиссёр, Сан Ху, остался, и продолжил снимать фильмы. От "Культурной революции", однако, так просто не скрыться. На него стали давить, так что он решил "больше не снимать фильмы". Правда потом всё-таки вернулся к работе.


Наиболее оптимистично, судя по всему, судьба сложилась у Цзян Тяньлиу. Она продолжила сниматься, хоть и не слишком часто. Дожить ей довелось до 2012 года.
Если в 1947 году она выглядела вот так:


То при коммунистах пришлось создавать образы "из народа":


Правда, в фильмах всех коммунистических стран были лазейки, когда надо изобразить представительниц эксплуататорских классов дореволюционного времени, или же заграничных капиталистов.
Наиболее трагично сложилась судьба Шангуань Юнчжу (Ши Мими). Из-за нападок на одного из её мужей, пришлось очередной раз развестись в начале 1950-х. Но главное, ей "повезло" понравиться самому Председателю, т.е. Мао Цзэдуну. Было ли что-то у них серьёзно точно не известно, но его жене Цзян Цин и этого было достаточно. В середине 1960-х Шангуань Юнчжу настигла тяжёлая болезнь. А в 1968 году её стали регулярно избивать хунвэйбины, очевидно подосланные женой Великого Кормчего. Не выдержав, актриса совершила суицид, выпрыгнув из окна.
Собственно, про Ван И нашёл статью на китайском.
Она осталась и продолжила сниматься в фильмах "народного Китая", хотя и не слишком часто. Счастливо вышла замуж.


Но во времена всё той же "Культурной революции" над её мужем, также актёром, стали издеваться. Не выдержав, он совершил самоубийство, думая, что таким образом очистит своё имя от всяких оскорблений. Но нет, в ответ лишь стали улюлюкать, что он это сделал из слабости.
Ван И на долгое время исчезла с экранов. Лишь с 1979-го начала вновь сниматься в эпизодических ролях.


В начале "нулевых" её ждал новый удар - самоубийством покончила с собой её внучка.
И всё-таки актриса дожила до вполне преклонных (87) лет, скончавшись, как и её партнёрша по фильму Цзян Тянлиу, в 2012-ом году.
Надобно сказать, что автор китайской статьи (если верить Google-переводчику) называет пришествие коммунистов в 1949 году "осовобождением". Интересно, это он серьёзно, прикалывается,или просто цензура не дремлет?
...........................................................................................................................................................
Кстати, по рассказу всё той же Чжан Айлин в 2007 году Энг Ли поставил фильм "Вожделение".
Фильм "Да здравствует моя госпожа" считается одной из лучших китайских комедий всех времён. Несмотря на простоту сюжета, его с удовольствием можно пересматривать, любуясь на эстетику 1940-х гг, и заряжаясь лёгкостью и оптимизмом.

кинематограф, Китай, Мао Цзэдун, гражданская война в Китае, история, Культурная революция

Previous post Next post
Up