"Морозко" 1924 г

Jan 03, 2024 13:13

Многим знаком детский фильм сказка Александра Роу, "Морозко" 1965 года. Но первая постановка этой замечательной сказки была поставлена в 1924 году, режиссёром Юрием Желябужским. В роли Морозко он пригласил клоуна Виталия Лазаренко. Сюжет этой немой картины отличается от привычной версии Роу, и намного ближе к оригиналу. Фильм хоть и немой но смотрится с интересом.
Образы Морозко в этих сказках сильно различаются.



Открытое письмо "Виталий Лазаренко. "Ростовский областной музей краеведения 1920е

О своих ролях в кино Лазаренко рассказал в интервью данным во время своего юбилея в 1939 году.
Приведу статью из журнала "Советский цирк", ноябрь, 1962. Е.Марков:


В феврале 1939 года за кулисами Московского цирка царило необыкновенное оживление: мастера арены готовились отметить сорокалетний юбилей работы на манеже известного клоуна-сатирика заслуженного артиста РСФСР Виталия Ефимовича Лазаренко. Много хлопот было и у самого виновника предстоящего торжества. Он сидел в своей гардеробной с членами юбилейной комиссии и обсуждал, что еще необходимо сделать к памятному представлению. И когда были составлены программа вечера и список приглашенных, Виталий Ефимович вдруг сказал:
- Надо бы включить в программу демонстрацию картин с моим участием.
- А разве вы снимались в кино? - удивились члены комиссии.
- Да, в тысяча девятьсот тринадцатом году. Я работал у Никитиных.
Тогда мне удалось совершить прыжки через девять лошадей, а затем и через трех слонов. И вот кинематографическая фирма «Братья Патэ» решила снять меня. Помню, вывели зимой слонов дрессировщика Готье в скверик, что находился возле цирка, и я совершил прыжок. Вскоре «Патэ журнал - живая хроника» уже шел на экранах России.
- А в художественных фильмах вы снимались? - спросил кто-то.
- Как же, как же, - улыбнулся Лазаренко, - уже в марте 1914 года
я вместе с актером Мировым участвовал в фарсе «Я хочу быть футуристом». Играл роль лучиста Ларионова, очень экстравагантного молодого человека с разрисованным краской лицом.
Затем меня по примеру моего тогдашнего соперника Жакомино пригласили сниматься на первые роли. Это были фильмы «Любовь и... касторка», «Ночь и луна... он и она...» и «Чемпион наизнанку». Сюжетцы их, прямо сказать, были убогенькими. В основном мне приходилось исполнять в этих картинах свои цирковые трюки. В «Ночи и луне...» делал сальто-мортале через забор, когда за мною гнались дворник и швейцар. В «Чемпионе наизнанку» участвовал один первоклассный конькобежец, которого я безуспешно копировал, так как не умел кататься на коньках. Я наезжал на посетителей катка, сбивал их с ног и тут же падал сам. В те годы, кстати говоря, в цирке наряду с сальто-мортале я неплохо исполнял каскады. Самым удачным из них был рондат - каскад на спину. После рондата я отталкивался и поднимался вверх выше своего роста и падал на чистую землю. И вот искусство каскадера пригодилось мне в кино. На катке я познакомился с интересной барышней (ее играла моя жена Мария Яковлевна). Героиня повела меня представить своему папаше, находящемуся тут же. И вот когда он протянул мне руку, я поскользнулся, сшиб его и сам сделал великолепный каскад. Мы лежали на льду и смотрели друг на друга. Он с ненавистью, я растерянно - не знал что делать. Когда он поднялся, я стал извиняться. Но папаша барышни не захотел меня слушать и, отмахиваясь, убежал. Фильм имел успех у публики. В одной из рецензий меня даже окрестили русским Максом Линдером.
В дальнейшем я стал чаще приглашаться в кино для исполнения трюков, - продолжал рассказывать Виталий Ефимович. - В фильме режиссера Иванова-Гая меня выбрасывали из саней быстро мчавшейся тройки. Трюк этот я выполнил очень удачно: после падения, как и требовалось по сюжету, мое пальто зацепилось за сани, и меня поволокло за ними по снегу. Режиссер был так доволен, что не выдержал и закричал во время съемки: «Вот молодец! Прибавляю тебе еще десять рублей за трюк!»
В фильме «Девьи горы» играл чертика и делал сальто через карету, в «Чертовом гнезде» спускался в бочке с Воробьевых гор к Москве-реке. В картине «Новое платье короля» (она была поставлена по сказке Андерсена) исполнял серию флик-фляков. В ней, кстати, участвовала вся моя семья. Я был королевским шутом, Мария Яковлевна - женщиной в толпе, а пятилетний сын Витюша - тем мальчиком, который заметил, что на короле нет платья.
Снимался я также в фильмах «Похождение Идиотикова», «Морозко», «По ту сторону ущелья». Одним словом, не меньше чем в десяти картинах.
После выхода фильмов с моим участием я обычно по три-четыре раза в день ходил в кинотеатр и все внимательно смотрел, нет ли какой-нибудь ошибки при исполнении трюков. Так что участие в кино помогло мне совершенствовать свое мастерство, - закончил свой рассказ Виталий Ефимович.
Он полез в кофр и достал оттуда три круглых железных коробки.
- Не забудьте, пожалуйста, эти сохранившиеся у меня фильмы передать киномеханику.
Картины были переданы по назначению. Но во время юбилея из-за неисправности аппарата их демонстрация не состоялась.
- Как же так получилось?! - возмущался после окончания вечера
огорченный Виталий Ефимович. Эти же фильмы - странички моей жизни.

* * *

image Click to view


Советский чёрно-белый короткометражный фильм-сказка, поставленный на студии «Межрабпом-Русь» в 1924 году режиссёром Юрием Желябужским по мотивам русской народной сказки «Морозко».

История о том, как по наущению злой мачехи старик отвёз свою дочку в лес, и как добрый старик Морозко позаботился о бедной девочке-сироте.

* * *

Критиковать легко - Попробуйте-ка сами!
А знаете ли вы,
Что я не сплю ночами,
Обдумывая каждый трюк!

Виталий Лазаренко

Цирк, Сказки

Previous post Next post
Up