Как создавалась газета "Вятская правда".

Dec 22, 2023 09:46




21 декабря 1917 г.  первый номер газеты "Вятская правда" ( фото из фондов КОГБУ «ЦГАКО» )
Адрес конторы и редакции: Вятка, Пупыревская площадь, дом Фалалеева.

Из воспоминаний уполномоченного по организации типографий Вятского городского Совета, члена исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов ФАЛАЛЕЕВА.

В первых числах декабря 1917 года Вятский городской Совет и комитет РСДРП(б) еще не имел своего печатного органа, а также не имел возможности выпускать свои воззвания и листовки, без чего было очень трудно бороться против едкой травли [губернского] Верховного Совета и Губернского земского собрания. Естественно, что все, что бросали по адресу большевиков, можно было только
осветить и разъяснить на страницах газеты. Горсовет изыскивал возможности, где бы напечатать воззвание к гражданам города Вятки. По поручению президиума горсовета я был уполномочен выпустить воззвание к предстоящему Губернскому съезду Советов.

Сперва я обратился в Губернскую типографию, где мне с насмешкой отказали. Пришлось попытать счастья в типографии бывшей Харитонова. Тоже отказали, заявив, что весь шрифт куда-то увезен, и т.п. Хотя в городе еще существовали типографии Шкляевой и Сычева, но я мало питал на них надежды и к ним не обращался.


После неудовлетворительного моего хождения я объяснил президиуму горсовета, что некоторые типографии бастуют в знак протеста против большевистских Советов. Решено было обратиться в типографию Епархиального братства при его заводе. Я обратился к настоятелю Епархиального завода отцу Николаю Фаворскому, который хотя и великодушно отнесся, но все-таки в результате ссылался на невозможность принять заказ. Тогда я решил поступить в революционном порядке: зашел в типографию, разыскал заведующего Авакумова Михаила Васильевича, переговорил с ним о сверхурочной работе за особое вознаграждение. Заведующий, к моему счастью, отнесся очень великодушно, заявив, что, если рабочие согласятся, сегодня ночью наберем текст и к утру можно отпечатать экземпляров 600. Но все же рекомендовал мне самому переговорить с наборщиками Бабинцевым, Переваловым, Клестовым и др.
Последние отнеслись к моей просьбе совершенно по-товарищески. Договорились, что в 11 часов ночи они приступят к набору.

Вернувшись к настоятелю Фаворскому, я разъяснил ему, что возможность выпустить воззвание есть. Он хотя не возражал, но все же заявил об ответственности заведующего типографией Авакумова и других работников за печатание большевистской литературы.

Авакумов же сказал: «Давайте, с чего набирать, к 11 часам ночи. Мы будем здесь». Я пошел в горсовет, нашел т. Шубина, которому было поручено средактировать воззвание. На заседании президиума была избрана редколлегия из тт. Шубина Иосифа, Трубинского Алексея, Шубина Николая, каковая тройка должна была приступить к организации работы по изданию бюллетеня. Помещались они в доме № 52/2* на Пупыревской площади, где был комитет РСДРП(б), в маленькой комнате в самых стеснительных условиях.

В 11 часов ночи я пришел в типографию. Там уже ожидали меня Бабинцев Иван и Клестов Федор. Передал им материалы для воззвания. Они обещали, что к 5 часам утра набор будет готов.

Утром хотели печатать, но рабочий Вейнкрот заявил, что попробовал пустить в ход мотор, а он не работает. Должно быть, благочестивые батюшки постарались ночью обрезать провода.

Я попросил рабочих Федорова, Вейнкрота, Клестова, Бабинцева, Перевалова оттиснуть несколько сот воззваний, а сам доложил в горсовете, что сделали благочинные в типографии. Мне дали солдата 106-го полка Демидова. Мы поехали в типографию к механику Скопину, на электростанцию Свечного завода, но ничего не добились. Поехали на городскую электростанцию, взяли заведующего Миронова А.И. для обследования типографии, а там уже и мотор был снят. Миронов предложил поставить свой мотор и включить типографию в городскую сеть. А пока суд да дело, к ручно­му печатанию бюллетеней пригласили рабочих сборочного цеха Вятских железнодорожных мастерских Пестова, Лемехова, Бздюлева. Они после работы приходили в типогра­фию и ворочали машину. Городской Совет категорически потребовал от батюшек возвратить мотор, а мне написал мандат.

Долго работали вручную и без освещения. Наконец, бла­гочестивые привезли мотор. Электромонтер Пьянков Сте­пан Иванович включил типографию в городскую сеть. Для охраны типографии назначили дежурство Красной гвардии. Получив мандат на конфискацию 40 пудов бумаги в Гу­бернской типографии, мы с солдатом Демидовым направи­лись туда. Кладовщик Потапов Михаил Семенович запро­тестовал. Возвратившись в горсовет, мы взяли двух крас­ногвардейцев и забрали у типографии 40 пудов белой и 4 листа цветной бумаги для воззваний и плакатов.
Работа в типографии развертывалась, и редколлегия давала хотя скромный материал, но все же бюллетени вы­ходили. Городской Совет поручил редколлегии вести подгото­вительную работу к изданию печатного органа, для чего были приглашены в редколлегию другие товарищи - Карпов Ан­дрей, Попов Михаил, Капустин Петр, Попов Иван, Мышкин Михаил, Кувалдин Иван и др. Таким образом, «Вятская прав­да» вышла, первый ее номер - 20 декабря 1917 года. На­бор первого номера выполнен Бабинцевым Иваном и Вейнкротом. В общей работе с первых дней выпуска газеты «Вятская правда» приняли участие тт. Авакумов Михаил (был как заведующий), наборщики Малыгин, Михайлов, Перева­лов, Пересторонин, Федоров, Клестов. Таким образом, сло­жились кадры печатников и сотрудников по изданию газе­ты.
Хуже было дело с ее распространением. Обывательщи­на и вятская интеллигенция называли «Вятскую правду» «Вят­ской кривдой».

Для распространения газеты сначала я завербовал сво­их сыновей Александра и Алексея, затем двух братьев Петуховых. Они получали газету в типографии и отправляли ее сначала в Вятские железнодорожные мастерские и Пер­мское депо, затем на Вятку 1-ю, на фабрику Булычева, а потом уже продавать. Очень плохо покупали «Вятскую правду». Все требовали «Вятскую речь» и «Вятскую мысль». Бывало, купив «Вятскую правду», тут же рвали ее в клочки. К разносчикам относи­лись с насмешкой и даже с угрозами. Но все-таки с каждым днем газета имела все больше спроса, особенно в железнодорожных мастерских и Вятке-1.
В первых числах января 1918 года реквизировали вагон бумаги, поступившей в адрес Губернской типографии. Поэ­тому выпускать газеты стали с каждым днем больше. Вы­пуск газеты в январе доходил до 4000 экземпляров.
Я исполнял обязанности всякого рода: снабжал матери­алами, выплачивал жалованье, доставлял в типографию все сведения и постановления, статьи, заметки, объявления...
В первой половине 1918 года около 20 июня, когда ста­ло выходить около 10000 экземпляров газеты, и штат со­трудников не стал справляться с работой, и сама типогра­фия не смогла уже больше этого выпускать, встал вопрос о передаче типографии партийному комитету, для чего была избрана комиссия, в какую горсовет назначил меня. Мандат от 22 июля № 2688.
Типография Епархиального братства была ликвидирова­на. Всю работу и штат рабочих перевели в Губернскую ти­пографию, где и стала печататься газета.

ФАЛАЛЕЕВ.

* Так в тексте.


Вятка. Пупыревская площадь, «Электрическая общедоступная фотография П.Г. Фалалеева» дом № 35 где в 1917 году в маленькой комнате помещался вятский комитет РСДРП(б). ( фото из фондов КОГБУ «ЦГАКО»)

1917 г., Вятская правда, Вятка

Previous post Next post
Up