Прощеное воскресене.

Feb 26, 2023 10:33



Василий Максимов  (1844-1911) «Прощеное воскресенье» 1911. "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник"

На масленицѣ въ Прощеное воскресенье въ домѣ Заборова во исполненіе древняго обычая происходило прощенье съ хозяевами.
Въ этотъ день вечеромъ всѣ хозяева и служащіе собирались въ хозяйской столовой. Старикъ Заборовъ съ хозяйкой садились рядомъ въ кресла. Къ нимъ подходили по очереди и кланялись въ ноги, сначала сыновья, за ними женская прислуга, а затѣмъ и остальные служащіе. Кланяясь, мы произносили: «Простите меня, дѣдушка». Потомъ мы прикладывались къ его щекѣ, а у хозяйки цѣловали руку.


«Дѣдушка» послѣ этого приказывалъ каждому изъ насъ разинуть ротъ и дышать ему въ лицо. Онъ это продѣлывалъ для того, чтобы найти пьянаго и сдѣлать ему тутъ же должное внушеніе. А такъ какъ въ этотъ день большинство приказчиковъ и старшихъ мальчиковъ, по обыкновенію, были пьяные,-послѣ земного поклона они съ трудомъ поднимались на ноги, покачиваясь подходили къ «дѣдушкѣ» и, широко разѣвая ротъ, громко дышали «въ себя». Внутреннія вдыханія почти всегда сходили благополучно, такъ какъ въ этотъ день хозяинъ бывалъ не особенно строгъ.
Этотъ древній обычай всепрощенія, исполнявшійся предварительно передъ исповѣдью, смягчалъ сердца озлобленныхъ людей и вмѣстѣ съ покаяніемъ давалъ возможность каждому начать новую лучшую жизнь.
Старые хозяева, какъ вѣрующіе люди, это отлично понимали и хотя не безъ эгоизма, но всетаки интересовались и строго слѣдили за нравственностью своихъ служащихъ.
Ихъ заставляли ежегодно говѣть Великимъ постомъ, каждое воскресенье ходить къ ранней обѣднѣ. Чтобы идти со двора, нужно было просить у хозяина разрѣшенія, которое давалось не каждый разъ.
Вотъ почему прежде такъ истово исполнялись старинные русскіе обычаи. Къ сожалѣнію, теперь это все отошло въ область преданій.
Молодое поколѣніе живетъ теперь безъ всякихъ обычаевъ и ни во что не хочетъ вѣрить. Это новое, безпринципное направленіе, особенно замѣтно въ торговомъ мірѣ.
Купцы новѣйшей формаціи нисколько не интересуются бытомъ своихъ служащихъ.
Послѣ торговыхъ занятій служащіе пользуются абсолютной свободой, которую они всецѣло употребляютъ на прожиганіе жизни. Для этого къ ихъ услугамъ существуетъ множество театровъ, иллюзіоновъ, трактировъ, кабарэ и проч.
Послѣдствіемъ такой веселой и ненормальной жизни появились растраты и массовыя самоубійства, «уходящихъ» ежедневно насчитывается по нѣсколько человѣкъ.
Благодаря той же свободѣ, праздности и лѣни, улица въ короткій срокъ выработала новый типъ подонковъ общества, подъ названіемъ «хулигановъ», отвергающихъ нравственность, состраданіе и почитаніе старшихъ, то-есть тѣ основы, безъ которыхъ не можетъ существовать ни одно культурное общество.
Хулиганъ, типъ привозный. Онъ впервые появился въ 1895 году въ Ирландіи, откуда быстро акклиматизировался почти во всѣхъ европейскихъ государствахъ, въ томъ числѣ и въ Россіи.

Иван Слонов,  "Из жизни торговой Москвы". 1914 г.

1910е, Москва, Масленица

Previous post Next post
Up