Карл Маркс с женой Женни Маркс
В 1911 году известный английский последователь и пропагандист марксизма Генри Гайдман опубликовал свои автобиографические воспоминания в книге "Записки о полной приключения жизни". В книге приведены воспоминания о людях, с которыми Гайдман сталкивался на своем жизненном пути, Мадзини, Гарибальди, Бернард Шоу, Жорж Клемансо, Жан Жорес, Карл Маркс. В этом же году газета "Вятская Речь" анонсировала это издание, приведя небольшой отрывок из книги, где описан малоизвестный эпизод из жизни великого основателя интернационала Карла Маркса.
Автор "Капитала" вел в Лондоне более чем скромный образ жизни. Однако помощь, которую оказывал Марксу Энгельс, во всяком случае, была достаточна для того, чтобы семья Маркса не впадала в острую нужду. А что моменты такой нужды бывали, известно из биографии Маркса, и об одном случае такой нужды рассказывала Гайдману жена Маркса.
Однажды Маркс, находясь без копейки денег, субботним вечером, отправился заложить немного домашнего серебра. Он не был хорошо одет, и его знание английского было еще не так совершенно, как стало позже. Серебро, как выяснилось, было с гербом герцога Duke of Argyll’s, Campbells, с которым дом миссис Маркс был напрямую связан. Маркс прибыл в Банк Трех Шаров и достал свои ложки и вилки. Субботний вечер, иностранный еврей, неопрятное платье, грубо расчесанные волосы и борода, красивый дворянский герб на дорогих ножах и вилках - очевидно, очень подозрительная сделка.
Так думал ростовщик, к которому обратился Маркс. Он задержал Маркса под каким-то предлогом, пригласил полицейского. Полицейский нашел подозрения ростовщика основательными, и отвел бедного Маркса в полицейский участок. Высшее полицейское начальство разделило опасения низшего чина. «Субботний вечер, иностранный еврей, благородный герб и т. д.»: Дело уже было решено до начала расследования. Напрасно Маркс доказывал свою невинность. Его объяснения были бесполезны. Откуда у него это роскошное серебро, от которого он так хотел избавиться? Почему он ждал до темноты, чтобы заложить тарелку? Его объяснения о происхождении ложек и вилок встречались взрывами хохота.
В конце концов, Маркс очутился за полицейской решеткой, в то время как его взволнованная семья обеспокоенная его исчезновением, с трепетом ожидала мужа и отца, который не пришел ни в субботу вечером, ни в воскресенье днем. Эти два дня они оставались не только без главы семьи, но и без ужина и обеда. Лишь в понедельник основатель «Научного социализма» смог убедительно доказать, благодаря свидетельствам вполне «почтенных» лиц, проживающих в Лондоне, что он не был вором и грабителем и что серебро с шотландским гербом Campbell действительно было его собственностью. Эта история, которую миссис Маркс рассказала нам, пoлyшyтя-пoлycepьёзнo, рассказывалась уже не раз; но я повторю здесь еще раз, демонстрируя опасность, которой неосторожный иностранец подвергается в Лондоне от подозрительных ростовщиков и даже от нашей столь превосходной полиции; а также в качестве совета другим эмигрантам, чьи желания заставляют их прибегать к помощи знакомых ростовщиков, назначть встречи днем, а не в субботу вечером, когда никто в городе не работает.
H.M. Hyndman, The Record of a Adventurous Life , Macmillan, London, 1911.
полный текст
здесь Газетный отрывок из XVI главы дополнен переводом с оригинального текста книги, при помощи Гугл переводчика.
В газете «Звезда» № 31, от 26 ноября 1911 г. За подписью Вл. Ильин появился еще один разбор этого произведения.
Гайндман о Марксе
(отрывок)
«Наша манера беседовать была довольно оригинальная, Маркс имел привычку ходить быстро взад и вперед по комнате, когда он оживлялся спором, - как будто бы он гулял по палубе морского судна. Я приобрел за время своих долгих путешествий (в Америку, Австралию и т, д.) такую же привычку шагать взад и вперед, когда голова чем-нибудь особенно занята. И вот, можно было наблюдать такую сцену, что учитель и ученик шагают по два и по три часа вдоль и поперек комнаты вокруг стола, обсуждая вопросы современной эпохи и дела минувших дней».
Какова была позиция Маркса по различным вопросам, которые он обсуждал с Гайндманом, этого последний не передает сколько-нибудь обстоятельно ни по одному вопросу. Из изложенного выше видно, что Гайндман сосредоточивается больше всего и почти исключительно на анекдотической стороне дела: это соответствует всему остальному содержанию его книги. Автобиография Гайндмана есть биография английского буржуазного филистера, который, будучи лучшим из лучших в своем классе, пробивает себе в конце концов дорогу к социализму, никогда не отделываясь полностью от буржуазных традиций, буржуазных взглядов и предрассудков.
Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911
Ленин Владимир Ильич