Рассматривая недавно появившуюся у
ankor_21 фотографию революционных событий в Вятке, обнаружил что у меня есть крошечный фрагмент этой самой панорамы, только в лучшем качестве. Здесь можно рассмотреть даже все лица в подробностях. На фото присутствуют солдаты Вятского 106 запасного пехотного полка и, в темных шинелях скорее всего, гимназисты Вятской мужской гимназии.
Событие на на фотографии - митинг посвященый павшим борцам революции. Вятка12 марта 1917 года.
В качестве комментария добавлю письмо из той же книги
"Письма вятского обывателя" г. Вятка, 13 марта 1917 г.
Шлём привет, дорогой Серёжа, и поздравляем тебя с Свободной Россией,
дорогой наш, с новым правительством, с новой жизнью.
Да здравствует Государственная Дума!
Милый Серёжа, вчера у нас праздновали память павших в дни революции. Этот праздник постановлен 10-го марта, но т. к. рабочие железной дороги у нас заняты, то за этот день 12-е марта. Опишу его подробно ниже. <... >
Как мы рады, что вам теперь хорошо, свободно, вышли из-под тяжкого ига. Слава Богу, у вас теперь и молоко появилось, и свободно ходите в город, и с вами обращаются на Вы. Это мы читали в «Вятской речи» от министра Гучкова. Милый Серёжа, у нас в Вятке настолько спокойно и хорошо все себя держат, деликатно, вежливо. Милые солдатики точно воскресли, и на лицах сияет восторг и улыбка. Мы же все на них смотрим и думаем: «Дорогие наши защитники, мы за вас рады. Да здравствует Свобода!».<.. .>
Дорогой и милый Серёжа, опишу тебе наше торжество 12-го марта. День солнечный, ясный, в первый день ещё так зажглось солнце на улице. Дома почти все украшены красными флагами. Люба утром пошла на базар [поискать], нет ли яиц свежих для тебя, дорогой наш. Сооружаем пасхальную посылку... Приходит она с базара и говорит: «Нет, конечно, ничего. О, да сегодня как есть Пасха». Народ весь с красными бантиками. Почти у всех солдат кокарды закрыты красным фуляром1 и на груди - большие банты на левой стороне. И вот в половине 11 час. всё шествие двинулось на площадь кафедрального собора. Я говорю Любе: «Ты обязательно сходи посмотреть, как свободно будут петь песни, за которые месяц назад заключили бы в тюрьму». Я и Саша пошли в 10 час. утра, прикололи, конечно, красные банты. По площади ходили с кружками сборщики в пользу семей, пострадавших в борьбе за Свободу.
Я только вышла к Воскресению на горку, а по спуску уже всё идут и идут. Боже мой, как было красиво. Солдат видимо-невидимо, три оркестра, барабаны и инструменты обвиты красным фуляром. Есть солдаты, а быть может, и прапорщики с красным фуляром через плечо по груди, и рукава перевязаны бантами. Несут все флаги с надписями и кричат: «Товарищи, да здравствует Свобода!» Каких только нет надписей: «Да здравствует Народная Армия!», «Да здравствует Республика», «Долой рабство», а снизу [рисунок] - две руки, разорвавшие цепи.
Я пошла домой погреться, смотрю, Люба вышла, стоит у Чагановых окон, к груди приколот красный значок жертвователя. Я, конечно, увела её на такое место, что она всё шествие видела хорошо, удивлялась и говорила: «Сергейка также идёт теперь». Н. [иколай] С. [аввич], Фотя и Варя-все украсились бантиками. Они были у себя на углу да пошли до епархиального училища. Рабочие со всех заводов с флагами пошли по Московской и по Владимирской на Кукарскую... Бабушка иногда, смешная, не так понимает, в ужас приходит: «Не понимаю, как это без царя жить, управятся ли они? Это уж не немцы ли пришли, видишь, и царя убрали. Какая-то оказия в жизни невиданная». Мы ей говорим: «Это революция». - «Ну, я знаю, что Свобода, а это и выговорить не могу»...
А какой, Серёжа, был порядок и без полиции. Милиционеры были, но они вежливо обращаются... Любящие тебя Коробковы и Клабукова.
1 Фуляр -лёгкая шёлковая материя
* * *
Здравствуй, мой милый, дорогой Серёжа! Шлю тебе сердечный привет, как я теперь рада, что у тебя жизнь стала гораздо легче и свободнее. Мы всегда думали, что у тебя жизнь трудная, но всё уповали на Бога, и молитвы все только о тебе. 12-го числа был у нас праздник. Я ходила смотреть, всё глядела на солдат, как будто на тебя. Они продавали красные бантики и значки. Мне тоже прикололи. Конечно, каждый кладёт в кружку, сколько может.
Серёжа, какое опять у Смольянинова несчастье. Приходит к нам Вера Быкова и говорит, что у Зиночки воспаление мозгов, но ей об этом не говорят. Как уж жаль бедную Зиночку, какая она была ласковая барышня и меня любила всегда. Будь здоров, дорогой Серёжа, да сохранит тебя Бог во всякое время. Ангел-хранитель тебя сохранит от всяких бед. Горячо любящая тебя твоя мама Клабукова.