О праздновании Пасхи

May 05, 2024 13:19

В настоящее время Пасха является величайшим христианским праздником, смысл которого отражён в Новом Завете Библии: она подразумевает воскрешение Иисуса Христа. Однако Пасху празднуют также иудеи, не признающие приход Мессии 2024 года назад, они называют её Песах (Пейсах). Очевидное созвучие названий - "Пасха" и "Песах" - указывает на их родство. Но смысловое наполнение, на первый взгляд, абсолютно разное: иудеи празднуют исход евреев из Египта в 1446 году д.н.э. Данное обстоятельство подсказывает, что Пасху праздновали и до прихода христианства. Кто такие евреи и с какой стати они отправились на восток в поисках Земли Обетованной, названной впоследствии Израилем, о котором древние египтяне не имели ни малейшего понятия, хотя, казалось бы, Древний Израиль якобы соседствовал с Древним Египтом? Ответом на этот вопрос служит этимология хоронима "Израиль": по-гречески "Израиль" записывается как ΙΣΡΑΗΛ, которое раскладывается на два слова: ΙΣΡ + Α + ΗΛ, где

ΗΛ (эль) - известное в семитских языках слово, означающее "бог". ΗΛ, в свою очередь, это - редуцированное (без окончания) слово Ηλιος (Гелиос) - по-гречески "бог солнца". Дальнейшая этимология восходит к имени небесного бога Хора, в котором фонема [р] в результате ротацизма стала [л].
Α - соединительная гласная.
ΙΣΡ (иср) - вариант имени Осириса, бога возрождения.

Полный перевод слова "Израиль": "бог Осирис". Возникновение хоронима "Израиль" отнюдь не случайно и обусловлено его восточным по отношению к Египту расположением. На востоке, где вставало и "возрождалось" солнце, находились, согласно представлениям египтян, Поля Иару (Елисейские поля) - земли Осириса. Эти воззрения нашли отражение в древнеегипетском мифе об Исиде и Осирисе в изложении Диодора Сицилийского. Он рассказывает о походе бога Осириса со своим сыном Македоном на восток - вплоть до Индии. Но древнеегипетский фольклор о боге Осирисе (Израиле), разумеется, не имеет ничего общего с реальностью и передаёт исключительно эсхатологические воззрения египтян, т.е. их представления о загробном мире. Попутно отметим, что такие хоронимы (названия территорий), как "Ассирия" и "Сирия", имеют ту же этимологическукю природу, т.е. восходят к имени бога Осириса.

В свою очередь "еврей" восходит к древнеегипетскому слову ʕprw (апиру, хапиру, хабиру), впервые оно встречается в эпоху Нового царства и относится к кочевым народам, в том числе к кочующим мигрантам, торговцам и, возможно, разбойникам. Затем Apiru попало в греческий и семитские языки:

Ἑβραῖος (эврэос) - греческ. "еврей".
עִבְרִי‏‎ (иври) - "еврей" на иврите.

Семантика в целом осталась прежней: евреи - это люди, совершающие переход из одного места в другое, т.е. изначально евреями называли социальную группу, а не этнос. Собственно, и сейчас евреи есть у представителей всех рас, включая негроидную. Например, китайские евреи называются "ютай", т.е. "еврей" - это соционим, а не этноним.

Если принять во внимание представленную выше этимологию слов "Израиль" и "еврей", то библейский лейтмотив об исходе евреев из Египта будет означать следующее: люди отправились из Египта к богу Осирису, дабы обрести завещанную им Господом богом землю. "Земли Осириса" - это райские кущи Елисейских полей, иначе называемых Элизиумом. На первый взгляд кажется абсурдом, чтобы живые люди добровольно устремились в загробный мир - это не сочетается ни со здравым смыслом, ни с известными историческими фактами. Причина несуразицы - отношение к Библии, как к историческому документу, которым она не является. В ней, безусловно, есть вкрапления исторических сведений, но в основном это - сборник разнообразных палеографических документов, включающих космогонические и космологические мифы, поучения, притчи, пророчества, магические произведения, жреческие наставления и т.д. Один из примеров - "Книга Небесной коровы", которая взята за основу библейского сказания о Всемирном потопе. Также канва основных книг Ветхого Завета - Пятикнижия Моисея - выстроена согласно наиболее развитому жанру Древности, представленному в "Книге мёртвых", под которой понимается комплекс древнеегипетских заупокойных текстов, рассказывающих о путях достижения царства Осириса и жизни среди богов.

При таком подходе библейский рассказ об исходе евреев из Египта в поисках Израиля приобретает законченный смысл: умершие египтяне совершают переход из земного бытия в предвечный мир бога возрождения и становятся евреями благодаря факту этого путешествия. Неслучайно поэтому в иудаизме - религии евреев - нет загробного мира, т.к. библейские евреи находятся уже там, в Израиле, и общаются напрямую с Господом богом. При этом можно отметить параллель между библейскими скитаниями евреев по пустыне в течение 40 лет под предводительством Моисея и поминками усопшего на 40-й день после смерти у православных христиан, когда считается, что душа умершего завершила свои скитания на земле и отправилась на небеса к Богу.

Появление египтянина на небесах в царстве бога Осириса (бога возрождения) указывало на возрождение оного египтянина, которого так и называли - "Осирис имярек".

Как видим, Пасха и Песах имеют непосредственное отношение к богу возрождения Осирису, хотя ни Танах, ни Библия об этом не говорят, в чём видятся две основные причины: противоборство различных религиозных течений на рубеже эр и желание скрыть истинные корни соответствующих катехизисов.

В частности христиане позаимствовали у митраистов Рождество, изначально подразумевающее "рождение" солнца, когда начинает заметно прибавляться день - 25 декабря праздновали день рожденья бога Митры. Т.е. генезис Рождества подразумевает сугубо астрономическое событие. Аналогично - Пасха.

Рассмотрим фрагмент фрески в гробнице Нефертари Меренмут, любимой жены Рамзеса II (гробница 66 в Долине цариц):



Центральный персонаж - Осирис-Ра. Слева и справа от него - неотступные спутницы Осириса: Нефтида (слева) и Исида (справа). На самом деле это одна и та же женщина (одинаковое лицо), но представленная в двух ипостасях: домохозяйка (Нефтида) и носительница царского трона (Исида). В Древнем Египте трон переходил из рук в руки по женской линии, поэтому браки между братом (фараоном) и сестрой были обычным явлением. Но для нас главным является то, что центральный персонаж является синкретичным, объединяющим бога возрождения Осириса и бога Ра, изображённого на голове. Рядом с солнцем (справа) стоит иероглифическая подпись: "бог Ра".

Слева от Осириса-Ра написано "Осирис радуется вместе с Ра", справа - ответная часть: "Ра радуется вместе с Осирисом", что и указывает на синкретичность образа. Но почему у Осириса-Ра изображена голова барана с рогами? Для ответа на вопрос нам необходимо посмотреть на небо (из Каира) в день весеннего равноденствия. Для этого выберем 1260 год д.н.э., когда жила Нефертари Меренмут:



30 марта в 1260 году д.н.э. солнце взошло строго на востоке, куда устремлён взгляд Большого Сфинкса, расположенного у Великих пирамид, и в это время Солнце находится в созвездии Овна, что говорит об эре оного Овна, который и был бараном с рогами. Далее переместимся на 8 мая 1260 года д.н.э. и снова смотрим на небо:



Солнце сблизилось с созвездием Ориона на максимально близкое расстояние. В Древнем Египте созвездие Ориона считалось небесным воплощением бога Осириса, бога возрождения, и называлось "Сах", именно данное обстоятельство и отражено на фреске в виде взаимного приветствия бога Ра и бога Осириса. 8 мая выбрано нами по той причине, что в этот день было полнолуние - непременное условие праздника в Древнем Египте. Это положение на языке древних египтян будет звучать как pw-S3h (пу-сах), т.е. "в позиции Сах". Отсюда, очевидно, этимологизируется и название нынешнего праздника - Пасха (Песах или Пейсах). Таким образом, мы снова сталкиваемся с тем, что великий христианский праздник обязан своему возникновению астрономическому событию, а именно максимальному сближению Солнца и созвездия Ориона.

В заключение необходимо отметить, что из-за прецессии равноденствий происходит постепенное смещение по календарю этого события. В нынешнем году полнолуние в период максимального сближения Солнца с созвездием Ориона придётся на 22-23 июня, т.е. древние египтяне праздновали бы пу-сах в воскресенье 23 июня и очевидно красили бы яйца, поскольку эта традиция зародилась именно в Древнем Египте, в котором яйцо считалось вместилищем новой жизни. Амулеты в виде яиц давали умершим.

Previous post Next post
Up