Начнём с последнего, с фонетики, но сначала напомним, что тераграмматон - это четырёхбуквенное собственное имя Бога, на произнесение которого наложено табу. Древнейшее упоминание тетраграмматона было обнаружено на
стеле Меша, датированной IX веком до н.э.:
Прорисовка тетраграмматона, записанного палеоеврейским письмом на стеле Меша (IX век до н. э.).
Источник Под палеоеврейским письмом подразумевается финикийское. Его алфавит:
Источник.Цифрами обозначены порядковые номера букв тетраграмматона, если считать справа-налево.
Соответственно, транслитерация тетраграмматона будет выглядеть следующим образом: YHWE.
Точная её вокализация неизвестна, но в настоящее время
общепризнанным прочтением считается ЯХВЕ. Однако следует указать на распространённое заблуждение, касающееся
отождествления бога солнца ИАО с Яхве - оно станет очевидным чуть позже, а пока отметим, что значение и происхождение имени "Яхве" науке не известно.
Но кто такие финикийцы, поклонявшиеся Яхве? Геродот о них сообщает:
"По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикияне. Последние прибыли от так называемого Красного моря к нашему морю и поселились в стране, где и теперь ещё живут" (выделено - авт.),
Геродот, "История", I.
Археологические раскопки, проводившиеся на берегу Красного моря в последние десятки лет, выявили "остатки портов, служивших со времён Древнего царства для отправки экспедиций на Синайский полуостров и в Пунт. В Мерса-Гавазисе, Айн-Сохне и Вади-эль-Джарфе были раскопаны подземные галереи, предназначенные для хранения и ремонта морских кораблей"
(Белов А.А. "Обзор основных конструктивных особенностей древнеегипетских кораблей").
Галереи с остатками морских кораблей из Айн-Сохны, (там же).
Айн-Сохна, Мерса-Гавазис и Вади-эль-Джарф - это Египет, следовательно, финикийцы и были изначально египтянами. Впервые они упоминаются в подписи под статуей царя Ниусерра (V дин.) в его заупокойном храме (
Тураев Б.А."Рассказ египтянина синухета"). Версия о египетском происхождении финикийцев ныне стала весьма популярной в научной среде: "To the egyptians the people of the Northeast coast of the Meditarranean were known as "fenehu", means "shipbuilders" (перевод: "египтянам жители северо-восточного побережья Средиземного моря были известны как «фенеху», что означает «корабелы»" (
источник). Однако Алан Гардинер не столь категоричен:
Иероглифическое написание "фенеху" и его значение (перевод: "фенеху - термин для обозначения сирийцев", ср. с греч. Φοινικεσ).
Словарь Алана Гардинера (A.Gardiner, "Egyptian Grammar").
При этом совершенно очевидно, что если финикийцы упоминались в эпоху Древнего царства, то о древнегреческой этимологии не может быть и речи - это всего лишь созвучные слова, либо, что более вероятно, греческое "Φοινικεσ" заимствовано из древнеегипетского языка.
Обратимся к карте:
Древние Палестина, Финикия и Сирия, 1200-586гг. до н.э. (
источник).
Судя по карте, Финикия и Сирия были близкими соседями, тем не менее эта карта довольно условна, т.к. согласно историческим сведениям древние египтяне называли территорию нынешней Сирии страной Речену (
А.В.Авдиев. "Военная история древнего Египта"), но важным обстоятельством является тот факт, что обозначенная территория Финикии приходится на Ливан, известный своим кедром, из которого древние египтяне строили корабли, в частности те, что сохранились в упомянутых выше портах, цитата: "Как показали анализы, материалом для постройки всех кораблей, остатки которых обнаружены в галереях трех красноморских портов, служила преимущественно древесина ливанского кедра (выделено - авт.)"
(Белов А.А. "Обзор основных конструктивных особенностей древнеегипетских кораблей").
О деталях взаимоотношений финикийцев с Египтом повествует рассказ Геродота:
Ливия (Африка - авт.) же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Неко (Нехо II - авт.), царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет (выделено - авт.). (Геродот, "История", IV,42)
Отсюда мы узнаём, что финикийцы совершали дальние путешествия, следуя указаниям египетских фараонов: отправлялись из Египта и возвращались туда же. Таким образом, тесную связь финикийцев с Древним Египтом можно считать исторически зафиксированным фактом. Попутно заметим, что поселения корабелов-фенеху на восточном побережье Средиземного моря, в местах произрастания ливанского кедра, очевидно, обладали определённой автономией, поскольку в дальнейшем финикийцы расселились по всему Средиземноморью, образовав колонии и города-государства.
Тесная связь финикийцев со своей альма-матер, Египтом, обусловила многочисленные заимствования оттуда, которые были обнаружены нами на примере
богини Танит, имени
Астарты и
Баала. В искусствоведении даже пришлось ввести термин "египетский стиль" применительно к финикийским артефактам:
Маленькая бронзовая статуэтка, египетский стиль. Дуимес, Карфаген. Высота 0,05 м. VI век до н. э.
Источник.
Логично предположить, что имя "Яхве" также имеет египетские корни. И действительно, их даже не надо искать, ибо они лежат на поверхности:
Бог луны Ях.
Источник.
Первые три иероглифа, считая слева, задают фонетику - ИАХ (Ях); четвёртый - детерминатив в виде серпа луны, указывающий, что речь идёт именно о ней. Однако в написании имени бога луны случались вариации, которые были сведены в таблицу:
Источник (нумерация - авт.).
До текстов "Книги мёртвых" почти ничего не меняется, кроме варианта №14, который нам далее пригодится. Причём в папирусе Ани имя "Ях" записывается 3-я вариантами: №№16 (20), 21, 22. Очевидно, это связано с тем, что папирус Ани составляли несколько человек, которые вносили собственные интерпретации, диалектные варианты или попросту ошибались. Так, имя под №21, если исходить из классического прочтения иероглифов, читается уже как "Их". Причём это не ошибка, т.к. варианты №№22, 23, 26 повторяют такое написание. Вероятней всего, это связано с тем, что в разных номах и в разные эпохи допускалось разное прочтение иероглифа
(M17 здесь и далее - по Гардинеру), сохранившееся до нашего времени, если иметь в виду, что английская буква "I" (ай), восходящая к этому древнеегипетскому иероглифу, может читаться как "и" (Italy) и как "ай" (Irish). Причём в египтологии вплоть до XX века не было единого мнения об указанном иероглифе M17: кто-то читал "и", а кто-то "а". Если принять допущение, что в Древнем Египте местами практиковалось совмещение, то такой диалектный вариант будет звучать как "иа" или "я". Но самое интересное даже не это, а то, что в конце имени "Ях" в вариантах №№22-26 появляется новая фонема в виде иероглифа G43:
, которая читается как "у". Соответственно, имя бога луны уже будет Яху.
Далее обратимся к артефактам финикийского происхождения.
Серебряная дидрахма, Тир, Финикия, 360-332 г. до н.э. (
источник)
Легенда: "на аверсе - Мелькарт едет верхом на морском коньке, ниже - волны и дельфин, плывущий вправо;
на реверсе - сова под левым крылом несёт крюк и цеп, правее - финикийские буквы".
Пилообразный символ на аверсе - это древнеегипетский иероглиф, означающий воду. На реверсе стоит сова (филин?), тело которой заимствовано у египетского бога Хора (сокола), под крылом он держит инсигнии - Нехех (цеп) и Хека (крюк), символы власти древнеегипетского фараона. Но самое любопытное - в двух неприметных символах, названных "финикийскими буквами":
.
Финикийских букв в надписи нет - это древнеегипетские иероглифы N11 и N8, они читаются как "Яху", одновременно служат идеограммами, указывая на луну и солнце, которые в древнеегипетской мифологии считались глазами бога Хора.
Ещё один вариант такой монеты:
Тир, Финикия, дидрахм аттического стандарта, ок. 332-275 гг. до н.э.
Источник.
Легенда: "на аверсе - Мелькарт едет прямо по гиппокампу (морская лошадь с рыбьим хвостом - авт.);
на реверсе - сова стоит вправо, голова - анфас, держит посох и цеп под крылом, IIII - дата и финикийская буква в правом поле".
Лучи от луны и солнца названы "датой". При этом необходимо отметить, что в некоторых случаях обходились без лучей и, соответственно, без "дат" (там же):
Комбинация иероглифов соответствует варианту №14 в таблице. Если обратиться к изображению бога луны Ях (см. выше), то на его голове лунный серп и диск солнца образуют корону, символизирующую его статус, они же представлены и на этой монете. Важный элемент символики - сова, несущая инсигнии, символы царской власти. Но если Хор выступал владыкой дневного неба, то сова в этом случае является владыкой ночного. Соответственно, Ях или Яху в виде совы - это ночная ипостась бога Хора.
В Древней Греции символика финикийских монет была заимствована и использована при массовой чеканке "сов" (монет с совой):
Тетрадрахма, Аттика, Афины, около 449-404 гг. до н.э.
Источник.
На реверсе монеты кроме совы присутствует серп луны и иероглиф солнца, вписанный в имя богини Афины в качестве буквы Θ (тета).
Вернёмся к финикийским артефактам. В музее испанского города Кадис экспонируются статуи Мелькарта-Геркулеса:
Статуэтки из храма Мелькатра в Кадисе.
Источник.
Корона хеджет на голове статуэтки на заднем плане означает статус бога Осириса, у статуэтки на переднем плане - корона атеф, представляющая собой торжественный или праздничный вариант короны хеджет. Эти короны также носили фараоны в качестве вершителей судеб, из чего следует, что символика статуэток ничем не отличается от древнеегипетской.
Скарабеоид, IXв. до н.э., Израиль, Израильский музей.
Источник.
На печати присутствует в основном древнеегипетская символика: крылатый сфинкс, держащий в лапах анх, ниже - крылатый солнечный диск, по бокам от него две кобры Уаджит, ещё ниже - бог Хор с инсигниями фараона. На печати различимы также мелкие детали, которые можно интерпретировать по-разному, что, однако, не помешало Марьо С.А.Корпель (там же) связать скарабеоид с Древним Израилем и библейской историей. Это при том, что в Древнем Египте не знали о
существовании Израиля.
Изображение Мелькарта на стеле из города Амрит в Сирии (кликабельно):
Стела с Мелькартом на льве из Амрита в Сирии, ок. 550 г. до н. э.
Источник.
Композиция стелы изначально восходит к циппи Хора:
Магическая стела, 360-343 г. до н.э., Метрополитен-музей.
Источник.
В Древнем Египте такая стела имела исключительно медицинскую функцию: стелу поливали водой, она "впитывала" всю мощь Харпократа, её собирали и использовали в лечебных целях. Вера в чудодейственную силу медицинских стел явилась причиной их массового распространения в самом Египте и в окружающих странах. Стелы "модернизировали" в соответствии с местной мифологией и пантеоном. Иногда они возвращались обратно, но под другими именами. В качестве примера подобного творчества может служить медицинская стела Кадеш (кликабельно):
Древнеегипетская стела западносемитской богини Кадеш, XIX династия (1292-1186 до н.э.),
Египетский музей в Турине.
Источник.
Образ Кадеш в точности соответствует богине Хатхор, имя "Кадеш" также образовано от "Хатхор": ХАТХОР=>КАДХ...=>КАДЕШ. Но есть одно небольшое отличие -
Рога Хатхор превратились в лунный серп Кадеш. На смену солнца, удерживаемого Хатхор рогами, пришла символика бога Яху.
Стела с Мелькатром, очевидно, также использовалась в лечебных целях, во всяком случае её символика служит ещё одним примером заимствования в Египте. Её верх выполнен в соответствии с древнеегипетскими канонами, например:
Погребальная стела: "Стол подношений Анхшепенвепета", Древний Египет, 750-650гг. до н.э., Лейденский музей.
Источник.
На стеле с Мелькатром также присутствует отличие: крылатый Хор Бехдетский оказался лишён диска - он вынесен ниже:
Стела с Мелькартом, фрагмент
На Мелькатре изображена корона атеф, а над ней возвышается тот же символ, что и на голове бога Яху - диск с полумесяцем.
Повышенный интерес финикийцев к ночному небу обусловлен тем, что в древности моряки, покидая зону каботажного плавания, ориентировались по звёздам, в частности Полярная звезда называлась "финикийской". Это был самый простой и доступный способ ориентирования в море в античную эпоху. Если жизнь жителей долины Нила зависела от солнца, то мореплаватели в значительной мере были зависимы от звёзд - их видимости и расположения на небе. В данном контексте находит объяснение смена владыки небес на сову и отказа от соколиной символики. Сокол - дневной охотник, в отличие от совы, ведущей ночной образ жизни и способной различать предметы почти в полной темноте, что очень важно для морских путешественников, плавающих по ночам. Видимо, с этим и связан факт заимствования эллинами финикийской символики, т.к. тоже были мореплавателями.
Финикийские погребальные стелы:
a)
b)
c)
a): Конец 6 века до н.э., Трапани, Италия.
Источник.
b): Карфаген, Тунис.
Источник.
c): Карфаген, Тунис.
Источник. На всех трёх изображена финикийская богиня Танит (Тинит), над ней - символика Яху.
Массовое хождение в Финикии символики бога Яху свидетельствует о культе, зародившемся по указанным выше причине: культ Яху стал отражением характерных особенностей жизни корабелов и мореплавателей в античную эру. Осталось только понять, как Яху трансформировался в Яхве, хотя, если учесть, что в академической науке имя бога ИАО читают как "Яхве" (см. выше), то ничего невозможного здесь нет. Тем не менее вариант ЯХУ =>ЯХВЕ представляется вполне приемлемым.
Транслитерация имени "Яху" будет выглядеть следующим образом: YHW. Отметим что, например, архаичная латынь допускала переход V=>U
Источник. AVGVSTVM (имя "Август")
AQVARVM ("водоснабжение")
QVORVM ("которых", "из этих")
"V" в одном слове могло читаться как [у] и как [в]. Разночтение сохранилось до наших дней: мы говорим "виски", англичане - whiskey [уискей].
Относительно последней буквы "H" в имени YHWH выскажем предположение, что YHWH - это акроним: YHW + H(λιοσ) ("луна" + "солнце").
Очевидно, имя YHWH представляет собой тайнопись, в которой зашифрована символика бога Яху, включающая иероглифы Луны и солнца, что и предопределило табуированность имени.
Выводы
1 Появление Финикии и финикийцев тесно связано с историей Древнего Египта, их культурно-историческая связь находит отражение на множестве артефактов и в трудах древних историков.
2. Первое упоминание финикийцев фиксируется в Древнем Египте в эпоху Древнего царства.
3. Создателями и носителями культа Яхве были корабелы и мореплаватели Древнего Египта, поклонявшиеся богу луны Яху.
4. Культ бога Яху возник благодаря развитию древнеегипетского солярного культа, но применительно к ночному небу, "солнцем" которого выступала луна.
6. Тетраграмматон YHWH (Яхве) образован от имени "Яху" и, предположительно, представляет собой тайнопись, скрывающую имена "Яху" и "Гелиос".