Почему-то не встречал сегодня в форумах серьёзных попыток восстановить траекторию сегодняшнего уральского болида. К вечеру решил всё-таки попробовать сделать это сам. Придумал такой способ: предполагаем траекторию прямой для простоты, на фотках из разных городов измеряем видимый угол α траектории с горизонтом. Это то же самое, что угол между
(
Read more... )
Точка пересечения траектории с землёй, вообще говоря, не обязана совпадать с местом падения обломков. При разламывании тела меторита обломки приобретают поперечную к исходному направлению скорость, из-за этого они падают не точно туда, куда летело исходное тело. На фотках видно, что в месте взрыва у траектории есть небольшой излом. Я его в модели не учитывал и брал среднее направление на глаз.
В новостях, вроде, писали, что нашли несколько обломков и что они рассеялись между Чебаркулем и Златоустом. Хотя могу и путать что-нибудь -- я специально не интересовался этим вопросом, просто в голове отложилось.
Я сначала тоже не верил в Чебаркуль. Думал, что местные нашли какую-то случайную полынью, а СМИ растиражировали как туркменский кратер. Меня сначала убедило то, что по ТВ сказали, что местные жители видели пар, поднимающийся из полыньи. Думаю, сами они такую подробность бы не придумали. То, что моя "точка падения" оказалась близко к Чебаркулю убедило окончательно как независимое подтверждение, потому что тогда назывались совершенно разние траектории.
Reply
Reply
Толщина прогрева за 15 секунд пролета болида - считанные миллиметры, пока обломок долетит до земли - остынет обратно.
Reply
Reply
Reply
Сейчас попробовал пооценивать торможение тела в атмосфере. Считаем, что весь воздух, который попадает в сечение тела, разгоняется ударной волной до текущей скорости тела. Это даёт силу трения F=-\rho_a S v^2, где \rho_a -- плотность атмосферы. Для турбулентного трения (которое будет при дозвуковом движении), кстати, формула почти такая же, только там ещё безразмерный коэффициент. Из этого при пренебрежении тяготением получается уравнение на скорость d(v_0^2/v^2)/dz = -\rho_a(z) * 2S/(m\tg\alpha_0), где \tg\alpha_0=0,24 -- наклон траектории. Для шара 2S/m=3/(2\rho r). Чтобы получить оценку снизу скорости при падении v_f, считаем, что торможение нашего осколка происходит на всём протяжении атмосферы с тем же S/m, как внизу. Ещё для v_0 берём нижнюю оценку 11,2 км/с. Интгрируем по z, получаем v_0^2/v_f^2-1 = 2Р_aS/(m\tg\alpha_0), где Р_a=10^3 г/см^2 -- интегральная (по z) плотность атмосферы (посчитал из атмосферного давления). Для ваших параметров 2S/m=0.032 см^2/г, правая часть равна 132, v_f=v_0/11,6=0,97 км/с. Т.е. нижняя оценка скорости для такого тела получилась в 3 раза больше скорости звука. До звуковой скорости затормозилось бы тело в 9 раз меньше по линейным размерам (при той же \rho).
Сколько выпарит/нагреет воды при такой скорости надо ещё посчитать. Жалко, что нижняя оценка получилась меньше скорости звука в воде, было бы проще.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сравнение подогнанных и измеренных ogleearth направлений для первого способа:
gnuplot> print faz(28.7,cfix)/deg, fincl(28.7,cfix)/deg, 122, 33
125.762378530549 25.3449205576349 122 33
gnuplot> print faz(32.2,cfix)/deg, fincl(32.2,cfix)/deg, 187, 40
184.729139671498 33.4297504147204 187 40
gnuplot> print faz(33.4,cfix)/deg, fincl(33.4,cfix)/deg, 222, 32
224.244896187578 22.3052452873818 222 32
Все ошибки 2σ и определены по разбросу данных.
Reply
Reply
Leave a comment