Чикаго! Мы осмотрели этот город с большим интересом, столько много небоскрёбов, тут когда-то в конце XIX века и начался небоскрёбный бум. Некоторые здания тут жилые, многие - офисные, есть квартиры на высоких этажах. Первую ночь мы ночевали у Игоря Bike, который родом из Ташкента, и занимается тут продажей велосипедов, а вторую ночь - у Данияра, который из Казани (но это не тот Данияр из Казани, который бывал в красноярском и прочих домах АВП, а другой). Данияр снимает квартиру на 44-м этаже, в самом центре города. В дом так просто не войти, внизу имеется стражник, который имеет каталог всех жильцов и записывает, кто и к кому и зачем направляется.
В самом Чикаго отмечу два места: мы поселили Мечеть Мариам, которая является штаб-квартирой мусульманской секты Нация Ислама (Nation of Islam). Вкратце, они думают, что Америка - святая страна, а чернокожие американцы - избранный народ. (Мормоны примерно так же считали, но они были белые и христиане.) Нация Ислама развилась в ХХ веке, одни из её известнейших деятелей являлся Малькольм Икс, а также боксёр Мухаммад Али тоже оттуда. Но я подробно погружаться не буду в эту тему, скажу лишь, что в мечети Мариам нас встретили с большой опаской, не очень хотели пускать смотреть (но совершить молитву мне позволили), глядели что в рюкзачках и карманах, не хотим ли мы как-то осквернить мечеть. Снизу там молельный зал, сверху - как такой зал заседаний, с многими рядами кресел. Все служащие мечети, увиденные нами -- очень чёрные негры. Что там происходят, чему учат, не выяснилось подробно, потому что за нами следили, и спровадили быстро.
Также мы посетили, из интереса, храм Бахаи, единственный на земле северо-американской (следующий, кажется, в Панаме). У бахаистов было, поутру, весьма пусто, в храме был тоже большой массив кресел, в информационном центре добровольные энергичные гиды, похожие на мормонов, рассказывали о бахаизме, и о 50-летнем долгостройном проекте этого храма, продавалась литература на бахаическую тему. Внешне мне показалось, что крайне мало людей посещает этот храм, если сопоставить с размерами здания. Подробно я уже писал об учении бахаи, мы тут задерживаться не стали, перешли к просмотру остальных объектов Чикаго.
Небоскрёбы-небоскрёбы (мы посмотрели на город с 96-го этажа), опять небоскрёбы, Миллениум парк, другие парки, да и хорошее метро - есть и одна старинная линия метро, построенная в конце XIX века. Она построена на металлических ножках-подпорках, над улицей, ножки на заклёпках, -- как в Берлине тоже подобная есть. Старинные станции тут выглядят более старо, чем в Германии: тут деревянные полы, деревянные станции, только турникеты новые. Поезд идёт с шумом и небольшой скоростью, над улицей. Другие линии метро более новые. Один проезд стоит 2,50$, дневной 10$ проездной, месячный около сотни $. Есть отдельно прикольные двухэтажные электрички, по городу и пригородам, но на них проездной не распространяется - там отдельная оплата. Ещё в Чикаго много бомжей и попрошаек с табличками, как и в других крупных городах. Но с табличками тут даже больше, на каждом перекрёстке в Даунтауне сидел человек с табличкой, почему ему нужны деньги, а где-то и не один.
Путешествие с машиной имеет свои особенности, основная из них та, что нужно авто куда-то девать всё время, а парковки в центрах городов платные. На окраине городп много бесплатных мест, но их тоже нужно выбирать аккуратно, легко можно припарковаться «не туда» (место для пожарников, для инвалидов или других особых персонажей). Мы пристроили машину на окраине города, и ездили по Чикаго на общественном транспорте, а когда вернулись за машиной, на стекле была наклеена бумажка. «Наверное, рекламу сунули», подумал я, но не угадал: то была штрафная квитанция аж сразу на 150$. Можно оплатить сразу через банк, а можно оспорить, прислать свои изъяснения в конверте, что Олег намерен и сделать. Но не знаю, как вообще будет со штрафом, ведь машина арендованная Олегом, и когда он покинет Америку, куда этот штраф потом придёт, если объяснения не удовлетворят местную штрафную инспекцию или кто там разбирает эти случаи.
Подробно о Чикаго сейчас и некогда писать, а город интересный, и достоин посещения следующий раз через два года, поэтому кто там ещё есть, и будет через пару лет (осенью 2017), зовите меня в гости. А, ещё скажу, что в Чикаго бензин дороже, чем во многих предыдущих штатах, примерно на 30%.
Утром рано мы покинули Данияра, живущего на 44-м этаже в Чикаго, и отправились на выезд из города. По пути искупались в озере - это озеро Мичиган, одно из пяти Великих Американских Озёр. Когда я учился в школе (в СССР), нам говорили, что вода в этих озёрах чрезвычайно загрязнена промышленными отходами, и не то что купаться, но и трогать эту воду опасно. Наверное, за истекшие 25 лет об экологии стали думать больше - тут вообще США выглядит достаточно чисто, и вода в озере оказалась довольно прозрачная, без запаха или вредной окраски. А то, что никто больше не купался, объясняется тем, что вода для Америки холодная - градусов около +15С.
Да, я забыл написать, что несколько дней назад мы увидели на трассе двух неформалов-автостопщиков, подвезли их какое-то расстояние и подарили им книгу «ПВП» и расспросили об автостопе в США. Больше не было автостопщиков видно.
Потом поехали в Детройт. Этот город, центр автомобильной промышленности, известен далеко в мире тем, что он являет собой, частично, некое запустение типа казахского Аркалыка. Когда-то в центральных частях города жило около 2 миллионов человек, а сейчас около 700 тысяч. Многие дома стоят брошенными, заколоченными, а развалины выглядят так, как, по мнению многих россиян, будет выглядеть вся Америка лет через десять, когда (если) тут всё развалится. В общем, мы поехали в Детройт.
На внешний взгляд, Детройт выглядит средне; есть там и пустые брошенные дома и предприятия, но мы тщательно по ним не лазили. Есть, например, старый ж.д.вокзал, в нём 16 этажей и он весь заброшен, обнесён заборчиком, чтоб не лазили. Вместо такого сверх-вокзала сделан маленький однокомнатный «Амтрак-вокзал» в 100 раз меньше первого. А вот в центре (даунтаун) вообще видна жизнь, фонтаны, небоскрёбы (не брошенные), ездит автоматический поезд по кольцевому маршруту, на столбах как монорельс, однопутный, проезд 0,75 долл (недорого). Ходят разные люди, и местные, и туристы, и негры. Некоторые здания выглядят примерно как в Мехико в не очень ухоженных районах, а чуть далее от центра, да, заросшие лесом, травой, заколоченные, и частные особняки, и большие дома. Детройт выглядит интересно, и следует приехать в него потом ещё специально, чтобы полазить по развалинам. Это я сделаю осенью 2017.
Пока ж ещё запомнилось, что очень много дешёвых парковок, сделанных на разных пустырях. Как штраф нам приклеили, так стали больше обращать внимания на разные парковочные услуги. А через реку видна сразу уже Канада, это граница с Канадой проходит здесь, туда есть и мост, и тоннель. Не имея визы Канады в данный момент, я сфотографировал Канаду снаружи. Река шириной метров четыреста. Никогда вот Канады не видел, вот посмотрел через речку. Набережная цивильная, такая - не скажешь, что через километр уже развалины.
После Детройта поехали в Кливленд, он на берегу уже другого американского озера, Эри. Вдоль озера Эри идёт дорога, попадаются домики везде, домики, населённая область. И комары появились, до того их почти что не было.
О Кливленде не буду говорить подробно, а скажу о необычном случае после него в 50-ти милях. Когда настала ночь, мы захотели где-то уснуть, между Кливлендом и Ниагарским водопадом, но на самом озере ставить палатку было негде - всё частные территории, застройка домиками, да ещё и комары. Тогда решили отъехать, поставить машину где-то в стороне от озера и городов в кустах, и переночевать прямо в машине (она большая и раскладывается, становится плоской внутри). И мы съехали с большой дороги на маленькую, а с маленькой свернули в кусты, проверив, чтоб там не было обычной для США таблички «No trespassing», или «Private property» etc. Табличек и заборов не было, мы пристроились в машине на таком асфальтовом пятачке-своротике в лес, по которому никто вероятно не ездит. Разложили машину и уснули, было уж около полуночи.
Но спать долго нам не пришлось! Вот что с нами случилось. Часа в два ночи машина осветилась резким светом 2000-ваттного вонаря. Мы проснулись удивлённо. В машину стучался милиционер. Оказалось, приехало сразу две машины с надписью ШЕРИФ - кто-то ночью проезжая, нас заметил и настучал на всякий случай: «кажется, машина там стоит в кустах!» И вот менты приехали разбираться, взяли наши документы и задавали много вопросов: кто мы, откуда, как и где познакомились, какой у нас рост и вес. Рост, вес, цвет волос и глаз записали в тетрадочку, это наши особые приметы. Ещё особыми приметами были марки наших мобильников, их тоже осмотрели и записали тоже. Время от времени менты возвращались к машинам и связывались с центром, передавая наши данные. Пока они убедились, что в районе никто не разыскивается такого-то роста, цвета и с таким-то мобильником в кармане, прошёл целый час! Наконец, они не нашли в нас никакого преступления и вернули документы, но посоветовали ехать досыпать на официальный паркинг, который там имелся, оказывается, неподалёку.
Утром с машиной что-то произошло, она перестала заводиться - может быть, биополе полицейских на неё плохо подействовало. Мне кажется, просто батарейка села, но Олег говорит, что не могла она так просто сесть. Тут никто из водителей не лежит обычно под машиной, а вызывает техпомощь по телефону, она тут же и появляется, если место оживлённое. Олег позвонил пару раз и появился мужичок с сундучком, минут через десять, и машина тут же завелась, как только он открыл капот, а стоила эта услуга $25+налог = $27. Пишу эти наблюдения, пусть другие будут внимательней.
Когда машина завелась, мы поехали дальше, в сторону Ниагарского водопада.