Продолжаю удивляться тому, как усовершенствовали «Карету-апи» (железную дорогу Индонезии) за минувшие четыре года. Поезда все прошли капитальную реконструкцию - сиденья в них, правда, остались такие ж неудобные, по 102 места в вагоне, но теперь все вагоны покрашены, а внутри прицеплены кондиционеры. К каждой секции сидений прилагается три розетки, всего штук 50 розеток на вагон, и они даже работают. На вокзалах тоже теперь всё покрашено, везде перронный контроль, есть много бесплатных зарядных розеток для желающих и даже - о чудо - бесплатный wi-fi.
Некоторые изменения трудно было ожидать. Четыре года назад я проехал очередной раз по Яве на поезде и написал
текстик «Адский поезд в райской стране». Тогда, за 20 часов езды с Джакарты до Маланга, передо мной прошли торговцы 60-ю комплектами товаров и услуг общим числом не менее 200 человек! Вот что продавали в индонезийских поездах раньше:
( Цены в тысячах рупий (тр), на 2011 год. Список продаваемых товаров в 2011 году:
1)таху - соевые купики - 1-2 тр за пакетик,
2)орешки
3)питьевая вода (1,5 литра - 4-5 тр), напитки, газировка, металлические банки с напитками и пластиковые, синие бутылки с очень вкусной газировкой «Мизон» за 5 тр (поллитра) и прочее подобное
4)рис в упаковках, завернутый в бананий лист, с добавками (большой 3тр, малый 1тр)
5)джерук (апельсин) 2тр за штуку, проверено -- сладкий!
6)фонарики «жучок» ручные -- 10тр
7)батарейки для телефона - по 10тр
8)игрушки плюшевые большие и малые
9)батарейки
10)газеты местные по 1тр
11)книги разные. Среди них были замечены цветные книжки с картинками «О вкусной и здоровой пище», «О молитве», «О массаже» и прочие, средней ценой 6тр
12)подушки разносил во временное пользование сотрудник ж.д. (4 тр), чтобы эти подушки подкладывать под не знаю что, ну под готову, прислонясь к стенке. Потом эти подушки утром забираются
13)усллуги дезодораторов: человек идёт по поезду и всем под нос прыскает из баллона дезодоранта, потом за это ожидает монетку, за услугу освежения воздуха
14)услуги уборщиков: человек идёт по поезду и делает вид, что подметает (спящие на полу недовольны), а также ожидает монетку.
15)Очки
16)Салфетки
17)Тряпки для протирания своего пота
18)Опахала
19)Услуги музыкантов, барабанщиков, гитаристов и певцов, которые сопровождают состав и поют довольно быстро
20)Бич-пакеты, и кипяток к ним в термосах. В вагоне нормального кипятка нет.
21)Часы наручные
22)Сумки, довольно большие и хорошие, по 10тр
23)Яйца варёные - куриные и перепелинные
24)Кофе в пакетиках и уже в стаканчиках
25)Булочки разные, пакет с тремя булочками - 2 тр (вкусно)
26)Молитвенные услуги
27)Нищие продают «радость» от лицезрения своих бедствий и членоповреждений. Инвалиды разных степеней. Но не очень много оных,
28)Сухости, кререры, сухофрукты
29)Шлёпанцы - по 10 тр
30)Кубики Рубика
31)Ложки-поварёшки большие
32)Всё для дома, не перечисляемо
33)Пакеты от 50-килограммовостей (мешки)! Для того, чтобы подстилать их на пол в вагоне, когда спишь! Их же, как я знаю, продают на кораблях
34)Китайские груши твёрдые и невкусные
35)Газовые зажигалки, ну очень большие, и в самолёте не перевозимые, всего по 2 тр
36)Сигареты, много и разных (курят в вагоне тут же)
37)Плееры
38)Зарядники к телефонам. Розеток в поезде нет.
39)Женские и детские платья, целый ассортимент
40)Огромные транспаратнты с цитатами из Корана, самый неожиданный и большой по величине товар в этом поезде
41)Услуги чистки обуви и гуталин
42)Холодные коктейли со льдом из вагона-ресторана
43)Соки в полиэтиленовых пакетиках, с трубочкой, холодные, 1тр
44)Нарезка из фруктов в коробочках
45)Чётки
46)Духи
47)«змеинный фрукт»
48)Игрушки механические - поющие птички, стреляющие пистолетики, ездящие машинки, всё в пределах 10 тр
49)Овощечистки
50)Кепки и шапки
51)Ногтегрызы
52)Бананы, одна тётка догадалась-таки нести, обычно их нет
53)Курительно-благовонные палочки и подставки для них
54)Свежая клубника
55)Финики
56)Один старик продавал большое чучело кошки, в единственном экземпляре. Цену я не спросил;
57)Мороженое...
И вот теперь торговцы уничтожены вообще. Нельзя купить ни бананов, ни таху, ни газеты, ни чучело кошки, не услаждают наш слух десятки поездатых музыкантов днём и ночью. Вся торговля монополизирована железной дорогой - носят редко дорогущий чай и жратву из вагона-буфета, еда только одного вида, чай одного вида, ну ещё и подушки продают во временное пользование на одну поездку. Так что дорога с Джокьякарты до станции Баньюванги-бару оказалась на удивление невкусной - на 614 км езды (13,5 часов) не было ни одного вкусного торговца, и даже со станций разгонали их напрочь!
Пока что не сильно испортилась цена - 50,000 рупий (4 доллара) за 614 км, можно пока что думать, что недорого. Но если покупать на поезда, куда аншлаг и большой спрос, то цена растёт в зависимости от дня покупки.
Пришлось наслаждаться кондиционером и заоконными видами! Кстати, и встречных товарняков что-то не было видно, непонятно - кажется и их сократили, и пассажиров на товарняках не видно пока что. Нужно будет в апреле проверить, пропали ли свойства езды на локомотивах?
Наконец я прибыл на ст.Баньюванги-Бару. Тут тоже осовременили вокзал, всё такое цивилизованное, туалеты чистые, вай-фай работает, чудно. Отпишу новости и пойду спать в какую-нибудь мечеть, а утром - паром на Бали и далее Ломбок, Сумбава... Для тех, кто в Джокякарте, -- передают из Дома: там всё нормально, а завтра (17 марта) будет лекция самоходной немецкой женщины Ребекки, которая одна автостопом многократно путешествовала по Ираку, Ирану, Пакистану, Турции и многим другим странам. Она знакома нам около десяти лет уже, знает с десяток языков, включая русский, турецкий, курдский, урду и проч.