Как и другие большие известные нам общины и коммуны, -- Ауровиль производит и старается продать некоторые изделия, чтобы как-то выправить свой торговый баланс. Как и в других подобных случаях, товары Ауровиля качественные, но довольно дорогие в сравнении с обычными аналогами. На всех товарах написано, что они сделаны именно в Ауровиле; без такой вывески мало кто бы их купил за такую цену.
Посмотреть и приобрести Ауровиль-продукцию можно в немногих специализированных местах: в одном спецмагазине в Ченнае, в другом спецмагазине в Пондичерри, в десяти магазинах по дороге в Ауровиль и в нескольких магазинах на въезде в сам «город мечты». Может есть они и в обычных супермаркетах, но в Индии супермаркетов почти вовсе нет, я за месяц видел несколько и небольших.
Какие же это товары? Больше всего одежды и текстильных товаров, всякое шитьё, плетение, феньки, сувениры, юбки и красота, по цене от трёх до пятикартной от цены похожих простых индийских вещей. Кожаные сумки, ремешки, ксивники - мы видели и мастерскую, где производят. Кроме того, разное рукодельное мыло, пакеты с травами для оздоровления и для заваривания, разные крема, из еды - какие-то масла, крема, благовония. Джемы-варенья, вкусные, но цена для Индии задранная, 250 или 300 рупий за баночку ($4-5). Я купил, но чисто из интереса ко всем коммунам и общинам. Кефир есть, производится в глиняном горшке, цена выше московской вдвое, ещё какая-то молочная продукция.
Печенья какие-то ручной работы, что-то ещё экологическое, без ГМО для разных сыроедов и неедов. Книги, книжки, ежедневники, блокноты-альбомы, открытки, прочая полиграфия. Часы настенные красивые, будды сувенирные, прочие предметы для дизайна интерьера, картины какие-то рукодельные, игрушки, украшения для женщин, музыкальные инструменты. Неужто делается всё тут, прямо в этих кустах? Или тут только этикетку клеят? Не, отвечали мне, тут и производят прям всё. Не очень верится, но может быть и так.
Газета «Auroville Today», ежемесячная, цветная, на хорошей бумаге, по 50 рупий аж, есть и просроченные номера (я купил из интереса) - кажется, ею город рекламирует сам себя и своих жителей. Буклеты про сам Ауровиль. Но есть и вторая газета для местного, внутреннего использования «Новости и заметки» - она чёрно-белая, не парадная, из листочков А4, скреплённых, там именно для жителей Ауровиля важная и полезная информация и объявы. Эта газета в рознице не продаётся.
А вот где тропические фруктовые развалы? Где арбузы и кокосы? Не видел изобилия фруктов, и как по виду отличишь - продают ауровильские или привозные? Каждый коммунар и в России уже наверное зарёкся жить и процветать, продавая картофель или капусту с полей. Экономика на таком не сходится, труд высокоумных и высококвалифицированных людей не приводит к тому, что эти люди вырастят и продадут в тропиках бананы или ананасы. Но указанными фруктами торгуют за границами Ауровиля местные жители.
( …Перечисляя все эти товары, скажу, что ассортимент их шире, чем тот, что предлагают другие подобные, посещённые мной, общины и коммуны и их обитатели. Я сравниваю с чем: община Виссариона в Саянах и её обитатели; община шейха Назыма (недавно скончавшегося) на северном Кипре; «свободный город» Христиания в Дании на территории Копенгагена. Читатели, посетившие и другие крупные общины, могут дополнить в комментах, что ещё где растят, делают или продают. )
По сравнению с окружающей Индией, жители Ауровиля, особенно белые, настроены, в целом, на буржуйскую жизнь. Но, буржуйской жизнью в простецкой стране жить трудней, чем жить простецкой жизнью в буржуйской стране.
Ауровильцы имеют, также, более 45 гэстхаусов (на 2000 человек! Список оных можно найти в интернете), а также некоторые имеют бизнес на стороне. Однако, даже если ты тут трудишься, то говорят что безналичного пособия («майнтенс» оно тут называется) хватает только на скромную жизнь; нужно иметь какой-то источник денег ещё, например сдавать квартиру в Большом мире.
Буклеты про город рассказывают, что на территории этого 2000-жительного поселения есть 170 предприятий, занятых разной коммерческой деятельностью, поддерживая город в финансовом отношении. Я не знаю, как оплачивается тут труд и беструдье, какое пособие получают разные участники этого «колхоза», а также какой годовой оборот торговли города. Но вообще цифры эти в открытом доступе есть: я их видел и на больших досках в мэрии, и в местной чёрно-белой газете: какая контора или гэстхаус или какие операции-махинации принесли сколько рупий в бюджет города. За подробностями в указанную газету, ну некоторые странички я переснял, вот например
(более полная фотоподборка будет позднее)
Судя по некоторым признакам, весь колхоз не прибыльный, а скорей наоборот. В буклетах указано, что Ауровиль «тесно сотрудничает» с деревнями вокруг, и в Ауровиле трудится около 5000 индусов из окрестных деревень! Это ж какой-то Сингапур или Кувейт получается: 2000 жителей и 5000 гастрбайтеров из сёл. Как я понимаю, расплачиваться с этими 5000 инд.чел. нужно не бонусами и не потретами Шри Ауробиндо, а настоящими деньгами, рупиями из городского фонда.
Зачем эти 5000 чел нужны? Наверное, дорожки чистить или от других индусов город охранять, или помогать в строительстве понаехавшим белым людям - они ж с городов, не все рукастые. За первый день мы видели полсотни тружеников: одни сидели на стульчиках под деревьями, охраняли покой горожан неясно от кого, другие стерегли ограду Матримандира, третьи трудились в кафе по обслуживанию туристов на входе. Во второй день мы, гуляя, видели многих дорожных рабочих - индусов, занятых асфальтированием города; кто-то работал в кожесумочной мастерской; кто-то в пекарне, кто-то участвовал в строительстве глиняных домов - не знаю, то были ауровильские граждане или труженики из соседних сёл.
Пешком или на повозках тут не передвигаются; у кого попроще жизнь, есть велосипед, у других - мотобайк или машина даже.
Из 2000 жителей Ауровиля, мной предположительно, половина будет не трудяги - дети, пожилые люди-ветераны Ауровиля, а также те, кто обслуживают других бесприбыльных граждан (в детском саду, в школе, тут учителя свои есть). Значит, выходит, 1000 чел должны произвести и продать продукцию, чтобы хватило на 2000 жителей + 5000 внешних индусов, 7000 едоков, а также на благоустройство города, воду-свет и наверное текущий ремонт Матримандира: храм, который строился 40 лет, (ну почти храм иудейский), наверняка уже требует технической слежки и чинки, и так будет почти вечно. А продукция -то продаётся, но не так быстро, чтоб всех накормить, и точек продажи немного, туристы всё ли окупят?
Гости города, кто прибыл на короткий срок, должны внести 100 рупий в день с человека; если обитаешь в гэстхаусе, то это как бы такой ауровильский налог, он добавляется. Сейчас «высокий сезон»: от 600 до 3000 рупий стоит номер в сутки, да и забиты многие гэстхаусы новосёлами. С мая по октябрь число людей снижается, и цены на житьё снижаются наполовину. Пожилые люди, кто здесь живут, все крутятся по-своему: кому-то перечисляется пенсия, а кто-то сдаёт квартиру в большом мире. Кто-то и успел заработать денег на цивильную жизнь в Индии до конца дней: по европейским и российским меркам это не такие большие-то суммы.
Кто сюда приезжает, и кому посоветовать сюда приезжать? Людям рафинированным, кому нужна приятная Индия без индусов или с не очень большим количеством таковых! Ауровиль - это «идеальная Индия» в представлении некоторых домоседливых челов: солнце, пальмы, тепло, курсы йоги, аюрведа, медитация, Тибет, тишина, портреты гуру, много белых людей, все говорят по-английски, чисто и не нагажено, где-то звук музыки, где-то курятся благовонные палочки, и главное, что никто не пристаёт «мистер! Ваэраюго? Хеллоу! Вот из ёр кантри? Такси, мистер!» И воду из крана можно пить. Вот кому нужна такая спокойная и чистенькая Индия, все могут сюда хоть на всю зиму приезжать, особенно пенсионеры или граждане, желающие сдать квартиру в Цивилизованном Мире. Они-т и приезжают и поставляют существенный доход городу.
А новосёлы, желающие присоединиться к Ауровильцам вообще, должны первым делом приехать на меньший срок, на три месяца, из коих не менее двух поработать на пользу города. А потом, получив рекомендации и одобрение прочих жителей, на год или на какой-то подобный срок, при этом оплачивая своё пребывание, он уже называется «Ньюкамер».
О суммах и тарифах подробней уточните сами на
www.auroville.ru, кому интересно. Я ж вычитал на сайте примерно вот что: 10.000 рупий нужно пожертвовать сразу, 3000 рупий ежемесячно ещё, в течение первого года, а также оставить городу в залог свой обратный билет или деньги на него, и ещё что-то в фонд медицинского страхования. Но кормить и вписывать автоматически не будут - или ещё порядка 10 тысяч рупий в месяц нужно иметь на прожитьё, или иметь знакомых, куда вписаться, или договориться с одним из 45 гэстхаусов, наверняка долгожителям скидки будут. Ньюкамер должен сам обеспечить себя жильём, но строиться он не может, пока не стал полноправным жителем града. Так писано на сайте, а реально уж думаю, что у каждого свой опыт и знакомства могут быть. Но мы видели, что сооружались какие глиняно-саманные дома, говорят их будет целый квартал, камеры для ньюкамеров, потом раскрутятся и построятся уже сами.
А, и ещё нужно трудиться на благо города и народа, это самое важное, и интегрироваться в сообщество, в определённую «коммуну» (деревню).
Потом уже, если желание присоединиться к Ауровилю -- и через год всё ещё сохранилось, то делается объявление в местной внутритусовочной газете, и если никто не выскажет своего раздражения, то уже на всеобщем собрании голосуется и принимается новый человек. Можно уже заказать дом простейший - один лакх рупий (100 тысяч рублей) стоит, проекты в мэрии, выбирай и плати; можно сооружать что-то солидное, есть готовые проекты, и свои ауроархитекторы тут тоже есть; строителями же могут выступить и индусы соседних деревень, если сам новый гражданин не хочет или не может руки пачкать о цемент или глину.
Всё, поздравляем! Теперь этот новый человек сидит тут, в Ауровиле, греется на солнце, питается бананами или арбузами, сыроедничает, йожится, читает сорок томов Шри Ауробиндо сочинений и книги Матери, участвует в хозяйственной жизни (город подыщет ему должность или он сам - того не знаю). Каждые пять лет летает в Россию за новой визой Индии; Ауровиль сделает ему уже такое письмо для посольства, чтоб легче дали визу на пять лет. А вот гражданства Индии он не получит просто, даже если женится тут или родит потомство на индийской земле. Так и будет вечно, а за новыми паспортами или проголосовать - ездить в консульство России в Ченнай.
Всё это я указал вкратце, а за подробностями обратитесь к указанному сайту. Но всё равно денег от продажи мыла и платьев + от гостиниц + собранных с ньюкамеров дерег городу не хватает всё равно. Поэтому город, имеющий всеиндийское и какое-то мировое значение, ежегодно получает дополнительные гранты от правительства, а иногда и от каких-нибудь фондов. Я уже посмотрел в местной внутренней газете и на стендах мэрии, и даже переснял таблицы их бухгалтерии (особенно повеселила таблица бесприбыльных учреждений и гостиниц, принёсших в бюджет Ауровиля в год по 0 рупий 00 пайса).
Всё-таки город как-то сводит баланс, и постепенно удаётся выкупать землю у местных жителей (им всё ещё принадлежит порядка 15% окружающей почвы) и строить или чинить какие-то, указанные выше, общественные здания, чинить дорожки и проч. Но всё же пусто тут, совсем пусто! По проекту должно тут жить 50 тыс человек, а с индийской плотностью могли бы поселиться и более 100 тыс. а вот где их взять-то?
Нет здесь 100 тысяч человек, пустовато тут для Индии, но это и хорошо для людей, имеющих определённый склад ума и характера. А стоит ли сюда ехать и поселяться - это уж каждый может решить для себя, посетив и поживя в городе недельку-другую. Не забудьте, что и сами ауровильцы тоже будут к вам присматриваться - город принимает не всех желающих, а только тех, кого сам город (или коллектив жителей) сочтут полезными и целеустремлёнными. Ведь именно здесь, среди этих колючек и перелесков, может появиться на свет, в скором времени, «Супраментал» -- предполагаемый Сверхчеловек, по учению Шри Ауробиндо. Пускай появляется, посмотрим на него.
Я сам в Индии поселяться не собираюсь, и не собирался, посему и перехожу к заключительной части аурорассказа. Да, всё интересно. Но, изначальные цели, завещанные «Матерью», так и не были достигнуты. 50 тыщ человек сюда не поселились, простейшая жизнь заменилась буржуйской, а безденежное общество, где всем по потребностям и все осознанно трудятся - заменилось на общество виртуально-денежное: денег вроде нет, но они есть, просто многие рассчитываются по безналу. И вот сверхчеловек тоже не выявлен. Экологически чистая жизнь не очень экологична: и машины, и мопеды, и здания в основном из бетона и стекла, а не шалаши и не землянки. Энтузиазм 1970-80-х годов сменился жизнью обыкновенной, как и у всех людей. Подобную трансформацию переживают постепенно поселения Виссариона, а когда он скончается, трансформация завершится также.
В последнее утро, когда мы уезжали уже и стояли на автобусной остановке, подошёл к нам, уже видевший нас, пожилой человек, индус.
-- Что, уже уезжаете?
-- Ага!
-- Ну да, ну да… Сначала тут такой был энтузиазм, лет сорок назад… духовный поиск… А теперь ничего духовного не осталось! Один бизнес!
Но если кому-то нужна Индия без какашек, без помоек и вонючих речек, без назойливых индусов и «мистер-хэллоу», то -- приезжайте в Ауровиль, там самое оно место!