Из города Бодхгайя (ещё один буддийский святоград)

Jan 31, 2015 23:04

Итак, в прошлом посте я рассказал про «святой город» Патну - ну тут, в Индии, на всемирном полигоне традиций, религий и сект, в каждой провинции найдётся охапка «святых городов»… Столько учений и гуру произвела Индия за сорок веков, что из них можно было бы составить огромную коллекцию. Итак, Патна была очередным «святым городом», и мы сутки прожили в ней, и вернулись на вокзал.

Скажу, что привокзальная площадь Патны выглядит страшнейшим хаосом, сочетанием таких грязных и нищих людей, с вполне даже приличными, -- что после неё, увидев всё это, наша Комсомольская площадь просто эталон чистоты, и центр интеллигентного общества!

Новым для нас стали многочисленные переезды на трёхколёсных машинках - тук-туках: в этой местности они используются как автобусы, и городские, и пригородные, и загородные. Сконструированные изначально для троих человек, они набиваются до предела возможного, туда суют 12 человек или даже порой больше, с багажом и детьми, и едут они по тому или иному маршруту, который известен местным жителям и водителю. Местные жители платят за проезд весьма небольшие деньги - то пять рупий, то десять, а на больших загородных расстояниях - по двадцать. Иностранца, порой, стараются раскошелить на большие суммы, но в нашем случае это не всегда им удаётся. Рупия недавно была равна рублю российскому, а сейчас, получается, даже больше него; но будем считать оптимистично 1 руп = 1 руб.

Итак, по Патне мы ездили на этих трёхколёсных агрегатах, которые обслуживают все районы, куда не прокникли автобусы из-за узкой улицы и крайне насыщенного дорожного движения. А когда мы переехали в город Гайя, то опять потарахтели на тук-туке в Бодхгайю, и катились минут пятьдесят. Расстояния на этих машинках кажутся большими, потому что сами машинки маленькие.

И вот мы в Бодхгайе, в месте, где Будда получил просветление, сидя под деревом Бодхи. Из трёх буддийских городов, которые мы посетили (Лумбини, Кушинагар и Бодхгайя) этот - наиболее живой и активный. Суть его схожа с первыми двумя - здесь стоят разные буддийские монастыри, построенные разными народами, например вьетнамцами, тайцами, монголами, непальцами и даже бутанцами. Они же сюда и засылают монахов, разных языков и физиономий. И тут же есть центральный храм. Но посещаемость Бодхгайи значительно выше, чем первых двух мест. Обычный паломник думает, верно, так: «В Лумбини Будда родился, но я ведь и так уже родился, поэтому это меня мало интересует. В Кушинагаре Будда умер, но это мне делать как-то не хочется, ну хотя бы не сейчас. А в Бодхгайе он получил просветление, может быть и мне поехать сюда и тоже простветлеть хотя б самую малость?»

Поэтому Бодхгайя полна сотнями, а может и парой тысяч людей, которые приезжают сюда за просветлением. Среди них есть и европейцы. Они обитают в разных гостиницах, гэстхаусах и монастырях, а самые настойчивые сидят прямо вокруг главного храма в позе Будды, связав ноги, а чтоб их не кусали комары - они сидят в небольших сетчатых палаточках, которые продаются прямо в этом селении. Также можно совершать простирания, действия, похожие на приседания+отжимания, или на мусульманский намаз, и эти действия совершаются много сотен раз в непосредственной близости от главхрама. Вся территория вокруг этого культового места днём заполнена простирающимися или медитирующими или просто ходящими гражданами разных национальностей! К сожалению, на территорию храма нельзя проносить фото и телефоны всякие; мы не знали и нас завернули - пришлось потом идти без вещей; завтра пойдём с затаённым фотоаппаратом.

Поселились мы на крыше японского гэстхауса следующим образом: спера пошли в тайский монастырь, чтобы пристроиться там, но монах -- очень умный и понимающий - объяснил, что к сожалению, в его монастыре нельзя останавливаться именно иностранцам, и он тут же позвонил и лично отвёл нас в соседний гэстхаус, где мы и поставили палатку на крыше на безвозмездной основе. Тут обнаружился (очень медленный) wi-fi, поэтому есть надежда на то, что какие-то мои тексты и фотографии сегодня будут отправлены в окружающий мир!

По улицам городка ходят различные монахи всех видов. У монашеской братии тут, вероятно, нет запрета на использование денег - они и покупают что-то на базаре, и ездят на рикшах и тук-туках, а вот за их типовым занятием, за выискиванием съедобных пожертвований, я тут их в этих краях видел мало. Ну или нужно очень рано просыпаться, чтобы это увидеть? Мне кажется, что за них уже всё нааскали «командирующие организации», те страны, которые послали их сюда.

Вокруг главного храма, и в промежутках между монастырями и гэстхаусами, раскинулся большой будда-базар. Но и не только он! Есть ещё и много нищих и попрошаек. А ещё будет интересно знать, что прямо у забора главного храма есть ещё один забор, поменьше, и в нём находится главная бодхгайская мечеть, аж с пятью тонкими минаретами. Туда собираются на моления местные многочисленные мусульмане; а мусульманское кладбище и вовсе затесалось между двумя буддийскими территориями. Так что я посетил сперва мечеть, а потом буддийский комплекс. Если получится завтра протащить фотоаппарат, то может и удастся поснимать будд.жизнь! Вообще фотоаппарат запрещают не строго, просто хотят, чтобы на фото купили бы специальный билет, а без фотокамеры вход бесплатен.

Что же касается дерева Бодхи, под которым, предположительно, сам Будда получил просветление 2600 лет тому назад, его судьба такова. 2300 лет назад от него отщепили веточку и посадили его «дочку» на Шри-Ланке, оно и ныне растёт, в Анурадхапуре - я там и видел его. То дерево является древнейшим в мире деревом с известной историей. А за проходящие века оригинальное дерево в Бодх-Гайе засохло, и обратно со Шри-Ланки привезли то ли семечко, то ли веточку того дерева, и теперь оно здесь опять растёт - получается, «внук» оригинального дерева.

буддизм, Индия

Previous post Next post
Up