Мусульманская община «Ахмадия», и её основание (1).

Jan 11, 2015 19:15

Называя движение Ахмадия мусульманской религиозной сектой, я ничего не хочу сказать о её истинности или ложности, полезности или бесполезности, частичной или никакой применимости в нашем человеческом быте. Секта - это религиозная группа, не достигшая 300 лет. Если вы решили основать свою религию (избави Бог!), то первые триста лет вы будете гонимой группой и сектой, и либо исчезнете в конкурентной борьбе, либо вас уже признают важной тусовкой и пригласят вас на собрания и к начальствам, отметят вас в переписях и анкетах, и будете не просто так, а уважаемая и традиционная религия.

Примеров тому немало, а несколько лишь вот. Христианство сперва было гонимой «вредной еврейской сектой», но в IV веке начали эту веру принимать цари и короли, цезари и чиновники высшего ранга, сделали гос.религией и пошло дальше, как нам известно. Или вот старообрядцы: после реформ Никона они были проклинаемы и сжигаемы, и сжигались сами, а триста лет прошло - глянь-ка, и анафемы отменили «яко не бывшия суть», и уже сидят с другими коллегами, беседуют уважаемо. Сикхи тоже, триста лет от последнего гуру прошло, сперва их гоняли и некоторых убивали, а вот какие уважаемые стали. Есть, конечно, и исключения удачные (ислам например), но вообще нужно триста лет продержаться, чтобы тебя начали уважать.

А последующие Виссариону, либо Порфирию Иванову, либо Прабхупаде, либо Гулям Ахмаду, о котором и пойдёт речь, -- те ещё в начале своего пути находятся: либо их сотрёт конкуренция других религий (или Божий замысел, как кому уютнее считать), или триста лет пройдёт, и уже традиционные, а традиционные - уже как бы и истинные… О каждом из них, и последователей их, можно устроить отдельный разговор, но съединим мысли и вернёмся к Мирзе Гулям Ахмаду (1835-1908), который родился в местечке Кадиан (Qadian) в тогдашней Сикхской Империи.

Мирза Гулям Ахмад родился в мусульманской семье, в селе Кадиан, жил, и не делал никаких громких заявлений до возраста примерно 50 лет. В зрелом уже возрасте он объявил себя исламским реформатором 14-го исламского столетия, а затем провозгласил себя Махди (Мессией мусульманского мира), а также Вторым пришествием Иисуса, а также халифом ислама (руководителем всех мусульман). Согласно его учению, Махди и Иисус-II - одно и то же лицо, и более того, он сам и является этим лицом. Первый Иисус, согласно ему, не был насмерть распят на кресте, а спасся, перебрался в Индии и умер в старости в индийском Кашмире, где в Шринагаре (Сринагаре) и похоронен. Ахмад явился в том же районе мира в качестве второго Иисуса.

Ахмад собрал своих учеников и последователей и организовал новое движение «Ахмадия», взяв с них клятву - жить хорошо, праведно и честно, согласно Корану и руководству Ахмада.

Окружающие мусульмане, да и христиане мира, встретили нового мессию скептически - тем более, что мессиями объявляли себя самые разные граждане в протяжении истории, и ныне многие есть. Но М.Г.Ахмад не расстраивался и постепенно всем доказывал, что Мессия - он и есть.

Так, например, в одном из преданий говорится, что Иисус во втором пришествии спустится на землю посредством белого минарета, находящегося к востоку от Дамаска (или на востоке Дамаска). Белых минаретов (или похожего цвета) вообще в исламском мире немного; в Дамаске есть одно предположительное место, где Иисус должен спуститься, там каждый день новый коврик подстилают, но пока без видимого результата.

Поскольку деревня Кадиан находится в 3500 км к востоку от Дамаска, половина пророчества уже есть, но там не было белого минарета. Поэтому М.Г.Ахмад организовал строительство вышеуказанного минарета в своей деревне. Строительство оказалось затяжным из-за недостатка средств, но в итоге минарет был всё-таки построен (а завершён уже после смерти Ахмада), и мессия мог на него подниматься и спускаться (до той высоты, как позволяли конструктивные особенности), и тем самым исполнил и вторую половину пророчества.

Вторым предсказанием о Мессии было предание (не знаю, откуда выкопанное, я его в интернете только видал), что в дни сии, священный месяц Рамадан начнётся лунным затмением, а потом произойдёт и солнечное затмение в тот же месяц, и такое совпадение не бывало никогда в прежней истории. Я считаю то предсказание вообще сомнительным, потому что затмения происходит циклично, и примерно повторяются спустя тысячелетия; но случилось так, что в конце XIX века как раз (в данной местности) произошло оба затмения. Поскольку М.Ахмад был единственным известным себе мессией в данный период времени (а куда Махди Суданский делся? Я что-то не знаю, но может и там один не знал о другом? А Бахаулла - не современник ли?), … эти затмения ещё подтвердили истинность его миссии.

Кроме того, в предсказаниях о Мессии была затронута мечеть Аль-Акса, которая, как мне казалось, одна на свете и находится в Иерусалиме. Не беда - в Кадиане появилась ещё одна мечеть Аль-Акса, прямо рядом с белым минаретом, видным издалека.

Мирза Ахмад написал 80 книг, в основном на урду. Что-то на арабском, что-то на персидском языках, но в основном на урду. Поэтому в пакистано-индийско-говорящих сообществах его последователей больше всего и по сей день. Также он вёл переписку с конкурентами и проповедниками, включая западных, уверяя всех в своей истинности. В итоге, в возрасте 73 лет, М.Г.Ахмад последовал примеру всех людей - умер. Но, он успел создать движение «Ахмадия», названное его именем и назначить коллегу преемником, новым халифом. Теперь эта традиция «Халифат Масих» (правление Мессии) длится уже сотню лет, и апостолы сменяют один другого (сейчас уже пятый); глава движения Ахмадия считает себя главой всех мусульман и вообще всех, получается и христиан тоже, -- а живёт он в Лондоне, именуется он Халифат Масих V-й, человек с седой бородой лет пятидесяти пяти.

Иногда в разных странах, даже в Папуасии и в Уганде, встречаются мечети последователей - мусульмане-ахмадиты, а у нас в России не встречаются. Всего же число последователей непонятно - думаю, порядка миллиона на мир. Узнать у папуасов, чем отличается учение Ахмада от обычного ислама, мне не удалось, они и сами не знают. Наверное, нужно поехать на родину М.Г.Ахмада, посмотреть на выдающийся белый минарет (он - одна из достопримечательностей посёлка), найти информационный и духовный центр этого движения и разузнать подробности!

Вот такой случай и представился мне во время путешествия по Индии, а дамы последовали тоже со мною. Кадиан находится недалеко от Амритсара, там есть железнодорожный тупичок, и туда даже ходит из Амритсара электричка, в день одна. Всего одна.

И вот, представьте себе - днём в полдень мы покинули Золотой Храм в Амритсаре, сели на автобус (там ходит специальный бесплатный сикхский автобус до ж.д.вокзала, «сева», служение Богу через служение людям) и оказались на вокзале.

Долго ли, коротко ли, подошел облезлый пригородный поезд (пригродные ходят в разные стороны с Амритсара), мы сели и поехали в Кадиан, а по сторонам тянулись распрекрасные земли Пенджаба, поля, квадратные домики, коровы иногда. Часа через полтора поезд прибыл на станцию, на которую только один он и прибывает, и мы вышли и отправилсь в «священный город», в «Мекку» ахмадитов… Как они нас там встретят? Что мы там узнаем? Как выглядит место рождения, захоронения и проповеди Мирзы Гулям Ахмада? Каковы его последователи видом и своими познаниями?

Представьте себе, что вы оказались в Петропавловке или Городе Солнца Виссариона через сто лет после кончины Виссариона. Что вы там увидите? Каково оно, селище Кадиан, и его святые места? О них я напишу отдельное сообщение!

Пока же, если какие-то из читателей есть, кто входит в движение Ахмадия, -- то могут прокомментировать, сообщив какие-нибудь подробности о жизни, учении и кончине основателя Ахмада. Следующий пост будет посвящён устройству Кадиана и его святых мест, но когда он напишется и попадёт в интернет - сейчас ещё неизвестно.

Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

ислам, Индия, Ахмадия, религиоведение, мусульмане, секты

Previous post Next post
Up