Африка-39. Железнодорожные приключения, на пассажирских и грузовых поездах на Мадагаскаре.

Dec 17, 2013 09:02

На самых больших островах в мире железные дороги не очень развиты. В Гренландии - нет, в папуасии - нет, на Борнео - чуть-чуть (про Последний Поезд Калимантана я уже писал когда-то). На Мадагаскаре чуть лучше среднего (по крупнейшим мира островам) - есть две ж.д.системы. Одна соединяет: город Анцирабе, столицу Антананариву, узловой город Морамангу и главный порт Томасину, причём от Мораманги есть ответвление на север, в городок Амбатонадразака.

Эта ж.д.система принадлежит компании Мадрайл (www.madrail.mg), которой управляют капиталисты из ЮАР. Эти капиталисты уничтожили пассажирское сообщение в окрестностях столицы, но отчего-то оставили пару поездов: один с Мораманги на Амбато…, два раза в неделю, и другой от той же Мораманги в порт Томасину (раз в неделю). Помимо этих пассажирских поездов, ходят по линии и грузовые поезда, в основном это контейнеры или цистерны, поезда небольшие, вагонов по десять. Информации о том, ездят ли на них местные жители, у нас не было; говорили нам, что, мол, владельцы дороги специально нанимают машинистов и охранников из ЮАР, чтобы никакие зайцы не пользовались грузовым ж.д.транспортом. По первому наблюдению, это было близко к истине: и на столичном вокзале, и на станции Мораманга, бдительная охрана гнала нас с путей, не давали ознакомиться с поездами.

( Есть и отдельная железная дорога на юго-востоке острова, я проверю и напишу о неё отдельную статью, позже, в своё время. )

Всю сущность основной системы ж.д. нужно было нам проверить в эти дни. Кстати, скажу вам, что в ночь с пятницы на субботу, в Доме АВП на Мадагаскаре ночевало уже 12 человек. В субботу отправились на рассвете. Пассажирских поездов на ж.д.вокзале всё не было видно, и столичная станция так охранялась, что вряд ли нас бы допустили сесть на грузовой поезд.

Первой была проверена линия от Мораманги на Амбато. До Мораманги от столицы ходит, очень часто, маршрутка, стоит 5000 ариари (75 рублей) на 115 км. От Мораманги, действительно, на север и обратно ходит поезд, необычно хороший для Африки, лучше чем танзанийский: с туалетами, в них вода, туалетная бумага, вагоны не разбиты, три вагона и все целые. Ехать 130 км, проезд стоит 9000 ариари (135 рублей). Люди пользуются дорогой, на каждом полустанке поезд останавливается, можно купить пирожки и ягоды у местных жителей. С тремя пассажирскими вагонами ехал ещё один вип-вагон для более состоятельных туристов, а также пара грузовых вагонов. Встречных товарняков не было. Город Амбато довольно приятен, вкусен, дешев (как и везде в регионе, можно выпить чашечку кофе за 100 ариари = 1,5 рубля, и съесть картофельный пирожок за ту же цену 1,5 рубля). Везде в городе, как и повсюду в стране, висит предвыборная агитация, в виде портретов политиков - на 20 декабря назначены выборы; ездят машины с репродукторами, оттуда поют, танцуют, «голосуй сердцем» -- предвыборную программу не сообщает ни один плакат.

Ночевали в палатке под навесом частной школы.

Поездка в Амбато и обратно заняла два дня. На обратном пути тоже хорошо было и спокойно, а товарняков не было видно. На каждой станции загружали и выгружали разные товары и корзины в грузовой вагон, так что можно было кое-где выскочить, пофотографировать, даже что-то и купить.

Но самое интересное ждало нас в понедельник. Накануне, в воскресенье, пять человек нас собралось в городке (селе) Андасибе, в 30 км к востоку от Мораманги. Мы там и хотели рассмотреть подсаживание в поезд, тем более что ст.Андасибе меньше охранялась, вообще не охранялась. Там мы и скопились, в Андасибе.

Много всего приятного, вкусного: ананасы, личи, суп, опять кофе с плюшками (я его тут выпил за две недели больше, чем за два предыдущих года), тут в кранах и вода бесплатная, в отличие от столицы. В городе есть большая церковь и даже небольшая мечеть. Ночевали же мы в палатках возле железной дороги, вечером проехал грузовой поезд, с какими-то прицепившимися пассажирами, да и ночью прошло два грузовых состава.

Только встали на рассвете, в тумане - пошли на станцию Андасибе, а там стоял уже грузовой состав с десятью вагонами (какая-то сыпучая смесь типа песка), и на последних вагонах уже разместились люди - с корзинами, с мешками с углём! Помощник машиниста с надписью «Madrail» на куртке и в очках помогал устроиться местным жителям на тормозных площадках, может быть, брал с них какое-нибудь пожертвование. Мы видели, что поезд готовится отправляться, и как только он свистнул - четверо из нас тоже оказались на тормозных площадках, и только Игорь (железнодорожник) не успел - пока он прятал фотоаппарат, поезд с нами уже ускользнул. Было около шести утра, чуть раньше.

Мы сперва сидели на площадках, потом перелезли в вагон (крайние два вагончика были с какими-то камнями) и ехали, фотографировали, снимали видео и наслаждались пейзажем. Ж.д. идёт тут по глухой местности, не дублируется автодорогой. Проложена ж.д. вдоль реки, и эта горная река снижается довольно быстро с 900 до 500, потом до 100 метров над уровнем моря и далее. Много водопадов на реке, тоннели, изгибы русла, мосты, по сторонам - тропический лес и иногда маленькие деревушки. Мы ехали с большим наслаждением, я просушивал тент от палатки (он отсырел за ночь). Местные жители стеснялись того, что мы их фотографируем. На некоторых местах поезд притормаживал, и на другие вагоны залезали другие люди, а кто-то и спрыгивал на землю в своих деревнях.

Постепенно наше странное поведение было замечено машинистом - мы вчетвером, то стояли в полный рост, то фотографировали и делали видео, то двигались непрестанно меняя позы, что не было присуще мадагаскарцам, которые все сидели на своих мешках стационарно. Через пару часов помощник машиниста направился к нам, прыгая на ходу через вагоны. Он увидел нас и был несколько обескуражен, мечтал избавиться от иностранцев: мол, «туристам нужно ехать не на грузовом, а на пассажирском поезде! Здесь безопасности нет!» Мы отвечали, мол, «все едут, и мы едем тоже, вот и всё! Видим, все сели в поезд, и мы сели в поезд, и поехали, а что до нашей «секюритэ» (безопасности), то тут вполне безопасно, как видите».

Так несолоно хлебавши, помощник машиниста упрыгал назад в кабину к себе, доложить машинисту о проблеме. Несколько разъездов и полустанков мы проезжали, и может быть кто-то бы и «стукнул» на нас - видели, что едут иностранцы, -- но тут было плохо с сотовой связью, думаю, и рации тоже нет. Но постепенно, около 8:15 утра, поезд добрался до относительно большой станции Андекалека. То есть ехали мы два с половиной часа. Поезд остановился.

Местные мадагаскарские пассажиры остались в поезде. Но тут с тепловоза вышел машинист, с уже знакомым нам помощником. Хоть и говорят, что они ЮАРовские машинисты, но почему-то по-английски не говорили. А сказали примерно следующее:

-- Десанто! Десанто!

Ну что нам было, ругаться с ними? В следующий раз надо меньше «светиться», или ехать вечером или ночью, когда не видно, кто малагасиец, а кто советский человек. Выпрыгнули мы с вагона, и поезд тут же тронулся и уехал, больше мы его не видели, там и уехали местные пассажиры на нём. Одновременно, во встречную сторону, набралась рельсовая путейская машина, разными зайцами, человек двадцать с мешками и сумками - там был прицеп, и он был обсижен людьми.

Мы сходили постираться на горную речушку, там же стирались и местные жители, угостились личи и кофе с плюшками, ну постепенно подошёл и пассажирский поезд на Томасину (она ж Таматава), в нём ехал уже и Игорь Лысенков. Мы воссоединились.

Состав пассажирского поезда был такой же, как и на Амбато, но контролёры были другими. Купили билеты (7000 = 100 руб), поехали. Интересный пейзаж продолжался. По дороге были интересные полустанки, иногда облезлые, и всюду местные жители продавали самые дешёвые и вкусные вещи. Варёная кукуруза по 200 ар (3 рубля) напомнила мне Эфиопию, это ж вовсе эфиопская цена или даже ниже! Пирожки с креветкой по 100 ар (1,5 рубля), пирожки простые или картофельные по 100 ар, очень недорогие продукты. Кое-где можно было купить ананас. Некоторые селяне продавали свои рукоделия. Так, очень аккуратная соломенная корзина, объёмом больше воровского рюкзака, продавалась всего по 1000 ариари (15 руб), а сколько ж времени нужно, чтобы сплести её?! Можно было взять соломенные циновки, а кое-где и арбузы, а также сушёных рыб разной величины. Товаров промышленного производства тут не было, граждане проживали в хижинах, крытых соломой, или в шалашах, и всем составом приходили глазеть на поезд. В одной деревне даже привезли толстого инвалида на тележке посмотреть на поезд - это тут навроде телевизора, вместо оного, два раза в неделю выйти, на людей посмотреть. В одном месте стоял и ждал нас встречный товарняк, цистерны, обсиженные людьми - человек тридцать безбилетников. Я выходил повсюду и фотографировал станции, вокзалы, поезда, пристанционную торговлю и «зайцев», никто не препятствовал. В нашем поезде было три пассажирских вагона и несколько грузовых, и почти на каждой станции туда что-то грузили или выгружали оттуда, корзины с гусями, корзины с фруктами, бананы, доски и предметы быта.

Поезд тащился до Таматавы до 20:00, то есть ему нужно было 11 с половиной часов, чтобы проехать от Андасибе (230 км), или же 13 часов, чтобы проехать от Мораманги (около 265 км). Скорость небольшая, но ведь дорога горная, однопутная, не очень новая (тоннели имели указание года постройки - им 110 лет) и почти на каждой станции были грузовые операции. Приехали мы в Таматаву уже в темноте. Сильно утомились ехать под конец, потому что поезд подолгу ждал на всех последних станциях неизвестно чего. Потом уже стемнело, и старший проводник раздал контролёрам 6 свечей, чтобы они зажгли их в вагонах - так и ехали, при свечах. Электричество в вагонах не работает, а вот вода в туалетах была всю дорогу, а число пассажиров было не больше, чем число сидячих мест. Но в грузовом поезде мне понравилось больше - свежее, лучше обзор, возможность лежать и снимать видео во все стороны. Грузовые поезда - это вообще интересно, читатели уже знают, как интересно мы ездили на товарняках по Мексике в начале этого 2013 года… а до этого - и вдругих местах.

Итак, товарищи! Наука побеждает! Грузовое и пассажирское движение на Мадагаскаре есть; проезд граждан на грузовых поездах возможен и широко практикуется на участках восточней Андасибе (западней - проверить не удалось). Иностранцу лучше ехать вечером и не очень светиться на всех станциях своим белым лицом. А сущность ж.д.линии на Анцирабе (это город на юг от столицы), наличие там товарняков и ездящих в них лиц, мы узнаем позднее.

Привет всем из Томасины (Таматавы), главного порта Мадагаскара!

Мадагаскар, ж.д., поезда, товарняки, автостоп 2-го рода

Previous post Next post
Up