Мы ехали в Мпанду из Каремы на автобусе, потому что машин за целый день могло и не проявиться. Дорога была крутая, извилистая грунтовка шириной в одну машину. В автобус село около 100 человек, многие из них везли мешки с сушёной рыбой на продажу в город. Эти сто человек скопились из двух деревень - Карема и Икола (ещё одно крупное село на берегу). Поэтому «бас» был не очень комфортабелен, тем более что среди всех этих сидячих и стоячих людей двигался поминутно билетёр, выискивая новых пассажиров и обилечивая их. Лес был населён, и каждые несколько километров мы останавливались, чтобы забрать одного-другого пассажира и высадить другого, который как назло углубился в самый конец автобуса со своими мешками. Ехали так и ехали часов семь, никаких обгоняющих машин не было, понятное дело.
Прибыли в город Мпанда, который явил собой цивилизацию - магистральное электричество, несколько асфальтовых улиц, и даже одно Интернет-кафе, оно же гостиница с вай-фаем, находится прямо рядом с родовым домом Премьер-министра. В этом городе в 1948, кажется, году, родился местный Премьер-министр Мезенго Пинда, он и распорядился цивилизовать город, покрыть улицы асфальтом, сделать «бульвар» (очень примитивный), открыть Интернет-кафе и объявить город областным центром (с 2012 года - столица региона Катави.
Источник ).
Мы сперва направились на вокзал, надеясь, что нам и тут повезёт с поездом. Сказали, что поезд будет завтра, но нам нужно подойти с утра и купить билеты, потому что заранее билетов не продают (вдруг поезд сломается и не придёт). Билет до Додомы (750 км) стоит 17.000 шиллингов (340 рублей) в третий класс. Попробуем обзавестись таковым и уехать. Нас пока записали в «лист ожидания». По разным слухам, поезда в Танзании ходят очень нерегулярно.
Дальше, опять нуждаясь в розетке для зарядки батареек и для составления текстов и в Интернете через «Демидофон», мы поселились в очередной гэстхаус (8000 шиллингов = 160 руб), где розеток было аж две в номере. Перед этим заглянули в школу, думая там вписаться, но школа была неэлкектрифицирована. Надо же, как мы стали разборчивы. А тут сразу вставили тройники и пошли сосать ток, перемежая с кипячением чая.
Потом пошли осматривать город. Он оказался довольно крупным, с десяток асфальтовых улиц было там и много грунтовых. И вот мы подходим к сегодняшней теме моего повествования. Как я уже сообщал, в Танзании некоторые люди (около 50%) очень болезненно относятся к фотографированию. Чем больше людей попадает в кадр, тем больше вероятность, что в кадр попадёт какой-то недовольный, который начнёт ругаться: «эй! Что ты делаешь! Ноу пича! Ноу фото! Смотрите, люди: этот мзунгу нас фотографирует! Караул!» Такие недовольные были и на лодках, и в деревнях, и в городах, а при большом скоплении народу, например на улице или на базаре, тут же слышишь недовольные крики и маты на суахильском наречии. Некоторые требуют деньги после того, как попадут в кадр. Некоторые даже думают, что фотографирование их машин, домов, ларьков, облезлых граффити принесёт вред, и начинают вмешиваться: кто вам разрешил фотографировать эту рекламу, эту картинку? При том, что реклама или картина висит в публичном месте, нарисована на стене дома, намалёвана для всеобщего обозрения, -- так нет же: «мистер, мзунгу! Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? А ну вали отсюда!»
Так вот. Шли мы по городу Мпанда и набрели на большой собор (католический), кирпичный. Решили сфотографировать, потому что очень уж большой. Сфоткали, зашли внутрь. Было почти пусто, никакой службы не велось, тусовалось человека четыре. Там, внутри (и снаружи тоже, на стёклах, как витражи) были изображены разные стадии жизни Иисуса, причём Иисус и апостолы были нарисованы чёрными, ну как и все окружающие местные жители. Только мы стали это фотографировать, как вмешался мужик - мол, нельзя фотографировать и заходить в храм, без разрешения начальника. Ещё какой-то дед лет восьмидесяти тоже приполз и стал ворчать, что нельзя заходить было. Ладно, вышли, тут появился короткий плотный мужичок без бороды, сказал, что он пастор (священник) и стал читать нам мораль, что заходить в церковь нельзя без разрешения владельца, и тем более нельзя было фотографировать, и мы теперь совершили большую ошибку и давайте искать теперь, как её исправить. И вообще пусть мы предъявим документ, где написано, что мы римокатолики (у местных там и религия, и племя указано в документе). Мы сказали, что в русских документах религию и племя не пишут, -- так он сказал, что в церковь нам заходить никак нельзя (а версия, что каждый может зайти, и что хозяином церкви должен быть, в принципе, Бог, -- как-то не помещалась в его уме). Он говорил долго и шумно минут семь, мы откланялись и ушли, пофоткав церковь снаружи, раз внутри нельзя. Отошли дальше, по разным улицам городка.
Но не тут-то было! Пастор, как оказалось, организовал за нами погоню (за «осквернителями» храма). Через десять минут, пока мы шли по улице где-то, сразу перехватили нас: три мента - высокий в подобии «формы» и средний, один с рацией, и третий ещё, но все без погон и без видимых знаков различия, и тут ещё через минуту прикатился на мотоцикле какой-то четвёртый. Все они искали нас, и как-то нас нашли по белизне кожи. Эти менты стали кричать на нас (больше всех кричал один из них), что мы совершили злодейство, зайдя в церковь и сфотографировав её интерьеры (без людей, замечу).
-- Вот если к вам кто-то придёт и сфотографирует ваш дом, как вы к этому отнесётесь?
-- Нормально, это часто случается, -- честно отвечал я.
-- Законы разных стран различны! У нас можно фотографировать только с разрешения собственника!
-- А собственник церкви - Бог? Или папа римский? К ним нужно обращаться?
-- Нет! Собственник церкви пастор! Обращаться нужно было к нему! Теперь вы совершили злодеяние! И скрылись с места!
Тут ещё новый мужик, как я сказал, приехал на мотоцикле. Он хотя бы предъявил свой документ, в его книжечке была надпись «Иммигратион», остальное непонятно. И захотел посмотреть наши паспорта. Оказавшись умным, и англоговорящим, иммиграционный офицер проверил наши документы и, не найдя ничего порочащего, уехал. Опять остались те трое.
Ну, покричали и хватит. Наконец нас принудили удалить фотографии, что мы и сделали. После этого менты от нас отстали и пошли к себе, а мы пошли своей дорогой.
Что же касается удалённых фотографий, то в тот же вечер я спросил, как можно восстановить удалённые фото с флэшки, и мне подсказали программку. Главное, чтобы после того, как фоты удалились, на эту флэшку не было сделано никаких других снимков. Фотографии восстановились почему-то не все, но и достаточно, чтобы просто показать их всему человечеству, вопреки воле пастора и неразумных танзанийских ментов. Вот, собственно, и они. (Фото соделали: А.Кротов, Демид Манышев).
Сам собор такой
вознесение
Тайная вечеря!
?? Неясно кто это вообще. Благовещение?
Местные святые?