Вчера утром, неторопливо, мы покинули Александра и Станиставу (нас вывезли на трассу) и направились на север (т.е. ближе к экватору - мы же в южном полушарии). Довольно быстро нас подвёз белый мистер (родившийся в Кении 60 лет назад и тут обитающий), затем один водитель-коммерсант и вялый деньгопрос (хотел хоть что-нибудь), потом стремающийся кениец, очень боящийся террористов, долго осматривал и расспрашивал нас и наконец взял до Малинди и даже угостил кокосами. Наконец мы оказались в Малинди, город, который (в числе прочих) уже был достигнут мной и мудрецами АВП в октябре 2000 г., а за 500 с лихвой лет до нас сюда приплыл из Европы (кругом Африки) Васко де Гама и воздвиг на берегу крест, копия которого простояла на берегу до сих самых дней. Несмотря на то, что подлинность каменного креста не ясна, -- многие туристы ездят к нему «отмечаться» и фоткаться, пошли и мы. За 13 лет, что меня тут не было, произошло следующее: крест обнесли забором и поставили будку, где собирают 500 шиллингов с человека (200 рублей); мы сторговались на 100.
Сам город Малинди, небольшейший клон Момбасы, приморский городок, с большим присутствием иностранцев, некоторые евростарички тут живут подолгу, просиживая свою европенсию. Это довольно приятно, дёшево, но несколько хаотично. Побродив по Малинди, мы выехали на север… Уже близился вечер. Хорошо, что мы уже имели канистру для воды, и наполнили её в Момбасе, пригождалась.
Нашей целью был остров Ламу на северо-востоке Кении. На нём я раньше не был, а посещал его Илья Алигожин и другие лица. Поток машин на Ламу не очень большой. Мы, подстопив автобус, добрались до местечка Гарсен (поворот на Ламу / на Гариссу) и решили там ночевать. Сгустилась уже ночь. Гарсен оказался очень африканским селением. Электричества не было; какие-то лавочки освещались кто свечой, кто масляной лампой, кто только светом углей, на которых и варилось. Сами придорожные лавочки тоже выглядели крайне убого. Во тьме мы пошли куда попало и поставили палатку среди каких-то звёзд. Ничего, кроме звёзд, не было видно, луна ещё не вышла, да и вообще мы были непонятно где. Только потом оказалось, что мы поставились совсем близко от деревни, но никто нас не заметил, только порой доносились до нас людские голоса. Может, и до них доносились наши.
Проснулись среди песка и кустов каких-то, и вышли на трассу на Ламу. Сперва один грузовичок, потом второй нас подобрал - этот второй развозил по деревням медикаменты. Мы утрамбовались в него, я сел на Демида, а потом наоборот, и мы поехали развозить эти лекарства, посещая то одну деревушку, то другую в 5-15 км от трассы. Выглядели все деревни очень просто. Ни электричества, ни водопровода. Откуда-то издалека женщины носили на головах вёдра с водой. Было какое-то тощее скотоводство, а огородов не было. Хижины такие - каркас из палок, обмазаны глиной, покрыты соломой, почти что типа Эфиопии. Были небольшие лавочки. Больницы все были «амбулаторного типа», т.е. деревенский медпункт, там больные не лежали, а приходили за советами и таблетками. В этих медпунктах было много плакатов, посвящённых двум проблемам - малярия и предохранение от деторождения. Не знаю, как первое, а второе плохо получалось, было много детей, основное население было именно детьми. Народ был в основном мусульманским. Девушки ходили в белых чистых платках, где они их стирают - не ясно. Некоторые женщины были в расписных одеждах. Белые мистеры не встречались. Люди, впрочем, не собирались вокруг нас толпами, не попрошайничали и вообще мало интереса проявляли к нам. Интересно, что мобильная связь действовала и в деревнях, и в одной лавочке я увидел 25 мобильных телефонов, заряжающихся из десятка тройников - наверное, там имелся генератор. Наличие моб.связи сказалось и на мне - позвонил мне не к месту какой-то московский журналист. В одной деревне на мотоцикле подъехал удивлённый милиционер, но проверять нас не стал, просто спросил, как мы тут оказались.
Так проехали туда, сюда, а машин что-то вокруг было мало, но в селении Виту уже думали было распрощаться с этими лекарствовозами. Отошли, пообедали, купили вкуснейших большущих манго по 20 шиллингов (8 рублей) и бананов, окрестности уже были более зелёными, был лес и росли манговые деревья сотнями, и манго видимо зрели… Дорога была грунтовкой с элементами гравийности. Но мы отошли, стали на дороге, и часа за два никуда не уехали! Проехало три автобуса, не остановились почему-то, и ещё несколько машин, и тоже нуль внимания на нашу бледнолицую троицу. Поэтому, когда опять вырулил грузовик с лекарствами, мы радостно опять утрамбовались в него, размышляя, что лучше плохо ехать, чем хорошо лежать на трассе и рассуждать о деревнях, о избяной жизни в РФ, о животноводстве и растениеводстве.
…Опуская излишки подробностей, укажу, что с заходом солнца мы-таки уже плыли на деревянной моторной лодке (100 шиллингов с носа) в сторону острова Ламу. Который остров нас не разочаровал. Тут сохранился настоящий старинный город, каких на планете всего немного есть в такой степени похожести - не только узкие улочки, но и никакого видимого автотранспорта вообще (может и вовсе тут нет машин). По улицам ходят пешком, ездят на осликах (реже), а грузы возят на тележках по 500 кг спортивно выглядящие грузчики. Население, наверное, на 99% мусульманское, много старинных мечетей, много тюбетеечных мужчин и зачехлённых женщин. Народ тёмно-арабского вида, есть и совсем чёрные, а вот туристов практически нет. Много торговли на этих улочках, есть и современные товары и даже Интернет-кафе, как ни странно. Электричество и водопроводы имеются. Конечно, для аутентичности было бы интересно отсутствие электричества и проточной воды, но нам, людям, привыкшим к современной жизни, это отступление от древности очень приятно даже.
Наш план: пробыть суток полтора на Ламу, и потом уехать на «материк» и там продвинуться на север, по трассе на Гариссу, а оттуда в сторону Найроби, до города Тика. Каков автостоп на грунтовке на Гариссу, покажет будущее. Что же касается фотографий города Ламу, они тоже появятся у нас, но не сразу - в зависимости от скорости местного Интернета!