Кавказский МЕНТалитет

Jul 27, 2013 14:45

Давно, ото всех путешественников не секрет, что весь Северный Кавказ - особый регион, где основной неприятностью для туристов являются наши российские правоохранители. Сколько десятков раз меня задерживали милиционеры в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и Дагестане за последние пятнадцать лет! Чрезмерная глупость одних милиционеров, злобность других, настороженность третьих, жадность четвёртых, -- портят туристический потенциал Северо-Кавказских республик. И я не являюсь единственным потерявшим время от кавказских милиционеров - страдают тысячи людей, имеющих склонность к самостоятельным путешествиям.

Расскажу об этом явлении подробней. Недавно, в мае, мне навеялись такие мысли -- когда у нас был "Дом для всех" во Владикавказе, созданный Димой Назаренко hoochecoocheman, но я сразу публиковать эти мысли не стал, чтобы не навлечь на Дом какие-нибудь неприятности. Теперь, высказываюсь (по возможности, мягко, чтобы никого не обидеть). Итак:

В день моего отъезда из города (17 мая), например, в квартиру, где мы обитали, постучались - оказалось, трое милиционеров с автоматами.  "Выходи, какой есть! Машина …06 RUS твоя?" Оказалось, не моя, но - в нашем Доме был гость (тоже, кстати, работающий в «органах»), приехавший из соседнего (в 35 км) ингушского Магаса на машине с номерами соседней Ингушетии. Кто-то вызвал, и вот теперь нас всех (по очереди) повели разбираться - хорошо хоть дали всё ж таки обуться. Писали объяснительные все пять человек, которые нашлись в это время в доме; и даже корочки владельца машины не очень помогли (а может, без корочек всех забрали бы?). Я потратил минут сорок, другие и дольше. У нас в тот же день был поезд на Новороссийск, успели, конечно, но могли бы и не успеть, приедь менты часом позже.

Накануне (16 мая), в Алагире, мы шли с рюкзаками вдвоём - я и Катерина с косичками; представился милиционер, «пройдём с нами, три минуты, пробьём по базе», -- и вот, вылилось в полуторачасовое задержание, с вызовом ФСБ, съёмом отпечатков пальцев, фотографированием, рассмотрением содержимого рюкзака. «Проверка по базе» заняла полтора часа времени! Алагир - совсем не стрёмный город, никаких «КТО» там не проводится, войны там не было с 1943 года, но если ты не местный - большие шансы попасть под бдительность.

И не только же я - не только я притягателен для милиционеров! За неделю до этого, уже упомятнутого товарища с ингушскими номерами, чуть не спецоперацией арестовывали около того же дома; причина - номера машины, соседний регион, террорист наверное. А в тот же день, что мы торчали полтора часа в Алагире (с бородой -- террорист наверное), другие пара туристов «проверялись» в Беслане - «Бесланские пленники», как они потом отзывались. Причина - просто ходили, смотрели Беслан. И это в Осетии, самой спокойной республике Кавказа; прогулки по любой из соседних республик кончились бы хуже в самый первый день.

А, ещё за четыре дня до этого (12-го мая) нас забрали, просто, на улице Владикавказа, доставили в отделение, проверяли - тоже довольно долго, за то, что мы вдвоём шли по улице -- я с бородой и Катерина с косичками. И ещё двоих наших друзей (без косичек и бород) тоже остановили, забрали - потому, что выглядим не по-местному. И хорошо, что паспорт всегда есть при мне. Как будто коменданстский час у нас какой-то, что ли…

И не только же в этот год! Трудно и перечислить все случаи, и подробно описывать не хочется вновь, как, например, несколько лет назад (2008) меня арестовали в Черкесске - причина, просто шёл с рюкзаком по городу; опять обыск, отпечатки пальцев и т.д. Кстати, у меня сохранилась фотография меня в милиции с нумером на груди, как у з/к. А другой раз, однажды в Дагестане (не горном - самом обычном, Дербент - самый старый и самый южный город России, потом в Махачкале) у меня было ВОСЕМЬ задержаний за сутки (причём дважды притащили в одно и то же ОВД); в другой раз меня задерживали в Ингушетии и таскали по всем «ведомствам»; в чеченском ОВД города Гудермеса четыре года назад таскали за бороду по кабинету и трогали кулаками и матовыми словами сотрудники ОВД Гудермес - замечу, кстати, что не чеченцы, а наши центральнороссийские отморозки, устроившиеся работать в «органы» за длинным рублём и вседозволенностью. («Кадыровцы», кстати, понятливей оказались.) Подробности -- "Приключения на мою бороду" -- описаны тут.


Можно вспомнить, и как когда-то милиционеры похитили у меня ¾ наличных денег при обыске в Нальчике, но с тех пор я стал учёный, и деньги у меня на Кавказе больше не похищали. А сколько же других случаев было со всеми другими путешественниками - на автовокзале в Нальчике милиционеры разводили многих туристов и альпинистов просто на деньги; в поисках «регистрации» отнимали у граждан России на Юге России сотни и тысячи рублей; а что делают с гражданами ближнего и дальнего зарубежья - историй существует масса. Множества людей страдают от «органов» постоянно, информацию каждый легко найдёт в Интернете; -- вот и приятней поехать в Иран или Турцию, в Мексику или в Крым, чем на наш Северный Кавказ, куда когда-то ездили миллионы туристов (в годы СССР). Подобное явление имеется и в некоторых странах бывшего СССР -- в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане; в Грузии тоже было раньше, а последние лет десять -- полностью ликвидировано при Саакашвили.

Почему же местных не задерживают? Ответ прост: у местных везде знакомые, связи; остановишь местного, а он чей-то брат, сват, кум и т.д., везде круговая порука. Кто-то едет на машине, его сложно в городе остановить - только на трассе на посту; да и там он может показаться знакомым знакомого, население всех республик сих невелико, он позвонит - «такого-то знаешь?» У каждого есть знакомый начальник или человек из какого-то важного ведомства. Поэтому и не могут отловить действительных нарушителей, хранителей оружия, его применителей; мало задерживают пьяниц, воров, наркоманов, потому что они местные, а им же (правоохранителям) ещё долго торчать в этом регионе. Поэтому и приходится «проявлять бдительность» на туристах. И на пеших, и на колёсных (езда на машине с не-местными номерами, тоже источник проблем для водителей и доходов для постовых).

Кстати, если вы собираетесь на Северный Кавказ, неплохо было бы вам пройти составленный мной Тест на ваххабизм и терроризм, откуда вы узнаете, насколько вероятны у вас всякие ментовские неприятности.

Активность и липучесть милиционеров, ГАИшников передаётся и всяким охранникам на базарах и рынках; вот в том же Владикавказе какой-то чел - охранник базара - заявил, что за фотографирование на рынке полагается «десять суток», но ничего не сделал, конечно. Отчего такой борзый? От милиционеров научился.

( Избежать неприятностей можно, вероятно, таким способом - всюду пользоваться «крышей» местного человека, который будет вас возить на местной машине с местными номерами повсюду.)

Может быть, кто-то думает, что такая бдительность оттого, что террористы проникли на Северный Кавказ и убивают там каких-то людей. На что можно ответить, что правоохранители вредны, не менее, чем террористы! Давайте посмотрим, например, подсчитаем: предположим, например, за минувший год милиционеры задержали, например, 200 тысяч приезжих человек, каждого на час или два; значит, за год они убили, например, 300 тысяч часов человеческого времени! Цифра, конечно, условная, но пусть приведёт точную цифру задержаний, официальных с протоколом и неофициальных (без протокола) -- тот, кто имеет её. Но и эту условную цифру нужно удвоить, потому что своё время бесплодно тратит и сам милиционер. ФСБшники поумней оказываются, но и им приходится ездить на вызов испуганных милиционеров и рассматривать наш рюкзак, палатку и прочие орудия «злодеяний» -- тратить время и бензин казенный.

Террорист - он тоже убивает гражданина не с момента его рождения; кому сколько осталось дожить, кому, например, осталось 100 или 200 тысяч часов дожить, вот террорист убил человека; но милицейский аппарат убил, суммарно, и не одного человека! Пусть не сразу, а по частям, по часу, по два часа жизни спёрли, вот и несколько жизней уже и в минусе.

Если прибавить к тому объём взяток, который платится приезжими, на машинах или без, на Северном Кавказе, и разделить на среднюю стоимость трудодня в России, то получится также значительное число. Никакие террористы не способны принести такой вред туризму на Кавказе, и имиджу Кавказа вообще, какой приносят милиционеры, а вкупе с ними и: пограничники, отделяющие самые интересные регионы Кавказа от приезжающих (особенно сложно для не-граждан России получить пропуск в них); ГАИшники (или как их там сейчас - ДПСники), и неизвестные бездельники без формы, ездящие в машинах по городам Кавказа с разными корочками. А если террористы и есть, то они как раз из местных, и сами на машинах, и с деньгами, и с корочками тех же органов, купили или оформились за взятку в эти же органы местной власти.

Ну, а сколько простых людей, не туристов, пострадали от правоохранителей в той же Чечне, Дагестане и прочих местах - счислению не поддаётся, я и не буду, информацией не обладаю. Причина же в том, что менты приклеились, приросли к местности, привыкли к вседозволенности, обросли родственниками, жёнами, бизнесами и связями, работают только "для отчётности", а с настоящими нарушителями связываться не хотят.

Добавлю, что мнение моё -- не односторонее: я побывал во всех регионах России, кроме Чукотки и Корякии, и почти во всех регионах бывшего СССР (из 182, не был только в 4 областях, так что есть с чем сравнить). В России нигде столько не цапают туристов, как на Северном Кавказе; и даже во многих странах Африки полицейские относятся к приезжим с большим уважением; кавказские милиционеры по своему уму, примерно на уровне Папуа-Новогвинейских, с тем отличием, что количество ментов на 1 кв.км у нас во много раз больше, чем в Папуа.

Что же можно посоветовать ментовскому начальству, которое поддерживает эту систему в целом? Наверное, нужно предложить ежегодную ротацию милиционеров, каким-нибудь случайным образом, в пределах всей России. Или же просто всех Северо-Кавказских "полицейских" (а может быть и иных начальников) ежегодно сменять на каких-либо других. Есть и минус такой системы, а именно, что милиционер-садист или вор будет воровать и там, и сям, но не успеет быть пойман. Но, если осетинских, кабардинских или дагестанских милиционеров, отправлять по случайному выбору на Чукотку, Ямал, в Ненецкий Округ или хотя бы в Коми, а оттуда присылать свежих, "не заражённых", то они будут быстрее находить действительных преступников, воров, пьяниц..., может быть и найдут и действительно какого-нибудь редчайшего "террориста", не опасаясь местного кумовства, -- и не будут придираться к обычным туристам только из-за того, что мы выглядим не по-местному. А дураков, собирающих отпечатки пальцев с заезжих путешественников, и заставляющих писать объяснительные типа - "Я, такой-то такой-то, приехал 11 мая в город Владикавказ, с целью туризма, в этот же день был задержан милицией, больше ничего собщить об этом не имею" -- всех этих дуралеев на перевоспитание, пусть охраняют общественный порядок в Ямбурге, Мурманске, Северодвинске, Сусумане, или в Игарке, наконец. Пусть просвежатся.

Кавказ, милиционеры, проблема

Previous post Next post
Up