В тридевятый раз в своей жизни я посетил город Тулу (11-12 июня). Там была проведена наша лекция о путешествиях, на которой выступили -- я, а также тётя Катя, И.Тютюкин, Гена и др. На лекцию пришло около 70 человек, спасибо организаторам и всем пришедшим. Среди объектов, которые нам дали в обмен на книги (в коробке "Книги за любое пожертвование"), оказались, в числе всего, один тульский пряник и один какой-то бумеранг.
После ночлега в Туле мы направились в Ясную Поляну. Сей Игорь Тютюкин, философ, писатель, путешественник, ветеран 9-ти Домов АВП, и просто хороший человек, оказался ещё и большим знатоком жизни, творчества и биографии Льва Толстого и всех его родственников. Он-то и провёл нам подробную экскурсию по Ясной Поляне (я там был раньше, лет двадацать назад, но без подробностей). Посмотрели общие виды усадьбы и могилу Л.Толстого. Очень правильная могила, никаких надписей, памятников и надгробных сооружений на ней, по завещанию писателя, не имеется.
Игорь Тютюкин уже 14 лет работает в Ясной Поляне, на ярмарке, продаёт там разные магниты, сувениры и своё творчество. Также его книги ("Целебные стихи" и прочие) можно найти в интернете (
http://tutukin1.narod.ru/). Мы знакомы уже давно, но я впервые наблюдал Игоря на его "рабочем месте". А ещё в Ясной Поляне мы наблюдали уникальный памятник Ленину - Сталину: там была статуя Сталина, но после развенчания его культа, вместо сталинской головы памятнику приделали голову Ленина.
Вернувшись домой, я извлёк из компьютера свой первый отчёт о поездке в Тулу 22 года назад (5 июня 1991 года, мне было 15 лет). Рассказ под катом.
МОСКВА-ТУЛА. 1991.
Я ездил в Тулу, это было так.
Пятого июня 1991 года я выехал на Тулу. Я не утаиваю, что я купил в один конец билет. Это было потому, что в самом начале этого лета я еще не сознавал истинно малого распространения контролеров. Выехал я утром.
Я ехал и читал книжку в течение трех часов; и контролеры не появлялись. Светило солнце, и тут тетя предо мной что-то заговорила с другой тетей о лаке для волос.
Лак для волос неполезен, не нужен, знаю я, а красоту дает только относительную. Ибо у разных народов разные понятия о красоте, а абсолютная красота - есть естественная форма. Так я примерно и сказал, но она не согласилась со мной. "Культура ложна!", вещал я ей. "Тысячи лет за поколения в поколение передавались ложные измышления ... ...", говорил я так, пока не приехали в Тулу. Но мои слова тогда еще были неубедительны, и когда я вышел, ко мне подошел мужик и сказал так: "Твои, ... теории, на уровне трехлетнего
ребенка! Садись и езжай в свою, ..., Москву, а нам такие не нужны здесь!" - но я не уехал.
Я посмотрел на расписание, поглядел вокзал и решил, значит, посмотреть сей великий город. И пошел.
Какие-то тети удивительным методом наливали газированную воду, сидя с банкой сиропа и баллоном газа. Стакан воды без сиропа стоил 3 коп, сироп - плюс еще 5 коп. Я шел дальше; было жарко; я, зайдя в книжный магазин, купил карту Тулы и области.
Потом я пришел к стенам древнего тульского кремля. Его размеры - примерно сто на сто метров; в этом кремле было только три здания. Одно здание было закрытым деревянным ларьком, иное было закрытым собором, а иное было собором, содержащим музей оружия.
И там я пошел смотреть оружие. Там надо на ботинки надевать такие валенковидные тапочки, чтобы не портить паркет. И эти тапищи с меня сваливались, и внимание мое было направлено на эти тапищи, а потом уже на оружие. Виды оружия там самые разные: начиная с кольчуг, мечей, и кончая гранатами и автоматами. Я все посмотрел и пошел в наружные места.
[Примечание 2013 г: сегодня, 12.06.2013, тоже побывали в музее оружия; автоматы и пистолеты всё те же, а вот бахилы уже не дают.]
Солнце припекало весьма по-южному, было градусов тридцать. Я ходил по стенам древнего кремля, залезши на них без лестницы. Там к стене пристроен двухметровый забор какого-то предприятия, и по оному забору я залез на стену кремля. В центре кремля какие-то люди вертели на веревке жужжащий самолет, который имел размеры около полуметра и какой-то неизведанной силой натягивал веревку, летая. Пока не упал. Не я, я самолет сей. А я, путь свой продолжая, нашел цивилизованный спуск со стены, сошел и ушел.
Какие-то фонтаны струили себя из тумб перед зданием КПСС. Я прошел, имея страх от воды, по этим тумбам и стал мокрым. Погуляв еще по г. Туле, попив газированной воды, я собрался на вокзал. Из Тулы идут пригородные поезда на Калугу и Новомосковск, но путь их не электрифицирован, что меня удивило. Я видел реку Упу и несколько людей с плакатами "Туле - чистую Упу!" И вот, я с трудом нашел вокзал, мысленно опаздывая, но не опоздал и списал расписание на Орел и др. города.
Какие-то цыганки попросили у меня 10 коп, но когда я дал, они стали просить еще, чтобы погадать. Я дал 5 копеек. "Нет, эта деньга желтый, вся судьба будет желтый, как эта деньга." - сказали мне. "Давай две одинаковых деньги." Но и две по 20 коп. не удовлетворили их, они захотели бумажную деньгу. Но и 1 руб. для них был недостаточным, и они стали хотеть еще. А я не дал им, отказавшись слушать их болтания о моей неудачной любви, дальней дороге и др. Они оскорбились. "За мои гадания люди не жалеют и 25 руб! А я их вовсе не возьму, я и в бумажку заверну!" - а я ушел и сел на электричку, билет не приобретая.
Почти четыре часа мы тащились по различным местам. Я не верил до дня сего, что электрички могут ехать так долго и все не приезжать. Но всё-таки я дотащился до Москвы.
Вот, вот и все.
Ещё три дня я буду в Москве (13, 14, 15 июня). 15-го июня я, кажется, выступаю на некоей московской выставке "Халяль-экспо". А вечером после этого отправляюсь в С-Петербург, где и буду несколько дней, начиная с 16-го числа.