Днём третьего марта в Афинах было +17, так что свойство тёплого города Европы подтвердилось. Весна - дело хорошее. Я отправился гулять по Афинам.
Афины подтвердили свои малоэтажные свойства. Почти все здания были в шесть или семь этажей, неужели больше греки не могут построить? Впоследствии, на окраинах города, нашлись скромные дома большей этажности, до 12 и 16 этажей, но они все были компактные, в глаза не бросались, часто были спрятаны с больших улиц во дворы. Основная - шестиэтажная застройка, дома вплотную друг к другу, и вдоль по улице нумеруются не дома, а подъезды. А дворов общедоступных нет. С задней стороны домов есть глухие дворы, они окружены домами со всех сторон, а доступ во двор имеют лишь те жильцы, что живут на первом этаже с окнами во двор. Лестницы очень крутые, но везде есть лифт. Можно выйти на крышу, если есть ключ. Подъезды тоже - заперты ключом, у каждого жильца ключ. На крышах - антенны, и солнечные батареи с нагревательными баками для воды - солнечное тепло подогревает воду для жильцов верхних этажей. Нижние жильцы пользуются электронагревателем - включил и через полчасика вода в баке нагрелась. Так и в других странах бывает нередко, где нет центрального водоснабжения. А у кого нет внутриквартирного отопления, топят печки - у них есть, у некоторых афинян на верхних этажах, и в холодную погоду (безветренную) пахнет дымком в Афинах. Илья рассказал мне, что некие его знакомые, имея печку-буржуйку, топят её зимой частицами мебели, что находят на помойках - ведь выкидывают здесь столы, шкафы, стулья - всё это дрова!
Порт Пирей оказался на юго-западе города. Отсюда в летнее время ходят десятки пароходов (и паромов) по многочисленным греческим островам. В основном пользуются ими туристы и отдыхающие, а в меньшей мере и сами островитяне. Это как острова Русский, Попова и Рейнеке под Владивостоком. Только тут островов больше, они дальше, и проезд дороже, до 35-38-40 евро на самые дальние. Зимой суда тоже ходят, но в меньшем количестве.
Тут, к сожалению, проявилось раздолбайство греков: не было видно нигде сводного расписания всех водных маршрутов. Вокруг порта были кассы разных судоходных компаний, и каждая предлагала билеты только на свой маршрут, или несколько маршрутов. Но и они не имели бумажных расписаний - только рекламные буклеты пляжных и исторических мест на островах. Только в одной компании оказались умные люди и распечатали мне расписание своих посудин на трёх листах. Остальные на мой вопрос - есть ли у вас расписание? -- отвечали «нет, нет, нет». И даже не делали попыток его распечатать, вот ленивые-то. Вдруг бы я у них купил какой-нибудь билет? Ан нет.
Я подумывал уплыть на одном из паромов на остров, близкий к Турции, а там переплыть в саму Турцию. Но эта идея оказалась трудоёмкой и долгой. Пароходов на 4-е марта, на ближайший к Турции остров Хиос, не было, на другие дальние (нужные мне) острова тоже не было, а мне хотелось бы уплыть вечером в воскресенье - и в понедельник быть рядом с Турцией и переплыть уже туда. Но ближайший пароход на Хиос шёл только вечером в понедельник, значит на Хиосе во вторник утром, а паромы на Турцию тоже ходят не каждый день, да и там до Стамбула ещё добираться. Вся эта комбинация двух паромов по общей цене - 38+30 евро - достигает почти самолётного билета (при покупке оного заранее). И имеет смысл, наверное, только летом. Во-первых, летом значительно больше связей между турецким берегом и близлежащими греческими островами - пароходы и паромы ходят чаще. Во-вторых, с самого Пирея (Афин) на те греческие острова больше рейсов. В-третьих, если будет задержка между рейсами, можно разложиться на острове с палаткой, а пока это менее интересно - днём +17, но ночи тут прохладные, а костёр непонятно есть ли из чего разводить. Итак, идея плыть в Турцию с пересадкой на паромах отпала ввиду зимнего периода и редкого хождения плавсредств.
Остаётся проехать обратно через Фессалоники. Поддержать греческую железную дорогу, проверить - не лежит ли там на видном месте мой исчезнувший фотоаппарат (бывает же всякое; в кое-каких странах такие случаи бывали - в Сирии, например, оставленный Т.Мазепиной на пляже фотоаппарат спокойно его дожидался, и на следующий день был нами подобран в месте утраты). И, кроме того, проверить, как работает связь между Грецией и Турцией. Почему-то прямая связь тут куда-то исчезла. Прямой поезд Афины-Стамбул пропал, а он ходил ещё несколько лет назад. И вообще все международные поезда из Греции (из Афин, из Фессалоников), кажется, пропали. Нет рейсов ни в Македонию, ни в Белград, ни в Москву, наконец. Уж на что великий город Москва - куда угодно порождает поезда вплоть до самого Парижа и до Пекина, есть поезда в Белград, Будапешт, Улан-Батор, Душанбе, Софию, Прагу, Берлин... и ещё в почти двадцать других столиц, а в Афины ни одного даже вагона нет. Афины и все греки железнодорожно изолировались от мира, как туркмены. Ладно, проверим сию связь. Может кто-то из моих читателей ездил из Греции в Турцию или обратно в последний год-два - сообщит, как переход работает, и как добираться до него, и какой из переходов надёжней.
Теперь расскажу про проявления кризиса у греков. Они небольшие, почти невидимые. В помойках копаются какие-то цыгане, в поисках ценных выброшенных вещей и вторсырья. Но это не кризис греков, а их цыганская хозяйственность. В центре города есть большая барахолка б.у.вещей, да и по окраинам иногда продают б.у.вещи - но не так много, как можно бы. Не каирские барахолки и даже не душанбинские. Да, можно приобрести разные старые одеяния, печатные машинки, монеты, кто-то продавал бюсты Ленина (небольшие,в 10-20 сантиметров). В другом месте, в подземном переходе, продавали ордена, вкючая советские, деньги старые греческие и советские и портрет Сталина! На барахолках такого рода слышна речь арабская и русская - значительная часть продавцов и покупателей совсем не греки. Есть люди, похожие на кавказцев, и с кавказским акцентом.
Много имеется плакатов и надписей на заборах, протестуют против капитализма и против «еврорабства» -- плакаты с человеком, скованным евроцепями. Видел пару нищих (темноватой наружности) и несколько бомжиков. Негры вдоль набережной и в других местах продают сумки, зонтики, очки, деревянные скульптуры и прочее. Много сдаётся и продаётся жилья, всюду объявления об этом, на разных стенах и столбах. В целом, вполне нормальная еврожизнь, без каких-то внешних проявлений нищеты и голода. Объявления тут почти не срывают, так что их тут множество, самому даже захотелось понаклеивать чего-нибудь.
По всему городу растут мандарины на деревьях. Их кубометрами можно собирать. Я уже писал, что они кислые, вроде бы специально для того, чтобы люди покупали сладкие в магазине по 2 евро/килограмм. Но я быстро приучил себя есть кислые мандарины - с виду они как обычные мандарины или крупнее, а по вкусу почти как лимоны. Но ведь я могу есть лимоны, так и эти фрукты тоже. Но вот что забавно, ни один грек при мне не собирал эти мандарины, и даже негры, цыгане, сербы и русские - тоже не рвали их. Так они и попадали на улицу и сотнями раздавливались колёсами машин. Если бы были греческие бабушки бедные, или любили витамины, то собирали бы их и засахаривали. Килограмм сахара - евро с копейками, сколько можно сделать варенья - ну килограмма два-три, и питаться в те месяцы, когда нет мандаринового сезона. Но не собирают, никто не собирает. Зажрались. Какой-такой кризис?
Греки не столь законопослушны, как немцы или другие евронародности. Вот, например, выходя из метро, некоторые люди оставляют на входе на компостере свой билет. Так как билет действует 1.5 часа, по билету потом успевает проехать другой человек. Некоторые люди при мне так и делали, оставляли билеты, другие забирали билеты (автоматического турникета нет, зашёл и поехал). Также я видел граждан, пролезающих через забор на платформу, чтобы сесть на электричку (чтобы избежать перронного контроля). Штраф за безбилетный проезд тут - более 80 евро, но убегают ли люди от контролёра - не знаю, потому что за три дня не видел ни одного контролёра. Флейтист Илья за три года поездок с Калифеи в центр на метро встретил контролёра лишь однажды. Где там кризис? Пока не виден!
А вот Илья-музыкант замечает признаки кризиса - снизились музыкальные заработки. В то время, что я гулял по Афинам, он отправился работать (играть на флейте и продавать свои диски). Слушатели купили у него три диска - за 10, 8 и 6 евро - из-за кризиса двое из трёх просили скидку - и ещё около 25 евро накидали деньгами металлическими. Всего получилось у него (за несколько часов) около 50 евро. «Раньше было лучше,» -- сообщил он. - «Надо мне създить куда-нибудь ещё, например в Германию или в Швецию, проверить - как там можно зацепиться. Если кто меня приютит на недельку в гостях в той же Германии, я буду только рад».
Кстати, у афинского Ильи есть ЖЖ -
petrovich1969, но он пишет в него редко. Зато он очень весело рассказывает всякие истории из своей музыкально-автостопно-европейской жизни. Если бы он всё, что рассказывает, писал бы у себя в ЖЖ, можно было бы обхохотаться.
В воскресенье, 4 марта я отправился в посольство РФ на выборы. Наши посольство и консульство, где проходило голосование за президента РФ, находятся очень далеко от центра Афин. Туда нужно ехать с полчаса на троллейбусе номер 10. Половина троллейбуса были женщины, среднего возраста и старшего возраста. Заблудиться было невозможно - на нужной остановке все вышли и дружно направились голосовать. В консульство прямо образовалась очередь. Каждый желающий россиянин мог проголосовать, открепительный талон не просили. В консульском буфете угощали чаем и пирожками (платно), но водки и бутербродов с красной икрой я не видел (они были замечены мной на прошлых выборах в посольстве РФ в Париже). Наверное, несколько тысяч россиян проголосовало в Афинах.
Кроме россиян и кризисных греков, меня интересуют также и мусульмане. В Афинах нет ни одной отдельно стоящей мечети - православие считается государственной религией, иные учения тут не приветствуются. Чиновники никак не решатся, разрешить или запретить строительство афинской мечети? Вроде бы нужно запретить, потому что мечеть, но и нужно разрешить, потому что Европа и равноправие. Вот и непонятно, что делать. Во многих городах России тоже не дают строиться мусульманам, а также кришнаитам, сикхам и другим. Поэтому тут пока что в качестве мечетей используются арендованные помещения подвального типа (как во Владивостоке например). В нашем районе Калифея обнаружилось сразу две мечети. В одной из них днём на молитву собралось примерно десять человек, а в другой вообще было закрыто - наверное, открывается по пятницам и по праздникам. В целом мусульман тут не очень много. Зато христиан большинство, некоторые например крестятся, заходя в автобус или в трамвай.
Вот что я рассказал вам про особенности афинской жизни и быта. То, что мне было нужно, я узнал об этом городе. Вполне приятный город, пригодный для жизни. Если бы вышла Греция из зоны евро, то сразу подешевела бы - ещё больше было бы удовольствия. А дальше посмотрим - что происходит в Турции.