Итак, после долгих передвижений по Европе я оказался в Греции, в 20-й (для меня) европейской стране (не считая Прибалтики) и в 70-й по общему счёту.
Что же я тут забыл, и для чего тут оказался? Уже я об этом сообщал перед началом «европейского турне», и вновь напишу об этом. Во-первых, я ищу место для будущего Дома АВП. Проект «Дом для всех» будет воплощён в жизнь ещё неоднократно, в том числе - он будет и в Европе. А в какой именно стране (или странах) - это мне и нужно определить. Какая страна (и какая столица) наиболее подходящая для жизни, не для жизни абстрактной - её не существует, а для жизни в конкретно моём стиле, в качестве организатора Дома АВП. Вот именно эти бытовые аспекты каждого города я и изучаю, и в конце этого года окончательный результат будет сообщён.
Во-вторых, я рассматриваю железные дороги разных стран Европы; в-третьих - мечети и мусульманские общины (где они обнаруживаются); в-четвёртых, в Афинах я собираюсь проголосовать в посольстве РФ на выборах президента, 4 марта. А вот лекций АВП в Греции не будет - желающих-организаторов не нашлось.
Итак. Я приехал в Афины рано утром второго марта. На поезде из Фессалоников. Вокзал в Афинах показался мне маленьким для такого большого города. Я погрузился в метро и поехал в гости к человеку по имени Илья, который сам родом из Луганска, но уже восемь лет обитает в Греции. С ним я предварительно списался через сайт www.couchsurfing.org.
Илья, мой ровесник, живёт в двухкомнатной квартире, на первом этаже пятиэтажного афинского дома. Собственно, почти все дома в Афинах - пятиэтажные, ну или шестиэтажные. Небоскрёбов или 12-этажек типа македонских тут совсем не видно. Весь центр и окрестности его застроены ровно и плотно - дома составлены без просветов между собой, но высота всех домов почти одинаковая, нет в центре не высоток, изб тоже нет. Улицы все засажены апелсиновыми деревьями, апельсины прямо растут и зреют и падают под ноги, и все кислые. Илья сказал, что это специальный невкусный сорт высадили в городе, чтобы люди не рвали плоды с дерев, а покупали их на базаре.
Я спросил, что же привело Илью в город Афины, и каково его происхождение. Он ответил вот что. Передаю его в сокрашённой форме.
«Родился я на Украине, в Луганске, учился в школе, потом служил в армии. Окружающие мне говорили, что нужно учиться, а потом работать, работать, работать всю жизнь. Так все вокруг и делали, и я тоже. Были у нас на Украине тогда купоны в качестве денег, у всех были миллионы на руках, а реально - 5-10 долларов получали в месяц. А потом все люди умирают, и зачем жили - непонятно. И тогда один знакомый, неформал, сказал мне: «что ты тут сидишь? Поехали в Европу, посмотришь, как там!» Мы с ним поехали. Словакия была безвизовая тогда, по ваучеру, а дальше нелегально добрались мы аж до Испании. Тогда же в дороге я научился играть на флейте, и зарабатывать этим деньги. За один вечер можно было получить больше денег, чем месячная зарплата тогда на Украине. Из Испании нас потом депортировали. Я нашёл тогда в себе еврейские корни и поехал в Израиль, но там мне жизнь не понравилась - всё очень уж дорого. Но там же сперва держат год и не выпускают, чтобы человек привык. Платят, правда, пособие, но прожить на него невозможно, если своё жильё снимать. И год нельзя было уехать. Это как зверь в клетке - ставят опыт: животное бьют током, оно мучается, но спустя год привыкает, потом открывают клетку - иди, если хочешь! А оно уже не идёт и остаёся в клетке, привыкло. Ну а я не привык. Когда совсем надоело, купил себе билет в Анталию (Турция), потом поехал в Стамбул, а оттуда поездом в Афины. И так здесь и остался. Зарабатывать игрой на флейте можно в разных городах Европы, и деньги получались неплохие, а играть можно, например, пару часов по вечерам. Но чем Афины лучше? Тут короткая зима. Где-нибудь в Швеции зима ддится четыре месяца, а зимой играть на улице не совсем приятно. А тут, в Афинах, зима всего один или два месяца в году. Я и диск записал, параллельно продаю и диск за 10 евро. Вот хорошо, кончилась наша короткая зима, скоро можно будет опять выходить на улицу играть. Я раньше и зимой пробовал, но потом остановил себя - хватит! Работать надо так, чтобы было приятно, тепло. В переходах метро у нас не дают работать, гоняют. В вагонах можно, но не удобно, и какое-то попрошайничество получается. А на улице - пожалуйста. Если даже, редко-редко, полицейский прогонит, я тоже его понимаю - значит, у него директива сегодня, немножечко всех разогнать - тогда я просто перехожу на другое место.» -- рассказ приведён в сокращённой форме.
Афины как город - довольно большой, по причине своей малоэтажности он раскидан по окрестным горам-предгорьям километров на двадцать. В центре есть «кремль» -- Акрополь и другие древнегреческие развалины (с платным входом). Вокруг, на центральных улицах, бродят туристы, сидят продвцы (включая многих, продающих разный хлам и старьё), музыканты испускают свои звуки - есть среди них и негры. Кризис внешне не очень заметен. Настоящий кризис был, например, в России в 1998 году, или в СССР в 1991. Тут нет видимых признаков.
Но вот что странно. Цены в Греции неоправданно задранные! Казалось бы, северные страны обычно дороже, южные - дешевле. Один проезд на метро, например, в Гамбурге стоит 2,80 евро, в Берлине 2,20, в Вене 1,75, в Милане 1,50, в Риме уже 1 евро. Казалось бы, в Афинах должно быть примерно 0,80, ведь это самый южный город. Фигушки! 1,40 (на полтора часа; суточный проездной - 4,00). То есть 55 российских рублей. Автобус-троллейбус 1,20 (46 рублей) одна поездка. Расписания на остановках не вывешены; интервал 20-30 минут, когда придёт твой автобус - непонятно. Цена европейская, качество - не очень. В связи с редким хождением автобусов, они бывают и достаточно полными. Ещё, говорят, бывают забастовки транспортников; чего хотят - неясно, наверное зажрались, хотят ещё цену поднять. А дальние автобусы я уже ругал - 4 рубля за километр, между деревнями не останавливаются, только на остановках, на которых никакого расписания и вообще никакой информации нету.
Еда, если сравнить супермаркетную. Хлеб в супермаркете -- два раза дороже, чем в Германии. Самый дещёвый - 2 евро за килограмм, у немцев - от 1 евро. Батон самый обычный, 350-граммовый, в уличных булочных - 0,80, это больше 30 рублей, а в нём больше воздуха, чем батона. Молоко - под евро, самое дешёвое 0,85, дороже Италии или Франции на несколько еврокопеек. Апельсины-мандарины, которые везде тут растут сами на деревьях - на рынке 1-2 евро за килограмм, в супермаркете мандарины 2, апельсины от 0,60 евро. Так у нас в России схожая цена, сейчас сезон-то. Бананы тут 1,50 евро (привозные), картошка на рынке везде 0,50 евро (своя), супермаркетный минимум 0,35. Вчера купили килограм плохих пожухлых апельсинов за 0,50 на рынке. Консервы, солёные огурцы, шоколадки - дороже, чем в России или в той же Германии. Безнин - 1,70 евро. Всё обнаруженное - почему-то не дешевле, чем в центральной и восточной Европе, и уж сильно дороже соседней Сербии, Македонии и проч.
Недорог только квартиросъём. Двухкомнатную в центре можно снять за 250 евро в месяц + коммунальные платежи. А они (в случае той квартиры, где живёт музыкант Илья) таковы. Отопление - зимой 70 евро в месяц, но зима очень короткая, пару месяцев. В доме стоит солярковый котёл, его включают зимой два раза в день, и он греет батареи, и расход солярки разделяется на всех жителей дома пропорционально площади квартир. Водоснабжение - около 10 евро в месяц. Газ - в баллоне, чтобы готовить из него, баллона хватает Илье на полгода. За лифт он не платит, так как живёт на первом этаже. Есть ещё электричество, сколько стоит киловатт-час - военная тайна, никто ни в одной стране на этот вопрос мне ответить не может. Все во всех странах (кроме Египта) говорят: «выключайте свет, электричество у нас в стране дорогое». «А сколько стоит 1 квт/ч?» -- спрашиваю я. - «Не знаем, наверное дороже, чем везде». ... На окраине Афин можно снять и большой дом за 150 евро в месяц, только замучаешься ездить в центр города. Так, 200-300 евро в месяц, нормальная цена на квартиру в центре города, настоящая южная цена, комнаты и по 100 евро в месяц сдают.
Вот и съехались в Грецию всякие иммигранты на заработки. Тут довольно много сербов, иных жителей Балкан. Есть и негры, хотя не так бросаюся в глаза, как в Париже или в Риме. Есть, но не в каждый миг. Немножко китайцев. Но больше, чем негров, китайцев и сербов, тут жителей стран СНГ. Украицы и молдаване, пользуясь географической близостью и белой внешностью (полиция чаще проверяет негров, а к белым людям не имеет претензий) - проникли сюда на заработки и остались на продолжительное время. Есть в Афинах «русские магазины» с гречкой и бич-пакетами, русские газеты и прочее. Активные жители Молдавии, наслаждаясь заработками в 5 евро в час, стремятся сюда - уборщицами, посудомойщицами, другими работницами. Если умножить, например, 5 евро на 10 часов в день на 25, скажем, рабочих дней в месяц, получается 1250 евро в месяц, большая часть которых отсылается в Молдавию на прокормление многочисленных присосавшихся родственников. Но проявление кризиса в том заключается, что деньги найти уже непросто. Уменьшилось число денег у местных, и у приезжих тоже, многих поувольняли, вот некоторые люди и бастуют и демонстрируют перед телекамерами. Цены на всё, при этом, не уменьшились. Вышла бы Греция из зоны евро - вот было бы почти всем хорошо: для нас страна бы подешевела, сразу бы всё инфлировалось, правительство напечатало бы пару триллионов драхм и раздало бы всем недовольным. Огорчились бы только молдаване, и их семейства, потому что суммы, которые они присылают из-за границы, быстро бы уполовинились.
Нищих и попрошаек в городе не так много, обычное среднеевропейское количество. Бомжики есть, но также их количество не превышает обычного. В каждом обществе есть люди, по свойствам характера склонные к бомжизму. Так вот, греческая столица вовсе не показалась мне такой охваченной кризисом, как её малюют разные СМИ. Сравнить кризис в СССР в 1991 году и местный кризис - так тут не кризис вовсе, а кризисёныш какой-то. Ведь внешний вид и макроэкономические показатели - это весьма разные вещи. И долг правительства в сколько-то сот миллиардов евро не мешает обычным грекам жить, питаться, посещать торговые центры, да и тысячам наших соотечественников тоже нашлось место под греческим солнцем. А греческие политики в это время торгуются с банками основной европы о выделении им ещё каких-то кредитных миллиардов, но нам, как путешественникам, из этих миллиардов точно ничего не достанется. Так что - завершаю свои греческие новости и опять иду гулять по Афинам.