Три года назад я познакомился с Нэнси Маргаритой. Она жила на востоке Джакарты, в большом доме с двумя детьми, четырьмя собаками, тремя компьютерами и мужем-вертолётчиком, и принимала многочисленных гостей. Она, как самая главная активистка интернетного гостеприимства (сайты www.hospitalityclub.org, и в последующем - www.couchsurfing.com) - объявила, что принимает у себя в гостях всех, и многочисленные иностранцы заполонили её дом, и жили там даже неделями. Муж-вертолётчик обычно отсутствовал - он летал в Австралии на вертолёте, -- а Нэнси оставалась с собаками, детьми и гостями, которых за несколько лет прошло через её дом более двухсот. Она позволяла гостям курить и употреблять алкоголь (Нэнси - христианка), но не наркотики. Если кто-то из гостей становился странным, и возникало обоснованное подозрение, что те люди употребляют наркотики, марихуану или «волшебные грибы», -- Нэнси изгоняла их. Но таких, за пять лет, оказалось не больше десятка - граждане США, РФ, Франции. Основные же двести людей были хорошие.
Самые требовательные и неполезные оказались граждане США, которые часто требовали, чтобы им приносили кофе, рис и другие съедобности, поэтому если к Нэнси обращался американец, она внимательно смотрела его профиль в Интернете.
Полицейские в районе, конечно, были в курсе, что в домах, снимаемых Нэнси, творится что-то необычное. Она четырежды сменяла жилище. Нужно было, однако, сообщать ментам, что есть гости-иностранцы. Нэнси поступала так - показывала лишь некоторых женщин. В Индонезии почётно уважают женщин. Увидев, что у Нэнси гостят иностранные женщины, полицейские положительно смотрели на это. И даже если попадались мужчины, то это объяснялось как попутчики тех женщин.
А вообще в Индонезии хозяин должен пойти и сообщить в полицию, что у него гостит иностранец. Иначе хозяину штраф 5000000 рупий (600 долларов). То есть Нэнси за то, что например сейчас вписывает меня, официально грозит штраф пять миллионов. Но индонезийские законы не обязательны к выполнению, как и железнодорожные штрафы (15 миллионов штраф за проезд в локомотиве, и вот же, по десять человек бывает в паровозе). Объясняется же то - борьбою с терроризмом!
Если же менты хотели денег, Нэнси никогда не давала им денег, решала вопрос дипломатией, и показывала женщин-иностранок. Полицейские удивлялись, что Нэнси не берёт денег с «богатых иностранцев». Ну и не приставали особо. Потому уже привыкали, что все с рюкзаками идут в Нэнсин дом.
Правила же вписки были просты. Они написаны в Интернете на странчке Нэнси (Nonesee). Основных правил два - запрещены наркотики, и нельзя пользоваться туалетной бумагой. Иначе забивался унитаз и возникали непреодолимые трудности.
Так прошло пять лет. За дома съемные же она платила за год вперёд. Съёмка домов недорога в Джакарте. За 2000 долларов в год можно снять приличный дом, а неприличный вдвое дешевле. Ещё и от района зависит - центр дороже, и в каждом районе есть и более трущобные, и более вип-уголки.
Местные же жители на улицах, где жила Нэнси, относились хорошо, т.к. все местные продавали еду и услуги, иностранцы покупали чай и плюшки, что существенно поднимало экономику той улицы, где жила Нэнси.
Но число иностранцев и вписчиков росло. В 2009 году однажды оно достигло 70-ти человек, ночующих одновременно. Это было ужасно, -- говорит Нэнси, -- у меня было только три туалета, и очереди в туалет, загрязнение сада и прочее, всё это большой стресс, -- и плюс вся вода кончилась (она тут с перебоями, знаете, и подаётся с перебоями, наполняя резервуар). Дело в том, что раз в году Нэнси проводила мероприятие, куда все приходили, и индонезийцы, и иностранцы, до 130 человек зараз, и вот до 70-ти оставалось ночевать. А проживать все старались подольше. Были люди, которые жили у Нэнси месяц, два месяца и даже до трёх месяцев. Один кругосветный мотоциклист ждал свой мотоцикл с таможни, а другие поступили учиться здесь, и т.д.. Нэнси никого не гоняла, если гости не начинали наркоманить, есть грибы и пр. - пусть живут. Больше трёх месяцев никто не жил, так как проблемы у многих начинались с визой.
Все прогресивные индонезийцы учились от Нэнси вписывать гостей. Когда она начинала, в «hospitalityclub.org» и «couchsurfing.org» в Индонезии было всего несколько человек, а сейчас тысячи. И многие вписывают многих людей. А жители Чёрной Африки не приезжают путешествовать в Индонезию. Был один марокканец, да и тот офранцуженный, во Франции жил.
С годами муж-вертолётчик куда-то увертолётился. Они стали жить вместе уже тогда, когда Нэнси вписывала гостей. А потом они расстались. (Нэнси уверена, что вписывание людей важнее, чем муж: если муж был бы против гостей, она бы и не заводила такого мужа.)
А потом Нэнси поехала в Европу автостопом, и совершив там большое путешествие, вернулась, и написала об этом книгу (ок.350 страниц), и издала её. Потому что все спрашивают её - как путешествовать автостопом, как вписывать гостей, как самому вписываться. Чтобы не отвечать сто раз на одни вопросы, она выпустила книгу, тиражом 3000 экз., за свой счёт. Книга напечатана в Индонезии. Её себестоимость весьма низкая - менее 1,5 долларов. Имеются в ней и фотографии разных путешествий, людей и проч. Проблема возникла только со сбытом книги - книжный рынок монополизирован, и продавцы берут себе 50%, а то и больше. Но постепенно книга расходится.
NoneSee. Backpacking Modal Jempol. Jelajah Eropa 500rb-an/bulan! - путешествия по Европе за 500 тыс.рупий (55$) в месяц! -- ISBN 978-602-96619-0-3. Jakarta, NanO Publishing, 2010. 352 стр. С вкладками фот. Фотографии самой книги и Нэнси я выложу тоже, сейчас подготовлю.
У Нэнси появились другие друзья, индонезийские путешественники. Некоторые тоже напечатали свои книги. Сейчас в Индонезии есть несколько книг о путешествиях автостопом по Австралии, Европе, Юго-Восточной Азии. На индонезийском языке. Все сии люди находят себе ночлег по Интернету.
Из поездки в Европу Нэнси привезла себе нового мужа - вернее, она там познакомилась, он потом приехал по туристической визе, а потом оформил себе новую, годовую учебную. Тот человек -- немец. Индонезийское правительство даёт стипендии (150 долл в месяц) и визы тем, кто индонезийский язык хочет изучать в Индонезии. Вот он и изучает, и успешно.
После съёмных домов, Нэнси переехала в тот дом, в котором жила когда-то со своей матерью, в трущобном районе, недалеко (в 4 км) от того дома, где я гостил три года назад. Теперь Нэнси почти не принимает гостей. Потому что строгая мама, которая живёт на первом этаже дома, не хочет, чтобы дом превратился в международный аэропорт. Поэтому вписаться у неё могут только некоторые мудрецы. И найти её дом сложней, и район попроще. Я думаю, это потому, что деньги на съёмные дома давал муж-вертолётчик, а тут денег таких не стало, а немец не имеет денег, чтобы снять отдельный большой дом. Да и вот ещё - Нэнси завела ещё одного микроребёнка, от этого немца.
Сейчас, как узналось, что я приезжаю в Джакарту, множество людей этим заинтересовались. Нэнси в интернете все стали спрашивать, как меня заполучить. Но всё это будет только через два месяца, когда я поеду обратно с Папуа. Потому что сейчас я лишь на два дня в столице, и успел дать лишь пару интервью, -- одно - интересной другой индонезийской журналистке газеты Компас (местная 500,000-тиражная газета), и та журналистка тоже путешественница, и написала книгу "Автостопом по Австралии" (на индонезийском языке).
В общем, кто любит читать по-индонезийски, или просто коллекционирует книги про автостоп, можно наладить поставки книг из Джакарты в РФ, только почтовая наценка будет большая. Книга Нэнси стоит 50,000 рупий (170 рублей) в Джакарте. Если кому потребуется, можно организовать пересылку, но пересылка дороже самой книги -- рублей 500 получится.
Вот такие интересные дела. Такова судьба Нэнси, мудрейшей индонезийки, которая вписала больше всех других индонезийцев иностранных гостей. Многие мои знакомые были у неё в гостях. Пусть же каждый читатель тоже принимает у себя гостей, а гости пусть ведут себя хорошо, не создают помех хозяевам, и соединяются с местным населением. Принимать гостей всегда полезно, -- и радостно, что есть люди, которые в этом деле преуспели. И среди индонезийцев Нэнси пресупела больше всех. А возраст её -- всего тридцать с небольшим.