К завершению африканской поездки

Mar 14, 2024 16:40

Путешествие по Африке, вольное путешествие, позволяет нам соприкоснуться с разными слоями общества. И не только соприкоснуться, но и ночевать в жилищах, есть еду, перемешаться на транспортах, присущих самым разным людям. Автостоп, «Каучсерфинг» и просто поиск ночлега "с улицы", расширяют наши познания об африканской жизни. Также как и поезда, автобусы, теплоходы, где мы тоже смешиваемся с народом. В школах, мечетях, больницах, церквях, на рынках мы знакомимся с различными представителями населения, и это интересно и для них - контакт с человеком совсем иного типа.

После первого контакта в городе Тете, который получился очень удачным и интересным (имам и его близнец, Хасан и Хусейн, и их богатое семейство) я переехал на поезде в Бейру, где меня приняла в гостях на три дня Виктория - грузинка, единственная в Мозамбике. Виктория работает в транспортной компании: тысячи контейнеров с грузами для Африки идут через порт Бейра вглубь материка, для Мозамбика, Замбии, Малави, Зимбабве, юго-восточного Конго. Интересно, что Виктория знает 8 языков: английский, турецкий, немецкий, итальянский, французский, португальский и др.(общались мы на русском).


Виктория рассказала мне некоторые сведения о грузопотоке. Идёт груз из Китая, идёт и из России (с Владивостока): удобрения, зерно, сахар. Контейнер с грузом едет до Бейры около двух месяцев, так как суда делают остановки и в промежуточных портах. Перевозка контейнера в Бейру стоит 1500-2000 долларов, а наложить в него можно до 20 тонн. Когда этот контейнер потащат в Замбию, он доедет до Лусаки. Транспорт, растаможка, взятки на постах и на границе повысят стоимость перевозки до $8-10,000. Если же этот груз надо везти дальше, в Конго-Заир, то наценка уже составит $20,000 - для доставки в город Лумумбаши. То есть, контейнер загрузили в Китае, и через два месяца он в Лумумбаши появился, стоит это 20.000 долларов. И наоборот .

Из этого приблизительно видно, почему страны внутри Африки такие бедные. Пусть они вырастили какой-то овощ, или кокос , или произвели какой-то деревянный стул или шкаф. И набили этими кокосами или мебелью контейнер Перевозка до моря из недр Конго будет стоить в десять раз дороже, чем перевозка через полмира на корабле. Эквадор находится близко к морю, поэтому тащить банан оттуда дёшево; поэтому Петербург - банановая столица СНГ. А если мы отправляем зерно из Владивостока в Центральную Африку, то оно становится "золотым" именно из-за наземной части дороги. И поэтому в глубинке стран, не выходящих к морю, фрукты могут стоить в сезон менее рубля за килограмм, в портовом городе они стоят уже доллар, а эквадорские бананы, привезённые за полмира - дешевле, чем доллар.

Хорошо, поговорили про грузы. Теперь про Викторию. Это оказалась просто невероятно добрейшая женщина, которая окружила меня лучшей версией кавказского - но неназойливого! - гостеприимства. Не буду перечислять всё, что мне случилось отведать, -- но у Виктории в холодильнике хранились уникальные, с прошлого года мной не еденные продукты - солёные огурцы и квашеная капуста (Виктория сама засаливает, воспоминая советскую Родину). Редкое для Африки наличие стиральной машины позвоило мне отстирать всё, что начало грязниться и тухнуть после дождливой Малави, а удушливая жара на улице, +37, за час-два высушивала все мои шмотки. Также мне удалось посмотреть достопримечательности Бейры и посидеть в ресторанах с Викторией и ещё другими переселенцами в Мозамбик. Из них было двое рижан (из Риги, настоящей Риги) и двое жителей Блюмфонтейна (ЮАР).

Ходил я и один, навещая многочисленные мечети: по моему предположению, именно Бейра является условной южной точкой мусульманского мира. Западной условно буду считать Дакар, восточная точка - Джаяпура в Индонезии, северная - условно, Казань, южная - приблизительно Бейра. Хотя, конечно, мусульмане живут и в Норильске, и в Южной Америке, но эти регионы я уже не отношу к «мусульманскому миру».

В пищевых и зрительных и научных удовольствиях прошли три дня в городе Бейра, спасибо большое Виктории (я ей оставил пару книг своих на память, больше нечего было подарить). А живёт она с видом на море в элитном кондоминиуме, и вечером море и небо краснеет, когда между ними куда-то заходит солнце.

И вот, после Бейры я сажусь на автобус… Кстати, автобус имеет очень неудобное расписание. Он стартует в 4 утра и приходит Мапуто в 23 часа вечера. Потому что автобусам нельзя, якобы, ездить ночью по соображениям ментовской безопасности. Поэтому все три автобуса всех трёх автобусных компаний стартуют с Бейры в 4 утра, и проехав 1200 км, приезжают в Мапуто уже в то время, когда там никакого городского транспорта нет.

Я, вообще, сомневался в том, что это получится у водителя. Водитель в автобусе один. Есть ещё два помощника - подавать чемоданы и кричать, вставлять шланг на заправке, но водитель 1. И первые несколько часов надо ехать по грунтовке -- со скоростью небольшой совсем. Потому же думаешь, как он успеет? И он разгоняется до 120 км/ч и гонит с такой скоростью до самого Мапуту, делая несколько остановок (обед, туалет и прочее). Приезжаем в Мапуту!

Столица Мозамбика - большой город («как Тбилиси!» - сообщила мне Виктория), и там много полисменов и, по-видимому, почти нет грабителей, убийц и прочих вредных элементов. Не видно их и в Бейре. Кстати, где в Бейре живут бомжи? Оказывается, они населяют десятки заброшенных зданий. После победы революции в Мозамбике многие капиталисты и колонизаторы уехали, бросив дома. Многие же погибли во время гражданской войны в Мозамбике. Их дома пустуют, но в них живут бомжи, нищие, с деревень приехавший простейший люд. Поэтому на улицах ночью никто не валяется. В Мапуту тоже с виду никто на улице не валялся, это вам не ЮАР. Но транспорт в 23 часа уже не ходил, пришлось брать Яндекс-такси и ехать на вписку автомобильно. (Да, работает оно, назыается ЯнГо, во многих городах Африки).

Новый мой товарищ, африканец Францеско 25-ти примерно лет, жил в домике, сделанном из волнистых листов железа. Такие самодельные дома распространены в Африке. Это самый дешёвый вид строительства. Вписка по Каучсёрфингу у этого Францеско отличалась простыми свойствами. Вода у него хранилась в бочке (приносить надо было её по утрам), туалет и уголок для помывки - снаружи дома, кондиционер и стиральная машина не существовали даже в проекте, никаких, конечно, не было холодильников или умывальников. Подруга Францеско, девушка по имени Роста - но небольшого роста, готовила еду на кухне на плитке, на углях, очень медленно. Вечером мне досталось угощение - ншима (кукурузная каша), типичное африканское блюдо, сваренное на угольной печке. Спал я на полу, на предоставленной хозяевами циновке (палатку решил не ставить, да места было в доме немного).


После дома Виктории, в котором было всё для буржуйской жизни, тут был разительный контраст! Ну Виктория снимает в Бейре квартиру за 950 долларов в месяц + электричество. Мы уже помним, что есть в Африке и дома, которые можно снять за 2,5 доллара в месяц, вы уже видели на фото и сами дома и их обитателей. Африканское общество разнообразно и многослойно.

При этом Францеско и его подруга не были деклассированными элементами; парень знал английский язык, подруга знала несколько слов из него, они были очень вежливы ко мне и обходительны. Интересно, что в профиле на Каучсёрфнге у Францеско было написано примерно следующее:

«Я бедный человек, поэтому прошу гостей, которые ко мне приезжают, скинуться по 300 метикалов (450 рублей) в сутки за проживание».

Коучсёрфинг, вообще, всегда предполагает бесплатное ночевание. И я такие платные предложения, если встречал, то всегда отклонял ранее, -- а многие пользователи даже жалуются в техподдержку, увидев такое нарушение правил. Но я подумал, что в Африке мне столько всего дарили, еду, деньги, сколько раз меня угощали, подвозили, платили за меня, -- так что от меня не убудет, если я оставлю несколько бумажных купюр в этой мозамбикской трущобе. 900 рублей для меня не последние, а Францеско был, действительно, небогат.

В итоге, я осмотрел Мапуту, это реально крупный и интересный город. Развит общественный транспорт (проезд 15 мт = 22 рубля), есть красивый железнодорожный вокзал начала ХХ века и пригородные поезда! Из-за ограничений по времени я не прокатился на них, посетил только ж.д.музей, но я всем рассказываю, что пригородные поезда есть. Это вообще свойство, присущее многим странам социализма. Даже бывшим. В странах социализма железнодорожный транспорт поддерживают (как в Анголе или Мозамбике, Вьетнаме) или даже стараются развивать (как в Китае). Мне нравится железнодорожный транспорт. Уж лучше ехать в поезде, чем в забитой наглухо попами людей маршрутке!

Посмотрев частично Мапуту, я заночевал второй раз у Францеско и отправился дальше, завершать свой маршрут по Африке, через новую для себя страну - Королевство Эсватини (она ранее называлась Свазиленд, недавно переименовали). Выезжал я на маршрутке с котрабандистами. То были женщины, которые везли большие мешки одежды сэконд-хэнд (из них половина была б/у обувь сэконд-лэг). На границе им пришлось распотрошить все мешки. Ко мне тоже был вопрос - где квитанция об оплате взноса при въезде в Мозамбик? Хорошо, что я её ещё не выбросил, удалось найти и предъявить на контроле.

Мозамбик для меня закончился, я считаю его интересной страной, достойной для более подробного посещения, а Мапуто - интересный город, в котором можно будет ещё в будущем провести несколько дней и проехать все линии пригородных поездов.

Вот какими разными сторонами поворачивалась ко мне Африка. Русская женщина в Ливингстоне, грузинка и латыши в Бейре, мавританцы в Анголе, индийцы в Зимбабве, пакистанцы в Ботстване и житель Чада в Намибии. Обитатели богатых домов и владельцы хороших автомобилей, и обладатели малых самодельных домов и хижин без электричества. Всё это - Африка.

Я благодарен жителям, постоянным и временным жителям Африканского континента за все добро, которое я получил от них за эти три месяца. Всем, кто меня принимал в гостях, угощал, дарил деньги и еду, подвозил на попутном транспорте или специально ради меня тащился куда-то. Большая благодарность вам всем!

Вредные личности в этой поездке никак до меня не дотронулись. И я был осторожен, и пути вредных грабителей, воров, жуликов не пересекались с моими путями. И нужно сказать, что поездка по Африке благополучно заверершена!

Я побывал ещё в Свазиленде - маленькой стране, которая с недавних пор называется Эсватини. Там я встретился, как и предполагал, с Гошей Красниковым, транспортным мудрецом. Последние две ночи в Африке я провёл по-буржуйски: мы спали в гостинице с огромнейшими номерами и кроватями. Одной из причин буржуйства была наша обоюдная нужда в Интернете (покупать симку с интернетом на пару суток было хлопотно и дорого), а также, чтоб мне благополучно, без лишних блужданий и поисков, 14 февраля сесть на маршрутку и уехать в ЮАР.



(на фото - Мбабане, Свазиленд)

Специальная маршрутка, прямо из столицы Свазиденда, Мбабане, довезла меня до аэропорта «Тамбо» в городе Йоханнесбурге. Это такой шлюз, чтобы не успели ограбить в ЮАР: садишься в маршрутку в ещё безопасном и тихом Свазиленде (там, как и в Лесото, грабителей нет или почти нет, страна тихая и деревенская), и выгружаешься, шлюзуешься, прямо в аэропорт, где можно сидеть и ожидать летучего транспорта. Мой рейс сегодня вечером сперва в Доху (Катар), а завтра вечером уже в Москву.

Если не будет каких-то непредвиденных задержек - а пока последнее время всё идёт аккуратно по плану, и эта зимовка, и прошлый год.., -- если всё будет благополучно, то уже скоро я буду разбирать свой багаж, монеты и шмотки, готовить новые книги, распространять старые книги, рассылать заказы, и готовиться к встречам и мероприятиям в Москве и России. Следите за информацией. Всем спасибо, кто следил и за этим путешествием - до встречи в Москве и/или на Земном шаре!

люди, Африка, Мозамбик

Previous post Next post
Up