Новости из Мозамбика

Mar 11, 2024 10:00

Ассаламу алейкум! Мир всем! Пишу из Мозамбика. Для меня это 145-я страна (включая частично признанные государства).

Мозамбик с прошлого года безвизовый для обладателей российского паспорта. Россияне примерно в сотню стран безвизовые (включая некоторые труднодоступные острова Океании и Карибского бассейна, куда, хоть и безвизово, но редко ездят мои друзья и читатели). Но! Но безвизовость бывает разная.

Бывает, на практике, чистый такой безвиз, как Киргизия, Казахстан или Эмираты: шлёп в паспорт штамп, а где-то и электронно, без штампа даже, приехал, показал паспорт, и всё, и никаких к тебе вопросов.

Бывает же безвиз с вопросами, к которым надо готовиться. Пример -- Южная Корея. Или Израиль. Такие могут быть вопросы и отношение на въезде, что могут не пустить, и нередко отвергают приезжего русича. Как крайний вариант, была Украина в период 2014-2021 годов: официально безвизовая, а реально даже и приглашение люди делали, и с ним не все попадали, чисто на усмотрение конкретного пограничника. А так, да, "безвизовый въезд" (теперь уже отменён). Так же безвизовы украинцы в Россию: можно им въезжать, но только через Шереметьево, да и с кучей вопросов надолго.


Мозамбик, конечно, вариант не крайний, но к безвизовому въезду прикреплены особые условия. Надо сперва податься на визу на портале МИД Мозамбика, заполненяя длинную анкету (у меня это вышло не с первого раза). Отправить её, прикрепив бронь гостиницы, фото, скан паспорта... Через некоторое время получить на электронную почту официальный ответ:

"уважаемый Антон Кротов, паспорт РФ номер.. фото... Вам в визе Отказано! Причина: с такого-то числа Россия входит в число безвизовых стран в Мозамбик".

Это Письмо Отказа в визе надо распечатать и взять с собой, без него не пустят через границу. Идиотизм? Да. Откуда узнал? На "форуме Винского" прочёл отчёты, для подстраховки написал в посольство РФ в Мозамбике, они говорят: заполняйте... При этом на самом сайте МИДа Мозамбика, - владельцы паспорта России НЕ входит в перечень освобождённых от визы. При заполнении анкеты надо поставить галочку там, где: "Я посмотрел список стран, гражданам которых виза в Мозамбик не нужна, и подтверждаю, что моя страна туда НЕ входит "... Бред.

Кроме письма - отказа, нужно на руках иметь в распечатанном виде: копию паспорта, копию прививки от жёлтой лихорадки, брони гостиниц в Мозамбике (не однодолларовых), подтверждение платежеспособности. И всё это в бумажном виде нести на границу. Нужно ещё 650 местных денег ($10) наличкой для оплаты пограничного сбора, именно в местной валюте. Чем этот комлект макулатуры отличается от процедуры получения визы? Неясно!

Я всё это имел. Заранее всё поксерил, распечатал. И деньги Мозамбика обменял заранее. Единственное, что брони гостиниц были у меня фуфелные, и, конечно, не оплаченные. Приезжаю на пограничный пост.

Женщина - пограничница смотрит на меня, как Цезарь на коровью лепёшку. - ждите! Потом увидела, что я всю макулатуру принёс и достал, разозлилась. Неужели у этого бородатого все имеется?

- обратный билет домой есть?
- есть, с Йоханнесбурга, на 14 марта.
- показывайте! - брезгливо так.

Он у меня был в рюкзаке, в отдельной папочке. Пришлось за ним лезть. Тётенька осмотрела билет, опять же, надменным взором (он был на русском языке) и потом перевела глаз на бронь гостиницы в городке Тете.

- Буду звонить в гостиницу!

Я уже читал, что такое бывает на въезде в Мозамбик. Не очень хотелось этого. Если что, скажу, "извините, наверное сбой в системе, дайте интернета, сделаю новое бронирование". И где-то распечатаю. Читал, что услуга распечатки прямо на границе предоставляется, за один доллар за страничку! И так пограничники зарабатывают...

Пока тётя презрительно трогала мой паспорт и бумаги, мимо проходили африканцы, граждане соседних стран. С ними не было никаких заморочек, их штамповали за секунды (было ещё два сотрудника, мужчины). Один пассажир дал взятку в 100 рандов (500 рублей), бумажку пограничник сразу спрятал. Женщина-злюка не унимается:

- Я позвоню своему боссу!
Что ей сказали по телефону гостиницы, и что сказал босс, осталось мне неизвестным. Возможно, женщина - пограничница никуда и не звонила, а просто распускала понты, чтоб меня испугать. Потом:
- Давайте деньги. 650 метикал.
Тут опять же, важно иметь заранее эти местные деньги. Я их наменял ещё в Малави, зная все эти приколы. Если скажу, что у меня есть только доллары, тут и обсчитают, и скажут; "такие мелкие деньги не берём, а с крупных размена нет!" Отдал деньги, точно, чтоб без сдачи.

Тётя ещё немного побурчала, зачем-то утащила себе распечатку - бронь дорогущей гостиницы в Тете - но потом все же поставила черный круглый въездной штамп и отдала мне паспорт. Молодая ещё, а такая уже вредная. Остальная макулатура осталась мне, они ее не забрали. А не сделал бы, так они ж и ругали бы меня за это.

Фуу, какая неприятная граница. Я понимаю, что Израиль или Южная Корея могут что-то требовать от въезжающих. Но Мозамбик, на одном из нижних мест в мире по всем показателям, кроме величины территории, - гос.люди должны быть рады,что иностранцы едут. Уж по-любому россияне не обрушат экономику Мозамбика, даже если приедут без брони гостиниц и без обратного билета. Богатая Намибия, Ботсвана ничего не требуют. Потом мне в Мозамбике объяснили, что это специально придираются, чтоб хоть чего-то не нашлось у въезжающего, и под этим предлогом вымутить взятку!

Итак, я въехал в новую для себя страну. Помню, в 2000 году я уже получал визу Мозамбика (кстати, $10), но тогда в страну не поехал, а поехал в Намибию. А Мозамбик открыли для науки в том же сезоне Сергей Лекай и Олег Сенов, они там и встречали новый год 2001. Я же спустя 24 года в этой поездке выполняю то, что предполагал сделать, но не сделал ранее. Заехал.

Несколько отличий от Малави, Замбии и всяких других Зимбабве: (1) язык - португальский! Английский редко кто понимает. (2) больше ментов, постов и всяких проверятелей, хуже с фотографированием: некоторые места являются "стратегическими объектами". Я в Замбии и Малави уж забыл, где - да вроде нигде, вроде не нужен был этот паспорт, всем плевать. А тут иногда нужен. (3) цены, на первый взгляд, выше, чем в предыдущих двух странах. Валюта местная - метикал - сейчас довольно крупная, 1$=63мт., 1мт=1,5₽. Причина такая: несколько лет назад отрезали три нуля, а так было бы 63.000. Но сейчас падает несильно . За десять лет подешевел только вдвое.

И вот (4) четвертая особенность. Не знаю уж, случайно или всегда так. Но стало резко жарко! Опять как в пустыне Калахари, в Ботсване или в Ливингстоне, или на севере Зимбабве. В какой-то я попал жаркий пояс. Сегодня температура в тени около +100°F, ну да, это по Фаренгейту. По Цельсию это +38°С, но какая-то удушливая жара.

В остальном же такая, зелёная Африка . Холмы, леса, продажа древесного угля, десятки безнадежных продавцов вдоль дороги в каждой деревне, иногда флаги. Государственный флаг Мозамбика - единственный в мире,на котором есть изображение автомата Калашникова. В 1970х и 1980х СССР помогал народу Мозамбика, сперва добиваться независимости от Португалии, а потом строить социализм. На гербе Мозамбика также есть это, весьма известное в мире, оружие. Посты полиции даже на грунтовках!

Мне нужно было попасть в городок Моатизе, откуда, по.некоторым данным, ходил поезд в Бейру по средам. В Африке поездов мало, и не всегда есть точная информация в интернете. Всё нужно проверять. В итоге, доехал до этого Моатизе на маршрутке, и, обливаясь потом, дошел до вокзала. Ура! Завтра будет поезд. Он отходит по средам в 14.00. Билеты есть трёх классов: лежачий, хороший сидячий и народный. Я поеду в народном, третьем классе (480мт = 720₽ за 20 часов пути. Билет в лежачий вагон втрое дороже).

Я специально, надеясь на поезд, подгадал свое расписание. Так же мне удалось поймать поезд в Намибии, что ходит всего несколько раз в год, и еженедельный поезд в Замбии, и еженедельный пароход в Малави. Из-за того, что я ловлю редкий транспорт, мой маршрут может казаться извилистым, не совсем прямым и даже загадочным для российского читателя, видевшего Африку только в мультфильме про Айболита. Да что читатель? Даже и я, проводя в путешествиях тридцать четвертый год, и я перед выездом сюда - не представлял таких мест, как Булавайо, Гверу, Квекве, Чипока, Моатизе...

Ну, а сам город Моатизе оказался самым скучным городом на моем маршруте. В нем не нашлось ничего достойного внимания. Только вокзал и базар. И главный проспект, пыльный и неустроенный. Ерунда какая-то. Поеду на ночёвку в Тете, это соседний крупный город, областной центр.

Город ТЕТЕ уже был похож на город. Кстати, это редкое географическое название, которое можно написать по-русски или по-английски или по-португальски, и читаться оно будет одинаково. Другие города, где русское написание прочитается по-английски так же, это ТОММОТ и МЕККА, киргизский ТОКМАК, ну и с натяжкой ОМСК и ТОМСК. Город Тете расположен на реке Замбези. Центр построен колониальными властями (Португалия владела Мозамбиком, как и Анголой) в ХХ веке.

Жара на меня действовала замедляюще. Я добыл ещё местных денег (из банкомата), купил мозамбикскую симку, на что потратил почти час (продавец попался пережаренный и неповоротливый, хотя он взял в помощницы двух других продавчих). Куда идти дальше, насчёт ночлега, в госпиталь или мечеть?

Оказалась рядом мечеть. Мозамбик содержит мусульман в меньшинстве (20%), на севере их больше,чем на юге. Вскоре я познакомился с имамом мечети и его братом -близнецом. Хасан и Хусейн, так звали близнецов, приезжали в мечеть на каждый намаз на машине, причем тот, который имам, был в чёрном халате, а другой в белом, так они и отличались. Из предков близнецов один был индиец, поэтому цвет кожи у них был не полностью чёрный, а шоколадный.

Имам мечети знал английский язык, а также португальский, урду и арабский. Соответственно сообразительны были дети имама. Закончился этот день настоящим пиром в гостях у имама в богатом доме (не хижина, отнюдь). Близнецы жили в большом особняке вместе со своей матерью 68 лет, со своими женами и детьми, был ещё слуга, как нередко бывает тут. По случаю они позвали в гости ещё трёх бородатых друзей (не знающих английского). Мы обсудили множество разных вопросов, а я съел тройной объем пищевых продуктов. Любые продукты были на столе (кроме молочных). Да благословит Всевышний всех этих хороших людей и всех прочих, кто помогает мне в дороге!

В дорогу мне дали ещё две бутылки воды. Утром попрощались с ними. Какой-то бизнес был у них, вероятно торговля, но чем именно - я не спросил.

Наутро была опять жара, с раннего утра. Ничего делать не хотелось вовсе. Имам сказал, что Тете - самый жаркий город Мозамбика. Все вещи, которые у меня промокли и отсырели в Малави, теперь высохли. Другая проблема - одежда начала мокнуть изнутри, так как я начал усиленно потеть. Вот крайности, то одна, то другая!

Я отправился на маршрутке в Моатизе. Автостопом не стал, в такую жару и думать не хотелось. До Моатизе 25 км на двух маршрутках: едешь до моста, пешком переходишь мост и потом опять на маршрутке.

Купил билет на поезд в третий класс, оставил рюкзак дежурному по станции и пополз осматривать городок, который, в отличие от Тете, вовсе показался ерундовый. На базаре продавали траву, помидоры и большие жёлтые огурцы. Ничего привлекательного, даже ананасы не выросли в этой жаре.

Поезд должен был отправиться в 14 часов. По российской привычке я не торопился в него до половины второго - в РФ поезда на конечной станции за полчаса открывают свои двери. Но оказалось, что тут, уже заранее ,ушлые местные жители уже сами с рельсов пролезли в вагоны третьего класса, пока проводники охраняли более элитные вагоны. Ну, я тоже полез и захватил себе сидячее местечко, буду ехать в Бейру часиков двадцать, а может и больше - африканские поезда во всех случаях имеют свойство опаздывать.

Всего было вагонов пятнадцать. Вагоны эконом-класса имели по 150 мест, сиденья в них, как в индонезийских поездах в эконом-классе, то есть не очень удобные. Хорошо, что окна открывались и на потолке висели вентиляторы. Вагоны - не старые. Но воды в раковинах нет. Белых людей в поезде, похоже, 1 штука - я.

Пока залезли в поезд, скажу читателям, что я ещё почти ничего не потерял в этой поездке. Утратил только селфи-палку для телефона, она же работала как штатив. Такую хорошую селфи-палку мне подарили ещё в 2019, кажется, году - благодарю того, кто это сделал, если он читает эти строки; сэлфи-палка прослужила 4 с половиной года, и наконец выкатилась из рюкзака, когда я ехал по Зимбабве автостопом, а рюкзак был закреплён неустойчиво снаружи грузовика. Выскочила она как-то из клапана. Я честно старался справиться с проблемой, нашел и купил новую (похуже) в Замбии, мы же помним, там много всего и недорого . Но и эта вторая селфи-палка потерялась в суете адского плавания на озере. И то дёшево отделался, такая суматоха там была!

Двигаюсь.

Подсчитал аккуратно, в скольких странах я ездил на поездах. Вышло ровно 80 стран с Мозамбиком (предыдущий подсчет был неполон). И ещё 8 стран - территорий можно бы притянуть за уши, например Перу, где я ездил на метро в Лиме, оно есть надземная городская железная дорога, ну вот если такие как Сингапур, Гонконг прицепить тоже, натянуть можно 88 стран и территорий. Но так, чтоб всё аккуратно, таких железнодорожных стран у меня 80. Наберу когда-то 100, выпущу бесполезную книжку про разные железные дороги 100 стран - для коллекционеров. Без всякой полезной информации.



Поезд двигался по однопутной железной дороге. Электрификации тут нет и никогда не было, в отличие от Зимбабве. Время от времени, через 5-8 км, были небольшие остановки в деревнях и сёлах. Жители их, в основном детские жители, высыпали на пути, надеясь продать пассажирам что-то: воду в б.у. бутылках (налитую из колонки или колодца), сахарный тростник, большие жёлто-зеленые огурцы. Некоторые дети пытались сесть в поезд (налегке) и уехать из своей соломенной деревни куда-то ещё, и были сгоняемы солдатообразными охранниками поезда (они то и дело ходили по вагонам, надзирая за поведением пассажиров). Поезд , покачиваясь и стуча колесами, ехал в Бейру (не путать с Бейрутом) , которую я давно знал из карт и в которой давно уже хотел побывать.

Напоминаю, что более полный вариант текстов, обновляющийся более оперативно -- у меня вКонтакте на страничке https://vk.com/antonkrotov .

бюрократы, визы, железные дороги, виза, Африка, Мозамбик, погранпереходы

Previous post Next post
Up