Ещё один день в Малави

Mar 08, 2024 12:00

После приключений в деревнях да на корабле с курицами, ничего будоражащего ум со мной в Малави не происходило. Я поселился в гостинице в городке Нката-Бей, отдав ~180 рублей, старался там просохнуть. Но преуспел лишь частично, ибо мокрый я был сильно, а солнца не было и периодически дождило. Тем не менее, 80% молекул воды, попавших в мои вещи, за ночь исчезли.

Я тщательно отъелся, отмылся, но стирать ничего не стал (понятно почему). Выяснил, что прямая дорога вдоль берега на Нкоту-Нкоту разрушена дождями и по пути туда - три переправы. Решил двигаться на Мозамбик обходным путем, через Мзузу и Касунгу - эта дорога была целой и даже асфальтированной.

Наутро в городке посветлело. С незначительными приключениями я выехал, на платной машине, в Мзузу.

Удивительное дело, навстречу проехал кортеж с мигалками. Это был кортеж вице-президента, как сообщили местные. К приезду ВИП лица в этот поселок - туда прибыли толстые столичные журналисты, я их видел, вывесили флаги (на обычных деревянных палках), прицепили несколько портретов важного лица и пригнали, как я подумал, статистов, чтоб хлопали начальнику (грузовики и автобусы с этими счастливыми людьми ехали тоже навстречу). Возможно, вчерашнее перемещение воинской части по озеру также было связано с предстоящим воскресным визитом чиновника. Число полицаев на трассе возросло, и со всех проезжающих таксистов на каждом посту брали 2000 кванза (100 рублей). Водитель заворачивал их в бумажку и отдавал ГАИшникам, и так на каждом посту. Что делал вице-президент в посёлке, не знаю. Может, инспекционная поездка по стране, или открывает какой-то объект: школу, мост или мельницу для кукурузы? Не знаю.

Дальше, конечно, надо было посмотреть Мзузу и поехать автостопом. Но я банально поленился, да и прогноз обещал опять же дождь. Поэтому меня ожидали такие последствия. Сперва я сел в автобус, который слупил с меня денег, но полтора часа никуда не ехал, надеялся найти других пассажиров, а их не было. Потом я с большим шумом вытащил из билетера назад свои деньги за проезд (они сразу обилечивают, причем можно и нужно торговаться!) И пошел в направлении Касунгу, но не дошёл - меня перехватил таксист, готовый везти быстро и по цене ниже автобусной.

Опять же, глупо получилось, я опять согласился, уже почти всех людей он набрал, но одного последнего искал очень долго. Наконец поехали, с многими остановками, на каждом посту водитель заворачивал 2000. В середине пути ГАИшники не пропустили вовсе.

- Ещё наши блатные водители не набрали пассажиров и не уехали! И ты не поедешь!

В итоге, таксист вернулся в соседний поселок, где после громкой ругани (в Малави много людей крикливых!) Он перепродал пассажиров таксистам, которые ехали дальше и были знакомые ментов. По крайней мере тот, кому достался я, был другом гаишников района и взяток не платил.

В Африке бывает, что белого, да и черного клиента, продают несколько раз. Сперва к тебе цепляется хэлпер, который ведёт тебя в автобус, такси, гостиницу и говорит там: "я привел клиента!", получает комиссию. Потом, если таксист или автобус ехать далеко не может, не хочет, то он договаривается с коллегой, другим транспортом, куда по оптовой цене перепродает клиентов. И только человек, едущий автостопом, этого избегает - важно не признаваться, что ищешь и куда едешь!

И ведь в теории всё просто, дойти до конца городка и поймать быструю и бесплатную машину. Но лень во мне усилилась, а когда мимо меня идущего проезжают туда -сюда эти таксисты с воплями и ходят повсюду ловцы человеков - их агенты, ну вот бывает сложно устоять под их напором.

В итоге, довольно-таки недовольный, я выскребаюсь из машины в городке Касунгу, без определенного знания об этом городке, о местах ночлега и о событиях в нем.

Вытащил рюкзак, начал ноги разминать (отсидел их). Вдруг слышу азан (призыв на молитву аср). Откуда исходит, неясно , мечеть с дороги не видна. Пошёл на звук.

Поистине, Творец заботится, и даже через все мои глупости и ошибки, через сломанную дорогу, неедущий автобус и неправильного таксиста, - привел меня в нужный момент в нужный квартал Малави!

Именно сейчас, именно в этом городке и в этом квартале, где меня случайно выгрузил таксист, - именно здесь и сейчас проходил Всемалавийский Съезд мусульманских проповедников! В качестве докладчиков прибыли представительные делегации шейхов из Индии и ЮАР. Прямо сейчас они читали проповеди в большой и очень низкой мечети, похожей на ангар, поэтому ее и не видно было с дороги. На мероприятие собралось несколько сотен человек из разных концов Малави.

Когда я вошёл во двор, я удивился, увидев десятки бородатых людей. Обычно на аср столько не скапливается. А тут зашёл в саму мечеть, там сотня рюкзаков, десятки сумок. Было видно, что ночевать тут собирается множество народа. В итоге, я присоединился к ним.

Лекции читались на двух языках - обычно это были чичева и урду. Лекторы работали парами, один основной, второй переводил первого. Также, как в таких случаях и должно быть, - имелась кухня, во дворе под навесом, напоминающая кухню Трезвого Схода АВП. Тут тоже был Сход, и тоже Трезвый. И палаток было множество (на ночь их ставили прямо в мечети, чтоб не намокнуть). Так же на дровах готовилась еда, только не гречка, а рис. Кастрюли были больше,чем у нас, литров по сто. Чай был с молоком и сахаром. Как и на Сходе АВП, были лекции, а после лекции участники выстраивались в длинную очередь у кастрюль с едой за бесплатным питанием.

Отличие от Трезвого Схода АВП было то, что здесь были одни мужики. Женщин не было видно. Вообще во всех мечетях Малави есть женский отсек. Но в данном случае весь женский отсек был преобразован, днём в столовую, ночью в спальню. Сколько людей оставалось в мечети на ночь, я не смог подсчитать, но это было человек двести. Кто-то уходил вечером или уезжал на грузовике домой в свои поселения.

Для Малавийской уммы (общины) это было большое событие. Я, правда, лично не знаю языков урду и чичева. Обнаружив это, один бородач из Йоханнесбурга взялся мне переводить вкратце на английский. Был и англоговорящий лектор также. Фотографировать такие собрания не принято, предупреждали ораторы и о вреде телефонов, увлечения ими.

Один из лекторов, шейх из Индии, был просто великолепен. Плотного сложения, крупный пожилой человек, с большой седой бородой, он носил огромный рыжий тюрбан. Что это, чалма или тюрбан ? Не знаю, как назвать, но это наверное целая простыня, намотанная на голову сверху, и из нее вверх торчал вертикально кусок ткани высотой ещё в одну голову. Как он был так накрахмален? Или там был штырек? Неясно. Но факт налицо: огромная голова проповедника с мощной седой бородищей и рыжей вертикальной чалмой (напоминает мою оранжевую шапку, но во много раз больше) возвышалась над всей толпой. А когда он говорил, громко, размахивая правой рукой - никакой микрофон ему был не нужен. Даже не понимая языка, хотелось вскочить и воспоследовать за громогласным шейхом!

Не упустил возможность в перерыве лично прикоснуться к громогласному старцу. При приближении оказалось, что английского он не знает, но другие индийские и ЮАРские деды обступили нас и перевели всё необходимое. Да, и опять мне хотели подарить денег. Но я тут отказался (как и в Замбии), тут найдут, кому их пристроить. А вот от угощения с шейхского стола я отказываться не стал, тем более что шейхи и приравненные к ним личности имели возможность питаться без очереди . Шейхи питались так же, как и говорили - вкусно и много. А книги свои я не показал, как-то не к месту было.

Интересно попасть на такое мероприятие. А когда люди узнают, что я посетил их страны и города, они ещё больше радуются.

Поздно вечером поставил палатку и обвешал ее всем своим полусырым тряпьем; на улице шел дождь и шумел крышей мечети. В понедельник очень рано случился подъём, я уж понимаю, что пораньше надо выехать, ибо ехать мне опять через столицу, через Лилонгве. Другая дорога, как мы помним, разрушена. Случился священный автостоп. Таким образом. Понедельник у них - день разъезда (основная движуха, как на Сходе АВП, с пятницы по воскресенье). Я уже начал собираться, собрался, чай мне налили без очереди. Тут один бородач, Мирзо, оказывается - зубной врач из Лилонгве, на своей машине сейчас поедет в столицу и может меня взять! Ну как здорово. Остальные участники тоже примерно тем же занимались, знакомились, и искали кто едет в "Москву" (зачеркнуто) Лилонгве. Ну как на Сходе АВП, точно. До столицы около 140 км. Ещё какой-то чернокожий автостопщик с рюкзаком к нам приклеился.

Под конец произошло следующее. Как вы помните, в таких собраниях - никаких фото , видео или других проделок шайтана. Никто не пытался сфоткать шейха в большом тюрбане , ну или меня. Но когда во дворе мечети стал формироваться грузовик, в который полезло человек 40 в кузов, - я решил их сфоткать. Этот грузовик шел в какой-то соседний город, куда ехала большая группа верующих. Может сразу по нескольким городам развозка (видимо, бесплатная от организаторов).

Только я достал телефон, - все маравийцы так обрадовалась. Будто все три дня этого только и ждали! Оказалось, что они очень хотят сфоткаться! Более того, у десятка человек были и свои смартфоны (простенькие, часто с трещинами). И вот они стали выскакивать из кузова и фоткаться со мной с большим удовольствием!

Шейхи этого не видели: они сидели в мечети и, вероятно, обсуждали итоги Схода. Я не стал вклеиваться в их прощальное чаепитие. Подождал, пока появился мой новый знакомый Мирзо. Через некоторое время он открыл машину.. ну и повез меня и ещё пару попутчиков в Лилонгве. Оттуда я планировал в этот же день выехать на юг, чтоб на следующий день , пятого уже марта , завершить поездку по Малави и пересечь границу Мозамбика!