Хождения по Зимбабве

Feb 16, 2024 19:21

Пишу в ЖЖ мало, больше ВКонтакте, так как каждый день в дороге, компьютер вытаскивать лень и жарко. Поэтому копирую один из постов ВКонтакте.

Город Булавайо (Зимбабве) предстал передо мной самой хорошей и щедрой стороной. Надо отметить, что тут очень мало - или вообще нет - грабителей. Поэтому и местные жители их не боятся, и меня не остерегали, что, мол, зарежут или ограбят. Из-за общей бедности Зимбабве выжить тут грабителю непросто. Да и нищих тоже очень мало для города такой величины.

Как я уже писал, наверное, - мне выделили комнату при мечети. С кроватью и каким-то барахлом. На кровати я поставил палатку (когда я сплю, комары не дремлят). Пищевыми припасами из комнаты пользоваться не стал. Да и не надо было. Жители Булавайо, джамаат (коллектив) прихожан мечети, все прямо соревновались друг с другом, кто меня чем угостит. Уж не буду все перечислять. Последним отметился Исмаил, человек индийского происхождения, владелец небольшого супермаркета.


Фактически это два магазина у него, не Ашан, но два магазина, каждый размером с квартиру. Исмаил неожиданно для меня привез меня в свой магазин и стал грузить содержимое полок в пакеты, образовав три пакета. Отчего я практически утратил способность перемещаться. Тем более, что незадолго до этого он вручил мне сразу спелый джек-фрут с своего земельного участка. Читатели знают, что Джек-фрут - это липкий и многокилограммовый фрукт, причем отказаться было никак невозможно. Накануне от него же были бананы и манго, я их съел, а сейчас Джек-фрут...

Только молочных продуктов не было в магазинах Исмаила, т.к. не было там генератора для постоянной подачи электроэнергии в холодильники. А электричество тут нередко отключают. Продажа генераторов и солнечных панелей - тоже доходный бизнес в Булавайо. У Исмаила были товары не-скоропорт: печенья, газировки, рис, сладости...

Со своим увесистым рюкзаком и многочисленными пакетами я почти никак не мог уже ехать автостопом, как собирался, в Гверу. Хорошо, что удалось сбежать от одеждных даров, которые уже приближались ко мне (в мечеть направлялся работник склада одежды, чтоб меня одарить, но хорошо, что он опоздал).

Теперь автостопить я мог разве что носом. Но Исмаил это уже предусмотрел. Вместо того, чтоб отвезти меня на трассу (я ему все накануне объяснил про автостоп и даже подарил ПВП), - он привез меня на толкучку автобусов, посадил меня в автобус на Гверу и добавил к фрукту ещё нечто зелёное, оказалось - 25 долларов на мелкие расходы. Пусть Всевышний благословит Исмаила и его индийско-зимбабвийский бизнес, а мне поможет съесть этот Джек-фрут.

Все указанные дары, это дары Всещедрого Творца, который даже в самых дальних уголках мира, посылает мне все блага планеты Своей могущественной рукой. И для того, чтоб и я тоже был щедрее и добрее в некоторых случаях.

А ведь я ещё не переписал все дары и блага Булавайо, чтоб не казаться хвастуном. Да благословит Всевышний всех жителей этого города.

Я, конечно, не занимался только тем, что ел. Я рассматривал город Булавайо. Посетил, например, городскую библиотеку - возможно, старейшую в стране. Книги в ней были , в основном, выпущены в Лондоне в колониальное время. И в США. Книг, выпущенных недавно, не было. Я поискал отпечатанные в Зимбабве книги. Они были немногочисленны. Что-то было напечатано в Солсбери (так до 1980 назывался Хараре). Но совсем немного. Под видом новейших журналов в библиотеке экспонировались довольно уже потёртые, старых годов, издания. Книги были расположены, во многом, не систематически.

Совершил две попытки атаковать ж.д.вокзал. Но увы. Уверяли, что нет ничего пассажирского. Только по спец.заказу. Наудачу пошёл второй раз, никакой маневровой работы не видел, узрел много старых вагонов. Впрочем, грузовые поезда тут есть. Наверное с грузовой узловой станции. Но с кучей пакетов мне уже туда просто не пройти (а если идти, то уже с вещами, чтоб уехать в случае удачи). Может есть и рабочие поезда, но их пока у меня скрывают. Начальник ЖД перевозок, в кабинете 24 на втором этаже вокзала, на работе отсутствовал. Рекламы вокзала предостерегали о штрафе, который ждёт безбилетников.

Железная дорога в Зимбабве, на основных линиях, была когда-то электрифицирована. Сейчас я видел только столбы от электричества и изоляторы. Провода давно украдены охотниками за металлом.

При белых колонизаторах Булавайо был промышленным центром, это второй город страны. Сейчас о промышленности напоминает множество заводских территорий за заборами и без, за которыми стоят, хорошо известные жителям бывшего СССР, брошенные кирпичные заводские цеха с выбитыми стеклами; в ворота заводов, уже ржавые, упираются заросшие травой рельсы для вывоза когдатошней продукции. Стоят трубы, но дым из них нейдёт. Некоторые заводы ещё работают, но похоже вполсилы. В других заводских цехах разместились протестантские церкви, испускающие громкие крики: "Иисус! Иисус", а где-то - магазины и склады. Около ж.д. вокзала два квартала занимает, похоже, тепловая электростанция на угле, но огромные трубы безжизненно торчат в направлении неба, не коптят его. Похоже, что деиндустриализация коснулась не только СССР, хотя сколько заводов тут ещё действует, я не могу оценить.

Зато расцвела торговля, как у нас в 1992, только круче и шире. Десятки тысяч жителей Булавайо разложили на тротуарах, на мостовых и где попало сотни тысяч товаров. Футболки и шляпы за $1, бананы по 10-20 штук на доллар, и ещё огромное множество товаров, от газеты до клозета. Многие из них ещё и кричат, или купили себе динамик, повторяющий слова "Ван доллар! Ван доллар! Ван доллар!" Я не очень фотографировал эти стихийные рынки, опасаясь, что кто-то забеспокоится из-за фото.

Хаотичностью отличается дорожное движение. Ну вы уже знаете, что выпить за рулём пива тут не считается предосудительным. Да и полисмен при исполнении тоже готов угоститься. Стоимость литра бензина непомерно велика, $1,65 (в рублях 150 ₽), при этом два литра пива можно купить в супермаркете за $1 (90₽)...

Поэтому не удивительно, что есть водители, которые параллельно заливают оба "бака" - свой и машины. При этом многие светофоры не работают, едет все довольно смело, пешехода часто не пропускают, асфальт в кочках и выбоинах, дорогу пересекают и обычные люди, и грузчики с тележками. Поэтому ДТП - не будет редкостью , если машина столкнет пешехода. Спасти его от гибели должно лишь то, что скорость транспорта не очень большая, это вам не ОАЭ и не Саудия, где едут 120 и переход дороги может вовсе плохо закончиться.

Наутро 14 февраля я получил радостное известие из Москвы, о том, что весь тираж моей новой книги "Киргизия/ Кыргызстан" уже в Москве у меня на квартире. Отлично. Можно думать о новых печатных произведениях, а те, кто хочет Киргизию, бумажную или электронную - пусть напишет мне.

Итак. Вдоволь насладившись прохладным городом Булавайо, я поехал в Гверу, нагруженный дарами. С пакетами, в одном из которых ехал Джек-фрут - этот пакет быстро порвался - я вошёл в ворота мечети в Гверу, где и принялся за Джек-фрут, угощая во дворе мечети всех желающих его сладкими дольками. Имам мечети, чернокожий зимбабвиец, согласился приютить меня, и угостился тоже Джек-фрутом.

...
Продолжение будет не менее интересным. Хотите верьте, хотите - нет, но в тот самый момент, когда я подошёл к вокзалу ж.д.станции Гверу, я услышал гудок тепловоза... Расписания я, конечно, не знал, да его нигде и не было. Но . Через тридцать секунд я уже запрыгнул на подножку последнего вагона поезда, который медленно набирал ход, двигаясь в пока неизвестном мне направлении.

Зимбабве, Африка

Previous post Next post
Up