Самый неэффективный день в Анголе: 5 января.

Jan 14, 2024 22:31

Ночевал в мечети на севере Намибии,в Ондангве. Утром в 8.00 вышел из мечети , вскоре уже поймал машину до перехода, правда платную, 40 намибийских долларов. На границу прибыл около 9.15.
Границу перешёл как по маслу. Все жулики, что пасутся вокруг погранперехода, меня как почти и не замечали. Деда Прохорова не увидел, наверное он уже просочился в Анголу, как и хотел. Аннольцы ко мне не имели вопросов. То, что меня депортировали в феврале 2001 года из страны, не сохранилось в базе.

Ангола стала безвизовой для россиян только несколько месяцев назад. До этого несколько лет виза Анголы выдавалась в аэропорту за 140 долларов (13.000 рублей!) А ещё двадцать лет до этого визу Анголы вообще очень сложно было получить . Мне в 2001 дали только-только пятидневную, продлить во время войны было невозможно, я ее просрочил и это и было причиной дорогостоящей депортации.

Итак. Я перешел границу, встретил наших на погранпереходе, они ехали в обратном направлении. Это были Роман Т., Игорь Г. и Ярослав П. Они уже завершили свою короткую поездку по Анголе - все они приехали в Африку в короткий отпуск - и сейчас возвращались в Намибию.


Товарищи выдали мне оставшиеся у них тысячи ангольской валюты (в обмен на рубли). Деньги Анголы, кванза, подвержены инфляции. С момента прошлого визита 23 года назад, кванза упала в 50 раз примерно. Сейчас за доллар можно получить 1000 кванз на черном рынке (официальный курс 830). Можно считать, 10 кванза= 1 рубль. Также мне отдали сим-карты, которые впрочем почти нигде в стране не работали. На этом моё везение закончилось.

Оказалось,что я забыл на погранпереходе свой сертификат о жёлтой лихорадке. Его спрашивали на въезде. Я предъявил и оставил в будке погранконтроля. Пришлось возвращаться его искать. Пограничник, однако, тем временем послал уже гонца меня разыскивать. Теперь нужно найти гонца. Наконец, сертификат вернулся ко мне. Начинаю проявлять дедовские свойства (забывать свои бумаги там, где не следует).

Теперь оказалось что время можно перевести на один час назад. Сейчас, значит, 9 утра, а не 10. Товарищи не рекомендовали мне пользоваться автобусом, потому что он идёт, вроде бы, очень медленно. В приграничном поселке Санта-Клара я видел две точки отравления автобусов на Лубанго. С одного места в 11 часов шел автобус, с другого в 12. Пока не стал брать билет на автобус 11, до него ещё полтора часа, понадеялся на "такси-коллективо", которое мне посоветовали товарищи. А автостопом не поехал. Это была моя серьезная ошибка!

Автобусы, кстати, ходят и до самой столицы. Стоимость проезда порядка 1 руб/км, вип-автобус "Макон" - 1.5 руб/км. Бензин дешёвый. Недорогие продукты. Среди купцов -продавцов - много уроженцев Мавритания!

Местную симку тоже не купил, понадеялся на симки, что мне подарили товарищи. Они, правда, предупредили меня, что симка работает только в городе. То есть в Лубанго. По дороге не работает. Ну вот вторая ошибка, надо было брать оператор с широким покрытием. А намибийская симка работала только в приграничном поселке.

Подробнее о ценах на транспорт. Они тут низкие. Автобус до Лубанго 7000 дорогой автобус, 5000 облезлый дешёвый. Луанда - 29.000 с автостанции дорогих автобусов . А до нее около 1600 километров.
Ну вот. Понадеялся на такси-коллективо, по автобусной цене, но оно никак не наполнялось. Мог бы за это время купить другую симку, но не купил. Растяпа.

Когда я разочаровался в транспорте и пошел на автобус в 11 утра, оказалось, что на него уже нет билетов. Поехал автостопом. Первый водитель хвалил MPLA (правительственную партию), он был полицейский. Второй хвалил UNITA (разгромленную повстанческую группировку). Война между этими двумя партиями длилась более 28 лет, разрушила экономику Анголы. Прежний раз я был во время войны как раз, январь 2001. Сотни тысяч людей погибли вследствие этой войны. MPLA (народное движение за независимость Анголы, это компартия) контролировала одни районы страны и столицу, UNITA (движение за полную независимость Анголы) - другие районы, преимущественно восток и сельские районы. MPLA поддерживалась СССР-ом, и наша большая Родина вложила миллиарды долларов в победу коммунистов.

Теперь главные города починили. Железная дорога тоже стала лучше. Редкий подъем тут, неожиданный для Африки. Но одновременно ещё и дешевизна. И фрукты. Люди приятные.

Водитель второй машины ехал в город Онджива. Он сказал: "У нас тут много машин, такси, автобусов, маршруток, везут в Лубанго за 5000 с носа (500 рублей), я покажу".

Согласился, и это моя новая ошибка. Действительно, меня подвез водитель на автостанцию, где стоял уже почти полный микроавтобус до Лубанго. Я подумал, что он может двигаться быстро, и купил билет за 5000 кванза. Но это было ошибочное решение. Микроавтобус ждал дополнительных пассажиров ещё час с лишним. Когда всех, наконец, набрал, и мы поехали, оказалась, что это ещё не самый быстрый и не самый технически исправный образец. Во время его поломок я даже старался стоить, но и в этом не преуспел. Ну, все же я добрался до Лубанго, но уже вечером, после захода солнца.

Дорога была неплохой. Деревень было немного. Машин тоже. Зелено было везде.

Лубанго - это не столица, но один из важнейших городов южной половины страны. Столица Анголы Луанда, она на севере. Лубанго выглядел очень прилично в центре. Светились фонари, церкви, стояла новогодняя ёлка из каких-то материалов, по главным улицам пешеходная дорожка была брусчаткой выложена.

А в Лубанго меня ждал Игорь Лысенков. Он обитал в отеле. Игорь, железнодорожник с 33-летним стажем, уже успел познакомиться с местным железнодорожным начальством (финансовый директор компании, тётенька 50 с чем-то лет, училась в СССР и говорила по-русски). Игорю уже выписали служебный бесплатный билет на месяц на все протяжение Лубангской железной дороги, он мог кататься туда и обратно. Но поезда не ходят ночью, только днём.

Много тысяч ангольцев учились в СССР. В том числе и прежний президент Анголы Душ Сантуш. Он правил в столице более 38 лет, добил Униту и дожил до восстановления страны. Видел я и других. В приграничном поселке Санта-Клара встретился мне мужик, который был военным летчиком. Тоже у нас учился.

В Анголе три ж.д., все три идут к морю из глубины континента. Между собой они не связаны. Во время войны ж.д. работала на небольших участках,что оставались под контролем правительства. Сейчас,в 2010х, при помощи китайцев ж.д.восстановили. Появились и новые поезда, новые вокзалы, служебное жилье для железнодорожников взамен разрушенного ранее в войны. Теперь Лубангская ж.д. идёт на 756 км от моря, вглубь континента, до города Милонгве, есть и пассажирские, и пригородные поезда. Во время войны этот город и провинция были под контролем повстанцев UNITA.

Утром 6 января мы с Игорем поехали на маршрутке на вокзал. Билета у меня не было. Но когда Игорь показал свой служебный билет, нас обоих сопроводили и посадили в первый класс поезда, в котором был кондиционер, два туалета с водой (один - для инвалидов), принесли бесплатно кофе и воду, у каждого кресла был телевизор, который показывал фильм про историю и развитие железной дороги. Невиданное в Африке, не знаю где в Африке ж.д. лучше, разве что в Марокко. В основном же развалили всё, куда ни глянь, хоть в Мали, хоть в Судане, половина стран вообще забросили железную дорогу, что досталась от колонизаторов. В поезде был добыт кипяток в салоне-ресторане. А вот розеток не было видно. Номера мест не имели значения, каждый сидел, где хотел.

Внутри поезда билеты уже не проверяли, только на вокзале раз и при посадке в вагон - два. Так мы и проехали по одному бесплатному билету.


Ехали мы 8 часов с довольно большой скоростью, всего несколько остановок, на одной попался встречный пассажирский (,не такой элитный), на второй был грузовой поезд. Дорога узкая, ширина колеи 1 метр, однопутка. Тепловоз, похоже, китайский. Вагоны китайские. По сторонам шли зелёные пейзажи Анголы, леса, лесная местность, иногда развалины, часто круглые хижины. Населения немного. Тут была межфронтовая зона 25 лет. Поэтому капитальные здания португальских времён разрушены. Хижины быстро построены заново.

Люди приятные в деревнях обитали. Стирали на речках. Дети махали вслед поезду. На станции продавали варёную кукурузу (100 кванза= 10 рублей = $0.1 ) и другие продукты.

На некоторых развалинах и термитниках торчал государственный флаг.


Приехали в Менонгве. Наши с Игорем симки не заработали. Зона покрытия ограничилась одним городом Лубанго. На ж.д.вокзале, он большой и пустынный, у нас проверили документы.

Город Менонгве был под повстанцами, годами разрушался. Поэтому выглядел он за пределами вокзала не очень. Люди были неплохие. Язык всюду португальский. Мы пошли искать новые, местные, сим-карты, и с трудом в субботний чем все же приобрели их в этом жарком, далёком, а к вечеру - дождливом городке. Если вы видите этот пост, значит интернет подключился.

Ангола, поезда

Previous post Next post
Up