Амазонское плавание.

Jan 07, 2023 06:56

-- Интересно, а ещё неделю ты мог бы так плыть? - поинтересовался  у меня Роман, один из участников плавания.

-- Неделю, конечно, никаких проблем.

-- А две недели?

-- Можно и две недели. Всё необходимое есть на пароходе. Кормят очень хорошо. Тепло. Вода есть, туалет есть, мыться можно, спать тоже можно - не тесно. Когда мешают комары, можно залезать в палатку, но и комаров немного. Можно делать зарядку, общаться с друзьями, проводить лекции. Зарядку делать можно, отжиматься можно. Можно даже писать и редактировать свои книги на компьютере - тут даже электричество есть (хорошо, что некоторые товарищи взяли удлинители).

-- А месяц мог бы так плыть?

-- Можно и месяц. Тут не хуже, чем в квартире. Только дома из окна один и тот же пейзаж (меняется только от сезона, то снег, то слякоть, то лето), а тут постоянное лето, и виды проплывают. Проплываем то леса, то деревушки. Рассвет, закат над Амазонкой, свежий воздух. Проводим лекции, зарядку. А если не хочется смотреть, так пожалуйста, сиди в компьютере, редактируй свои книги, тут сколько их накопилось. Только если месяц, то я бы рабочий стол себе перетащил (тут есть один стол на весь корабль, я иногда занимаю его). Или переселился бы с компьютером в столовую, там есть столы и стулья.

-- И сколько ж можно так плыть?

-- Да сколько угодно. Пока мысли в голове не кончатся. Тут и ещё удобно, что иногда (хотя, вижу, не каждый день) проплываем посёлок, который излучает Интернет. Можно поднабрать и чужих мыслей.

* * *

Плавание сейчас куда проще, чем в прошлые столетия. Не нужно грести вёслами, как тысячу лет назад, не требуется ставить паруса, как триста лет назад, или бросать уголь в топку парохода, как в недавнем ещё XIX веке. Плывёшь себе и плывёшь, только удовольствие получаешь, но правда деньги платишь за это (около 5000 рублей за всё недельное плавание с трёхразовым обильным питанием).
Конечно, настойчивые гидростопщики могут и дешевле, или вовсе бесплатно сесть на такое или подобное судно - лучше для того, если быть в одном экземпляре, а не 16-ю человеками, а особенно если хорошо говорить по-португальски, то и 5000 рублей (380-400 риалов) не понадобятся. Основной доход судно получает от перевозки грузов, которыми заполнены и нос, и нижняя палуба, ну также и трюм имеется, тоже полный ящиками и тюками. Пассажиры - лишь дополнительная опция. Не зря крючки для пассажиров (для подвески их гамаков) под потолком: при надобности можно весь низ заполонить коробами с грузом, пассажировместимость от этого не пострадает.

Какие грузы везут на нашем судне? Имеется в наличии:  один эскаватор, одна легковая машина, дюжина холодильников для пепси-колы, мешки с цементом, арбузы большие удлинённые афганского образца, мешки с картошкой, сотни ящиков пива, газировки и других продуктов, диваны (на диванах ночью и днём спят - возможно мсами владельцы диванов), генератор, какие-то разнородные тюки и коробки, десяток стиральных машин. Надпись «TBT» означает, понятно, Табатингу, пункт назначения, стык трёх границ. От Манауса, уже довольно далёкого города, везут грузы ещё дальше.

Команда судна небольшая - нет гребцов и кочегаров, капитан или его помощники легко рулят тысячетонной посудиной, определяя позицию по современному навигатору. Положение солнца и звёзд для ориентирования знать не обязательно. Река - не море, тут заблудиться сложнее, но всё же можно: очень широкое и равнинное русло реки то и дело распадается на несколько рукавов, образуя большие зелёные равнинные острова, покрытые лесом -- как на Оби, только сорта леса другие. Некоторые протоки судоходные и глубокие, а за другие не знаю, наверное есть и мелкие протоки, куда заводить судно не следует. Бывает, что идёт судно не по широкому руслу, а по узкой протоке в триста метров шириной.

Сзади у судна прицеплена моторная лодка, она едет с нами (многие встречные суда также снабжены моторкой). Когда сегодня, с опозданием в 7 часов, мы прибыли в первый пункт расписания - городок Фонт Боа (Font Boa), «Эсмеральда» не подходила к берегу, а остановилась в воде посреди великой реки. От неё отцепилась моторка, сделала два рейса туда-обратно: немного кто приехал в Фонт Боа, но много кто оттуда уезжает выше по течению, и две полные моторки загрузились на пароход со своими вещами. На нашем этаже стало более тесно от гамаков, едут и мамаши с детьми, и дяденьки, и пожилые люди. Шум от детей не слышен, потому что его заглушает гул мотора. Он гудит и днём и ночью, наши голоса тоже глушит, места без гула не найти на судне, ни на нижней, ни на верхней палубе. К звуку привыкаешь, но лекции слышно не так хорошо, как в закрытых помещениях или на Сходе АВП - нужно ближе приближаться к рассказчику.

Когда начинается очередной рассказ - а наши 16 плавальщиков оказались, как на подбор, почти все и опытными путешественниками, и у каждого есть рассказать, обычно не на одну лекцию - мы скапливаемся на палубе близко друг к другу, перевешивая гамаки и расстилая пенки вблизи лектора. Сразу, как мы загрузились на судно, мы составили расписание лекций на первые пять дней, до 4 января. Судя по всему, плавание продлится дольше, так что продлим его без труда. Каждый день у нас 4-5 выступлений, они занимают всё свободное светлое время дня.

Первые трое суток теплоход «Эсмеральда» шёл по почти ненаселённой местности. Этим тоже на наши севера похоже. Посёлочки иногда возникают, небольшие. У многих есть своя пристань, типа плавучего дебаркадера, иногда к нему пришвартованы лодка или кораблик. Связь (мобильная) есть только в самых относительно больших посёлках, сейчас уже более суток не попадалось таковых. Некоторые деревни имеют вышку - антенну, предположительно это радиосвязь. Во многиых нет и антенны. Стоят деревянные дома, прямоугольные в плане, на ножках-сваях (это может быть от наводнений или от каких-то жуков-вредителей). В окнах есть ставни, но нет стёкол. Мы нигде не причаливаем, хотя идём недалеко от берега - то одного, то другого.

Электричество вечером почти нигде не встречается, посёлки это без электричества, в основном. Редко где видны какие-то признаки цивилизации, например редкие не-деревянные здания (церковь, школа), или же водонапорная башня, или стадо коров. Несколько раз проплывали большие посёлки на пару тысяч жителей, на берегу стояли лодки и даже пассажирские кораблики. В таких есть и дебаркадер-заправочная станция (заправлять лодки бензином).

Чем живут эти посёлки, что производят? Мне пока это неизвестно. В России в таких местечках могла бы быть лесопилка. Бразильские леса - вторые по площади после наших, пилить - не напилиться. По телевизору на пароходе видел новость, что и у них есть «наша» проблема -- лесные пожары. Мы с корабля таких пожаров не видим, но не видим и следов деревообрабатывающей промышленности: никаких барж с брёвнами не везут, складов стволов на берегах и у посёлков тоже не видел пока ни разу. Может быть, ловят рыбу, но как они это делают - тоже не видно, может ночью какой-нибудь сетью перегораживают Амазонку?

Наше дальнобойное судно движется неторопливо, крейсерская скорость 12-15 км/час, за сутки около 300 км. За трое суток - около 840 км по фарватеру преодолели. Иногда видны на реке встречные или попутные суда, на которых, если приглядеться, тоже пассажиры в гамаках валяются. Есть и большие баржи, что за груз - не видно. Пару раз вблизи посёлков нас нагоняла моторная лодка, откуда нам привозили пассажира, и он на ходу пересаживался на судно.

На борту «Эсмеральды» до Фонта Боа было совсем спокойно, народу немного. Вместо 515 пассажиров, положенных по проекту (и 515 пар крючков для гамаков имеются на палубах), в наш рейс 31 декабря из Манауса отправилось человек семьдесят, не считая команды. Наверное, виной тому новый год, который бразилюки любят (вероятно) встречать в кругу семьи. Во всяком случае, все рассказы блоггеров и друзей о перенаселении судна, о том, что палатку негде поставить, -- все эти рассказы оказались неактуальными. Места на борту было сколько угодно, хоть целый небольшой Сход АВП тут проводи. Еды хватало на всех, даже с излишком.

Кстати, о еде. Судно «Эсмеральда», как и все теплоходы этого типа на Амазонке, кормит пассажиров. Стоимость питания входит в билет, а на борту есть специальная таблица, в которой указаны стоимости от разных пунктов, например:

Манаус-Фонт-Боа. Еда 100 риалов, транспортация 145, итого 245.
Манаус-Табатинга. Еда 200, транспортация 225, итого 425.

В обратную сторону -- в два раза быстрее и дешевле, так как вниз по течению.

Да, заранее, за несколько дней, в Манаусе Алексей купил нам билеты по 380, а кому-то даже по 370 риалов. Тут можно торговаться с продавцами билетов. Так получается, что на расстояние 1500 км (нам примерно столько всего плыть) 2500 рублей, это 1,7 рубля за километр, а каждое питание, фактически безлимитное, выходит 10 риалов (120 руб). Это, на мой взгляд, недорого. А капитан заинтересован долго не тянуть с плаванием, иначе больше расходов будет на прокорм пассажиров - ведь деньги за еду и транспорт уже взяты заранее.

Кстати, о еде. Каждый день, примерно в 6.40 утра, 10.45 утра и 16.00 дня, из столовой раздаётся не очень громкий голос на не очень понятном языке. Это приглашают к раннему завтраку, раннему обеду и раннему ужину. Завтрак довольно скромный (манная каша, кекс, кофе и бутерброд), а вот обед и ужин -- фактически неограниченный по объёму набор, можно брать сколько угодно риса, макарон, фасоли или фасолевой похлёбки, салата, к ним ещё есть мясо кур или других животных, по желанию. Опять кофе или разводной сок. Пассажиры выстраиваются в очередь в столовую, где все берут тарелки и накладывают себе простые продукты, а мясо положит спец.тётечка, она же утром выдаёт всем по 1 цилиндрической конфете.

Когда все возьмут еду, можно подойти и взять ещё всё, кроме конфеты - конфеты, вероятно, счётные, остальное безлимит. Мясо, даже кто не хочет, всё равно лучше взять и сразу переложить его тем, кто его очень любит.

Столовая на судне небольшая, так что я не знаю, как они обслужат пятьсот пассажиров, которые тут могут быть -- может быть просто в несколько заходов.

На судне имеется аппарат, порождающий фильтрованную охлаждённую воду, ну и умывальники с бурой водой Амазонки (она же и в душе, и в туалете). Аппарата с кипятком на этом пароходе нет, чай пить в Бразилии не принято. Кофеем не напьёшься, поэтому понемного эсплуатируем электрочайник Романа Туманова. В розетках тут 127 вольт, и нагрев русского кипятильника происходит медленней, чем обычно.

Как проходит наш день на судне? Просыпаюсь я около шести утра, на рассвете. Уже в 6.40 или 7 утра появляется завтрак, который мы с удовольствием поглощаем (некоторые, например Д.Танвель или А.Кулешов, не могут проснуться в это время. Но можно вынести им что-то перекусить из столовой). С семи до девяти я сижу за компьютером, веду дневник или сочиняю вот эту запись. В это время уборщицы (из команды) подметают пароход. В девять утра начинается зарядка. Сегодня она длилась 55 минут (некоторые сбежали раньше). Если не делать зарядку, то можно совсем облениться, но некоторые уже обленились и на зарядку не ходят, как некто Р.Туманов. Затем можно помыться (душ находится в каждом туалете) и продолжать трудиться за компьютером. После обеда, т.е. в полдень, начинаются лекции. Говорунов по времени мы не ограничиваем, поэтому рассказы прерываются ужином и заканчиваются уже затемно. Заход солнца происходит примерно в 19 часов.

Если после долгого ожидания (следим по карте) проплываем посёлок с возможным Интернетом, то уже за 10 км начинаются поиски этого интернета, люди ходят по верхней палубе, ищут, не появились ли где «палочки» (знак приёма сигнала). Палочки появляются всё реже, когда и есть - то скорость связи очень низкая, работает сперва «Вотсапп», потом уже иногда Контакт открывается, но уже не у всех.
Местные жители ведут более пассивный образ жизни, часто трут телефон, откуда предположительно исходят видео или музыка, иногда смотрят телевизор. Курят тут совсем немногие. Некоторые ходят в кафе на верхней палубе, где самые обжоры, кто не удовлетворён едой в столовой, могут купить в буфете дополнительные фрукты, кофе, яичницу… и вроде бы всё.

Алкоголиков на судне не обнаружено. Воры тоже пока не отметились. Первые три дня вообще внешне казалось, что не могут быть воры - это так рискованно для них, загрузиться на борт на трое суток с шансом быть за это время пойманным и может даже выброшенным в мутные коричневые воды Амазонки. Тут есть какие-то видеокамеры, не знаю, работают ли они. Все вещи фактически на виду: ведь человекоместом является гамак; в гамаках и лежат почти все, иногда по двое (родитель + пупс-ребёнок), вещи внизу на полу в чемоданах, сумках (у одной местной тётечки баулы с надписью «MOSCOW» почему-то), тюках. Наши вещи в рюкзаках рядом с гамаками, палатками и между ними; самое ценное прячу в палатку на время обеда и ужина. Нами никто не интересуется, вот что славно: никто не познакомился, не спросил, из какой мы страны. Ни пассажиры, ни команда не пытались выйти с нами на контакт. Отдыхаем от назойливого внимания, которым мы окружены в Африке, в Азии.

Погода тёплая с большой влажностью: +27 или +28. Ночью ненамного холоднее, ну +25 в тени, ночной тени. Все потеем, можно ходить в душ не по одному разу, одежда постиранная плохо сохнет. Иногда бывают дожди. Тогда борта судна зашториваются. Можно и самому их зашторить или отшторить, чтобы дождь не затекал к пассажирам. Вентиляция естественная, кондиционеров, по счастью, не наблюдается.

Помимо гамакомест в судне имеются каюты, несколько штук, спереди и сзади судна. В них едут какие-то местные жители и представители команды. Проезд в каюте в несколько раз дороже гамачного, сколько именно он стоит - 2300 риялов за всю каюту (27 тысяч рублей). Вообще нет особой надобности в этих каютах, там и воздух не так циркулирует, может быть как раз у них и есть подобие кондиционера или вентилятора.  В каюте два места.

Розетки на палубе имеются, но приделаны наверху, под потолком. Там же, где крючки от гамаков. Полезно иметь на компанию длинный удлинитель или даже два (у нас есть). Впрочем, лично для меня перебои с электричеством не страшны, т.к. мне ещё год назад подарили прекрасный мини-ноутбук, который всё ещё держит 10 часов без подзарядки, плюс мне подарили пауэрбанк, который тяжёлый по весу, но может применяться для многократной зарядки телефона. Так что я всем доволен, и даже если бы электричества было меньше, тоже не сильно грустил бы о том.

Отсутствие регулярного Интернета необычно для нас, жителей крупных городов РФ, которым связь постоянная уже вошла в привычку. Уже постоянно горожанин трёт телефон, ища, не случилось ли что нового в Интернетике, не залайкал и не прокомментил ли кто наш или даже не наш пост? Уже кажется, что человек без телефона - не как человек. А тут пожалуйста - общение, творчество (Нина-Дина, она бывшая учительница изо - она, например, рисует какие-то свои пейзажи многочисленными красками; я свои книги пишу и редактирую), можно почитать книги - правда, набор литературы на судне небольшой, всё что я привёз - несколько своих книг, «Южную Америку» Гоши Красникова и Lonely Planet на русском и английском языках (Бразилия и South America). В ходе путешествия эти книги будут доставлены мною в Дома Для Всех, да там и останутся.

Хорошо, что комары редко долетают до нас с зелёных, возможно комароопасных берегов!

* * *

Я хочу огласить наш плавсостав.

Антон Кротов, изобретатель плавания, писатель, основатель АВП, автор 64 книг,
Алексей Кулешов, президент АВП и создатель многих Домов Для Всех (мы уже седьмой раз с ним новый год встречаем совместно),
Алёна Москалёва: для неё это третье АВПшное плавание (после Папуа и Салехарда), сегодня читала лекцию об основах первой помощи.
Святослав Москвин, уроженец городка Луза Кировской обл,
Гаянов Вильсор из Уфы, 23 года, является предположительно самым младшим участником нашего плавания, он приехал к нам сюда из Венесуэлы,
Ярослав Пономарев из Питера (и тут Пономарев оказался),
Елена Антонова из Калининграда,
Нина-Дина из Балаково, она же с нами и на Папуа, и в Мавритании была на Трезвый Новый год,
Лёлик из Беларуси, редкий беларус, уже посетивший 101 страну (в Южной Америке уже бывал он дважды), сменивший 11 паспортов по заполнению визами, знающий также и польский язык, и привлечённая им
Мария Мархевска из Польши, знающая также и русский язык,
Денис Танвель, тот самый, который ведёт блог «Трудолюбивая кругосветка» и испытал около 120 профессий и способов добычи денег в разных странах,
Александр Демидов (СПб),
Куликова Юлия из Нижнего Новгорода, она по утрам проводит зарядку,
Иноземцева Татьяна из Нижнего Новгорода, она нам уже давно известна и организовывала некий Экологический дом для всех в Нижнем Новгороде, а сегодня читала лекцию про Камчатку,
Игорь Годованюк из Владивостока, спортивный такой дяденька, мастер спорта по пауэрлифтингу, весом более 100 кг (он, кстати, нам читал лекцию по про пауэрлифтинг, ведь нам интересны не только путешествия), участник папуасского плавания,
Роман Туманов из Москвы, весом около 110 кг, но не спортсмен, а любитель пляжей, он же самый старший участник нашего плавания и единственный из всех пассажиров владелец электрочайника. Он же с нами встречал Новый 2018 год в Никарагуа.

Вот такие люди собрались на «Эсмеральде» и движутся сейчас по Амазонке в западном направлении, -- и будем полагать, что многих из них можно будет увидеть и в Доме для всех в Боливии (Ла-Пасе), а в дополнение к ним приедут и другие известные и пока неизвестные мне люди.
Всем тепла, мира и хороших попутчиков по 2023-му году.

А.Кротов. Судно «Эсмеральда», Бразилия, 03 января 2023 г.
(отправляю из Летиции, Колумбия, 7 января, так как на судне недостаточно Интернета было)

пароходы, плавание, новый год, пароход, Амазонка

Previous post Next post
Up