Национальный праздник Ысыах (Ысых) в Якутии

Jun 27, 2022 09:37

Каждый год в Якутии проходит традиционный якутский фестиваль "Ысыах" (по-якутски Ыhыах, Ысэх), приуроченный к наступлению самых длинных дней в году: якуты радуются, что зима не вечна и иногда-таки в этом холодном и огромном краю настаёт-таки лето. В годы коронавируса фестиваль не проводился, а сейчас он вновь прошёл, после трёхлетнего перерыва. Интересно было посетить и узнать, что же это такое.

Ысэхи проходят в разных районах Якутии в разные даты, между 18 и 26 июня, и тут, под Якутском, организуется самый большой. Для его проведения используется специальная местность Ус Хатын в 20 км к северу от города близ поселка Жатай. По величине это как Грушинский фестиваль в самые роскошные его годы, а по значению - типа World Expo, только экспонируются не всемирные достижения и не всероссийские, а всеякутские.


Мы выехали из Якутска утром в субботу на автобусе. По случаю Ысэха были запущены круглосуточные автобусы на поляну, стоимостью проезда всего 50 рублей. Ехали, однако, целых два часа, потому что на фест поехал весь город и куча народу с других районов Якутии и тысячи приезжих, всего около 200 тысяч человек (по оценкам организаторов), при том, что вся Якутия содержит 1 миллион жителей, от новорожденных до стариков. Погода была очень солнечная и сухая, +30 в тени, но тени никакой не было, то есть жара очень сильная. Комары были как-то предварительно истреблены на территории, отчего их было почти нулевое количество.

Территория праздника тянется километра на два. Что входит в эту территорию:

- площадки, предоставленные разным улусам (районам) Якутии, включая арктические северные, где обитали, сидели, пили-ели жители этих улусов, приехавших специально на Ысых, показывать там на территории этих площадок свои песни, танцы и национальные костюмы. Там же угощали (бесплатно) нас с Игорем и других интересующихся всеми традиционными для севера вкусными ёдами: разные сорта солёных и вкусных рыб, юкола (сушёная северная рыба), шикша (северная ягода), варенья, кумыс и молочные местные продукты (бырпах, суорат и др.), мясные продукты (которых я остерегался) и обычные продукты. - Были площадки, предоставленные разным государственным предприятиям и большим фирмам и организациям, включая КПРФ, ЗАГС и чуть ли не уфсин;

- Стадион для национальной борьбы "Мас-рестлинг" (перетягивание палки), по которой проходил прямо во время фестиваля мировой чемпионат по этой якутской борьбе. Её сделали тут популярным видом спорта, и потягаться силами приехали представители РФ, Киргизии, Венгрии и десятка других стран мира. Были и женщины. Всех победил Виктор Колибабчук из Вязьмы, огромнейшего вида мужик ростом 203 см и весом... уж не знаю сколько, может двести кило? - Победителю вручили приз, медаль и бычка, которого под крики зрителей чемпион решил поднять на руки, но бык от ужаса стал сперва писать, а потом какать прямо на сцену и в итоге чемпион положил быка на место.


- Ипподром для национальных скачек, они тоже проходили во время ысыаха.

- Ярмарка, где можно было приобрести национальные наряды и продукты - такие же самые продукты, которыми нас угощали и бесплатно, но тут уже очень платно. Были и книги на местном (якутском) языке. Свои книги я не выкладывал.

- Осоухай (национальный хоровод, я издали наблюдал его), музыкальные инструменты, игратели на хомусе (тип варгана), фестиваль кумыса, фотовыставка, художественные промыслы, сказители олонхо (национальный эпос), которые называются олонхосуты (исполнители этого длинного, почти бесконечного, эпоса, который нужно им знать наизусть).

- Площадки, где скапливались другие народы, не-якуты. Президент Татарстана приехал и привёз татар, которые устроили свой праздник "Сабантуй". Были отсеки с киргизами, узбеками, тувинцами, корейцами, китайцами и прочими. Приехали послы / консульские работники: выступил генеральный консул Китая в Хабаровске, где-то крутились консулы Вьетнама, Индии, и немногочисленные дальние азиаты (была борцовская делегация с Пакистана, например и концерт индусов) и кто-то из Африки. Но в целом граждан не-якутов было, на вид, не более 2-3%, а 98% было якутской внешности.

- Учреждения: Почта России поставила свой ларёк и предлагала послать бесплатно открытку с Ысыаха, операторы сотовой связи притащили передвижные вышки (но скорость интернета была невелика от обилия пользователей),

Всё проходило на 24 площадках одновременно, поэтому конечно мы не могли посетить всё сразу, и получили частичное представление о празднике.

Некоторые действия якутов были связаны с исполнением обрядов их традиционной религии. Я не подключался к этим действиям, но мог наблюдать, как некоторые посетители жарили оладьи на специальном кизяковом огне (таким образом, предлагая их духам), люди в белых одеждах (служители местной религии) воскуряли дым, носили какие-то чаши, вероятно с кумысом, и в преддверии восхода солнца обращались к Солнцу и к разным силам природы. В два часа ночи (было ночью довольно-таки светло) целая совокупность людей в белых одеждах осуществляли обряды вызова солнца, которое благополучно взошло в пол-третьего утра, к большому удовольствию собравшихся. Для исполнения заветов других религий также возможность имелась - со мной был небольшой молитвенный коврик из Мекки, который побывал теперь и в местности Ус-Хатын.

Проведя на поляне Ысыаха целые сутки, мы с Игорем сели на автобус и поехали обратно домой в Якутск (остальных участников мы растеряли в суматохе, они прибыли в дом самостоятельно). Благодаря Ысыху мой вес достиг 80,5 килограмма (накануне было 78,5) - причиной было шесть обедов, которыми нас вчера накормили гостеприимные якуты северных улусов (мы и четверти не могли съесть, чего там нам предлагали, а мяса я избегал). Что же касается пьянства, известного бича северных народов - оно там не очень распространено, пьяненьких было немного, а опасных пьяниц вообще мы не заметили. За порядком следили милиционеры, а водка не продавалась (хотя физически присутствовала на столах у некоторых северных народов).

Также надо знать, что места для проведения Ысыха есть в каждом большом селении Якутии, и для этого фестиваля строится много домиков и юрт (называется "Ураса"), которые там остаются до следующего Ы. и в них можно ночевать. Что касается ночлега в палатке, то некоторые люди остались на поляне, спя там в палатках, мест для них предостаточно. И хотя и говорят организаторы, что место для палатки нужно бронировать заранее и подавать заявление в мэрию Якутска (!), реально места для палаток было очень много, и мы с Игорем тоже поставили палатку и поспали 2 часа перед рассветом.

p.s. Меня спрашивали, как выглядят жители Севера, как они нарядились на Ысыах. Скажу сразу, что 90% людей пришли на праздник в своей обычной одежде, а показывать меховые моды вообще было непросто при +30 и ярком солнце. Поэтому меховые северные народности видны были в своих одеждах во время танцев или песен со сцены, а так, в обычной летней жизни, были похожи на нас, остальных граждан России, ходящих в европейско-китайских упаковках.

Таким образом, Ысыах (Ысых, Ысэх) - интересный фестиваль, на который следует обратить внимание тем, кто летом путешествует по северу и окажется в Якутии 15-25-х числах июня. В Якутске, по подсчётам организаторов, праздник посетило 220 тысяч человек! -- Также можно узнавать про расположение зимников и заводить знакомства среди северян. Ещё фотографии опубликую позже вКонтакте.

Якутск, Якутия, фестиваль

Previous post Next post
Up