Въезд в Нигер. Интересный водитель: Африка глазами африканца

Feb 29, 2020 16:19

Покинув город Котону и приятную вписку там, я отправился на север. Ночевал в городе Паракоу (Параку) в каком-то, как мне показалось, медицинском институте -- там было электричество, туалет и вода. Наутро я поехал в Маланвиль, на границе с Нигером, посетил пятничную проповедь в тамошней мечети (Маланвиль уже почти полностью мусульманский) и потом полчаса выбирался из Бенина, поскольку мне попались непонятливые, не очень умственные пограничники.

Наконец передо мной предстал Нигер, моя 130-я страна. Пересёк мост через одноимённую реку. По берегам паслись коровы, были различные поля. Прошёл километра три, потом уже решил подъехать автостопом. И вот останавливается машина, довольно быстро. Водитель с чёрной бородкой, имя которого Моктар, ехал в глубину Нигера, в сторону Чада.
Так как туда я сегодня ещё не собирался, а ехал в столицу, нам по пути было 167 километров. Водитель оказался не простым, а англоговорящим, плюс к тому же бизнесменом, путешественником и мудрецом. Вот некоторые из его разговоров (переведено на русский и структурировано по темам.)

(О Нигерии и нигерийцах)

-- Меня часто путают с нигерийцем из-за паспорта: Niger -- почти то ж самое, что и Nigeria. А о нигерийцах в мире представление, сам знаешь, какое. Однажды меня в Куала-Лумпуре полиция задержала -- меня вытащили из такси и повезли в участок. Держали два часа! Я говорю: Нигер -- это не Нигерия, я не нигериец.. Через два часа приехал мой бизнес-партнёр меня выручать. Объясняет, что мол я его друг, а это бизнесмен из Нигера, приехал заключать контакт на такие-то продукты... Насилу отпустили.

И такое и подобное ещё случалось, чисто из-за паспорта. "Нигер, ох, Нигерия, там же все жулики, обманщики, наркокурьеры..."

При этом Нигерия очень разная. Когда ты попадёшь на север Нигерии, ты реально удивишься, какие там хорошие и честные люди. Ну и мусульмане они. Можно с любым [крупным] торговцем договориться, не обманет: я могу дать ему десять миллионов -- сделать заказ на товар -- никакой расписки не надо! Никаких бумаг! И через несколько дней у меня будет заказанный товар. Или он вернёт деньги, все десять миллионов [вероятно, CFA -- прим.А.К.]\

А вот на юге уже сложнее, немного по-другому. Слышал, наверное, про Лагос? я там бывал много раз по делам бизнеса. Ну то, что прям сразу ограбят, нет, но нужно быть осторожнее. Там, например, если нужно сделать какие-то работы на 1000 долларов, они попросят 1500 долларов. И они действительно сделают эти работы, просто они очень любят деньги.

А самое сложное -- это на востоке Нигерии, на границе с Камеруном. Там живёт отдельная народность. И они сильно отличаются. Тамошний житель, отца родного за деньги продаст. И если нужно будет в машине твоей сделать работу, ремонт какой-то, то и ремонт не сделает, и саму машину угонит, и тебя найдёт и все деньги отберёт. У меня есть друг из этой провинции, так я за пять лет так и не узнал, где он живёт. Звоню, мол, я уже в твоём городе, давай я к тебе заеду, говори, где ты . -- Он отвечает, лучше ты скажи, где ты, я сам подъеду.

В Нигерии чередуются правители: один с юга, другой с севера, потом опять с юга. Но вот с востока страны ни одного не было. Оттуда даже и генералов нет. В Нигерии много генералов, а с этой народности, возле камерунской границы, нет, ну может один или два только.

(О Марокко и Европе)

-- Марокко я люблю, но не всё. Только южную часть. Какие там хорошие люди! Я поехал туда, и за всё время только два раза ночевал в отеле, остальное время всё в гостях у местных, всё меня зазывали, угощали. А север, они чванятся, как будто они европейцы. Вот пример.



Я приехал в Касабланку, прихожу в хороший ресторан, делаю заказ. Официант говорит: вы только сразу оплатите! тогда и принесём. Почему так? -- Потому, что приезжают всякие тут из Африки, заказывают, едят, а потом не платят! Хорошо, мне не жалко, я заплатил вперёд. Через пару дней я, чтоб проверить их, одел дорогой европейский костюм, прихожу и заговорил с ними по-английски. Они сразу ко мне, уважительно, думают, что я -- американец. Что изволите? Хорошо. Потом спрашивают: а из какого штата вы будете? я говорю: я из Нигера! Как так? поражается официант? вы из Африки? -- И вы все тоже из Африки, отвечаю я. И я из Африки, и ты из Африки. -- Марокко это не Африка, возмутился офиицант, это Магриб! -- нее, и ты Африка, и я Африка! -- потом мы подружились с этим официантом.

Ещё одна есть страна, где жители хотят быть европейцами -- это Сенегал. Сенегал -- это как Париж у нас в Африке. Они хотят и одеваться по-французски, и говорить, и думать по-французски. Но при этом вы ж не французы, вы всё равно африканцы!

А мне Европа не интересна. Даже вот скажут мне: возьми и визу бесплатно, и авиабилеты бесплатно, и жить будешь бесплатно, всё равно не полечу. Да и что мне там делать, там уже старый мир. И какой бизнес там делать -- всё уже сделано. Меня уже приглашали в Европу: один мой друг работает в Брюсселе, чиновником европейским, а подруга с Испании, они мне говорят: прилетай, всё организуем, и визу, и авиабилет и пр. -- Нет, я говорю, не хочу в эту Европу. Из всего Старого мира мне почему-то интересна только Австралия, Россия -- но только север -- и ещё одна европейская страна [название утрачено или не удалось перевести].

Тут на вечерней дороге нас застопили. Водители сломавшегося грузовика обратились с какой-то просьбой. Моктар выдал ананас, и мы поехали дальше.

-- Вот, сломались они посреди леса. А видят, еду я с Бенинскими номерами на машине. Они знают, что все, кто едут с Бенина, берут с собой ананасы. Вот и меня попросили, я дал -- мне не жалко. За это я люблю Африку: дай ананас, да вот, пожалуйста. Европейское мышление не так работает.

(О бизнесе)

-- Я занимался крупным бизнесом пять лет. Мой бизнес был -- перевозка риса из Таиланда, Индии, сюда в Нигер, и в Нигерию тоже. В неделю я отправлял триста фур с рисом. В месяц -- тысяча фур, 50.000 тонн. Это очень большое количество, да -- не только в Нигер. Здесь, в Африке, растёт свой рис, но он низкого качества, а тайский рис -- очень хороший. Из Китая тоже возил рис.

И вот, работал ежедневно, без выходных. Вроде всё нормально, но постоянно на телефоне. "Я на таможне". "Нужны деньги". И прочее. Триста фур в неделю, это постоянные звонки, у кого-то что-то пошло не так -- звонят мне. Денег, конечно, заработал немало. Каждый год покупал новую машину (старую продавал). Но я своей родной матери месяц не мог позвонить, поговорить. Говорю: сейчас перезвоню, и всё некогда. Устал от этой нервотрёпки. Ведь всех денег не заработаешь, и ведь главное, чтоб работа приносила удовольствие.

И я поэтому уменьшил весь свой бизнес. Теперь заехал в Котону, отправил несколько фур с рисом, и всё, достаточно. Моя дочка звонит, говорит, папа, приезжай. Я говорю, хорошо, уже еду. Что-нибудь привезти? привези фруктов. Вот у меня целая машина фруктов, на любой вкус, и ты тоже угощайся -- бананы, ананасы, манго, авокадо, апельсины, всё оттуда.

Кстати, как работал тогда порт Котону. Приходит корабль с рисом. Например, за какую-то партию риса нужно заплатить пошлину, ну скажем в миллион. Можно оформить, что это не рис, а например макароны. Тогда пошлина будет четыреста тысяч, разница -- 600 тысяч [цифры условные]. Как одна делится? Одну треть, 200 тыс, получает начальник всего таможенного терминала. Одну треть сам ты себе забираешь, это ещё 200 тыс, а ещё треть делится между другими клерками и работниками, кто там при деле.

Можно было и ещё интереснее сделать -- объявить, что весь рис испортился, в него попала вода, и он будто бы идёт на утилизацию, на выброс. Тогда на такой мусорный товар вообще не будет пошлины. Государство тогда ничего не получает, а всю сэкономленную пошлину делить на три части таким же образом.

Сейчас там в порту новые порядки, уже такого нет, сейчас всё более строго.

(О мелком бизнесе)

-- Многие у нас занимаются мелким бизнесом. Вот, например, граница с Нигерией, она очень длинная [около 1500 км], охраняется плохо. Оттуда везут многие товары. Официально нельзя, а фактически везут. Тот же рис. Они грузят на один мотобайк 500 килограммов, десять мешков, и так везут через границу! Я первый раз такое как увидел, остолбенел. Это же опасно! Если он упадёт, то он не выберется из-под этого риса, погибнет!

Или вот бензин. В Нигерии бензин дешевле раза в два, чем у нас. Правительство его дотирует. И вот они везут на мотоциклах, по пустыне, по грунтовым дорожкам, по 200 литров бензина в пластиковых канистрах. Он везёт так 200 литров по пустыне на мотоцикле, и ещё и курит за рулём. Опасно! но курит всё равно.

Конечно, это очень опасно. Если их встречает полиция, начинается погоня. Многие из контрабандистов гибнут, но остановить это явление невозможно.

(О руководителях страны, Нигера)

-- Руководители у нас работают не хорошо. Вот эту дорогу, по которой мы едем, уже обещают починить 50 лет. По ней доставляется 80% грузов, которые приходят в нашу страну. И вот она какая разбитая, а вдоль неё идёт автоколея, и ещё одна колея по лесу, потому что по асфальту проехать почти невозможно, в дырах весь. И это ещё платная дорога, на въезде собирают по 1200 CFA за неё, и много лет собирают, а дорога разбита.

Правители наши радостно отчитываются об успехах. "Ура, мы создали новый аэропорт!" Ну во-первых, не создали, а провели косметический ремонт, ухлопав на это миллиарды. Это как женщина сделала макияж, разве это теперь новая женщина? нет, та же самая. То и с аэропортом... Во-вторых, сколько людей в Нигере у нас вообще летает на самолёте? ездит в путешествия? в разные страны? меньше одного процента! Только чиновники, бюрократы, и иностранные организации. Выходит, они сами для себя и сделали этот аэропорт, а народу от этого -- не лучше.

Или вот, например, открывают новые гостиницы, Рэдиссон, ещё какие-то там. Один номер стоит там 250.000 CFA (25 тыс рублей) за ночь! И это десять зарплат месячных [нигерский МРОТ = 2500 руб]. Человеку нужно год работать, чтобы одну ночь в такой гостинице переночевать. Кому это нужно? опять же, только самим чиновникам!

А вот дороги для людей не строят. И железную дорогу, которую так торжественно начали строить, из Нигера в Бенин или наоборот, так не достроили, бросили, строительство не ведётся. Вот увидишь рельсы [на удивление, рельсы были обнаружены по пути в Ниамей и даже в самой столице! -- А.К.]. Так всё бросили, ничего не доделали. И эту дорогу тоже обещали сделать, и ничего.

В некоторых местах у нас строят китайцы. Но это тоже интересный вопрос. Мы знаем, что они строят, но не знаем, на каких условиях заключены эти соглашения! Да, китайцы построили там мосты, там дорогу, там заводик. Но на каких условиях? что наше правительство им за это обещает? не известно!

[ ... и другая информация -- пропускаем...]

(Про людей и ментов)

-- Полиция в Африке, она везде плохая, от Туниса до ЮАР, это я точно тебе говорю, посетив все эти страны. Но по своей сущности всё же отличается.

Самая вредная -- в Буркина-Фасо. Они пристают к тебе, даже если с документами всё в порядке. И хотят денег. Стоят такие двое в лесу, останавливают автобус -- с каждого по 2000 франков! и хочешь, не хочешь, а нужно дать. Пятьдесят человек в автобусе по 2000 франков (200 рублей) -- это 100 тыс франков, неплохо живут полисмены. И это у них идёт оследние пять лет. Раньше такого не было, распоясались недавно.

Ещё вредные полисмены в Камеруне, и в Чаде.

У нас, в Нигере, если вежливо с улыбкой попросит, можно и дать. А можно не давать.

В Кот-д-Ивуаре попросят, если с документами не в порядке. А так они везде похожие. Но проще в Бенине и Того, там ты видишь этих только на границе на въезде и на выезде. Внутри стран этих они не трогают.

Что же касается самих людей, то они, на мой взгляд, самые хорошие и дружелюбные в Мали. И в Буркина-Фасо, если не брать полисменов. И у нас, в Нигере, тоже хорошие люди.

(Про Ливию, Каддафи и свободу)

-- Я был и в Ливии. Но не сейчас, а при Муаммаре Каддафи. Да, там многое было сделано для людей: бесплатная вода, электричество и т.д.. Не скажу, что он идеальный правитель. Но у нас, в Афике -- а Ливия это тоже Африка, как я считаю -- люди ещё не готовы к свободе, к самостоятельности. Вот западные войска -- разорили страну, убили Каддафи, дали людям свободу.

Но люди не готовы к ней! В Африке везде следует опираться на мнение родителей, старших, вождей\. Если я собирался делать что-то в бизнесе, то я спрашивал своего отца -- если он запретит, я такого не делал. Если нужно жениться, то нужно, чтобы родители и жениха, и невесты были в курсе и были на это согласны. А если не согласны -- ты не женишься. Или вы оба уходите тогда из деревни.

В общем, мнение старших очень важно. Если старшие в деревне могут что-то напутать, можно сделать совет, опросить десять старейшин, например... А тут Каддафи убили. И не так, чтобы заменить его кем-то ещё, а разрушили всю систему в Ливии -- а лучше было просто заменить его на другого. А если дать молодому человеку оружие, наркотики, возможность грабить, убивать безнаказанно, то многие этим воспользуются. Так что война в Ливии -- это надолго, может быть ещё на двадцать лет.

(Про деревенское "кино".

Пока ехали, увидел из окна машины, что в одной из деревень, без электричества, люди собрались у большого костра. Я спросил: что это?)

-- Это кино.

Как кино? так. Собираются у костра старики, и рассказывают детям и молодым о старых временах. Здесь нет обычного кино и телевизора, нет электричества, поэтому это собрание -- и кино, и телевизор.

В каждой деревне есть определённый день в неделю, когда там устраивается базар. И костёр с рассказами происходит в этот день, вернее вечер, после базара. На базар стекается много людей с окрестных деревень, и есть и старики, которым есть что рассказать. У нас есть и очень старые люди. Например, бабушка моей жены, ей уже более ста лет [возможно, возраст завышен -- А.К.], и она тоже ходит на базар, ну, чтобы пообщаться. А так, вечером после базара молодые и старики собираются у большого костра, и слушают рассказы стариков, примерно до полуночи.

Если же не деревня, а посёлок крупный, то костёр делается каждый день, но не в одном месте, а в разных местах посёлка.

(Потом проезжали ещё одну деревню, где тоже горел большой костёр и люди сидели вокруг него. Электричества не было заметно ни в той деревне, ни в этой.)

(О Чаде)

-- Чад -- интересная страна, похожа на нас, на Нигер. Люди похожие. Только много полиции и армии, много постов повсюду.

Проехать в Чад можно через Диффу, Нгиймми. Диффа -- это последний большой город в Нигере, если ехать на восток. Последний относительно большой. Он находится на границе с Нигерией, и оттуда раньше выбегали кто-то из Боко-Харам, делают теракты. Но сейчас в Диффе гораздо безопаснее, чем было раньше. Уже год не было ни одного теракта. Нагнали туда армию, полицейских, они повсюду. Комендантский час с 16:00, никто не может ездить, кроме как по специальному разрешению. Ну в самом городе можно передвигаться, за город -- только солдаты, военные, или по специальному разрешению. С 16:00 до 6:00 никакого движения по дорогам. Днём можно.

Деятельность Боко-Харам сейчас больше в другом месте, там, где стык Нигера, Бенина и Буркина-Фасо -- там каждую неделю атакуют. А в Диффе сейчас прекратилось.

С Диффы можно доехать до Нгийгми. Там кончается дорога; это последний, вообще, населённый пункт в Нигере. Он небольшой. Дальше только пустыня. В сторону Чада уже нет дороги, только колеи в песке. Ехать с Нгийми до Нджамены два дня. Там возят иногда грузы, на Тойотах, лендкруизерах. В принципе, проехать можно. Пост выездной стоит прямо в пустыне, в 50 км после Нгийгми, на границе. Там у тебя ещё могут потребовать 10,000 cfa (1000 рублей).

(Дальше Муктар подтвердил сведения о дороговизне Чада. По дороге из Чада в Судан он пока не ездил.
Интересно, что в Нджамене есть отдельно мусульманские кварталы и отдельно христианские кварталы.
Гостиницы есть только в христианских районах, по мнению Моктара.)

(О путешествиях вообще)

-- Мне нравится путешествовать. Но не на самолёте, а так, за рулём машины. Я ездил во все страны Западной Африки, Сенегал, Мали, Буркина-Фасо, Марокко, Мавританию... включая Ливию, Тунис, но туда я залетал. В Кению, Танзанию тоже на самолёте. Обычно дешевле лететь из Нигерии, чем из Ниамея. А так, вообще, на машине интересней, чувствуешь эту землю, больше смотришь, общаешься с людьми.

Заодно я выясняю возможности для бизнеса, где можно заключить какой контракт. В основном на продовольственные товары.

Также я был в странах Юго-Восточной Азии, сделал визу в Индию, скоро собираюсь туда. А вообще хочу за ближайшие два года посетить все страны Африки.

Без солнца мне тяжело. Когда я был, например, в Кот-д'Ивуаре во время сезона дождей, я через два месяца заболел, оттого, что не видел солнца, одна сырость. Как только приехал в Нигер, от солнца через два дня выздоровел.

Я люблю Африку. В каждой стране Африки я одеваюсь в местную одежду, ем местную еду, стараюсь изучить местный язык. Во многих странах я жил по году или больше -- в Буркина-Фасо, Мали, Кот-д'Ивуаре. Юг Марокко мне очень нравится. Многие европейцы едут в Африку и поступают ошибочно: они ходят тут в европейской одежде, едят европейскую еду из супермаркета, хотят тут жить по-европейски. А мне кажется, что нужно максимально стараться жить по-местному, чтобы понять местную жизнь.

Мы расстались в Моктаром в городке Доссо. По пути он сделал ещё несколько добрых дел: купил мне сим-карту в офисе в городе Гайя, скормил мне гроздь бананов, несколько апельсинов и приобрёл мне целый пакет мясных жареных частиц (большая часть потом была передарена нищим).

-- Ты где собираешься ночевать?

-- В палатке, за поздностью часа, -- отвечал я. Ведь было уже 23 часа, и куда-то вписываться уже было уж верно поздновато.

-- У нас тут тебя могут обнаружить полисмены, так что тогда придётся ночевать в полиции. Будь внимателен. Впрочем, я знаю, где палатка никого не испугает -- это автовокзал.

И он привёз меня на автовокзал, где был обширный навес, а также туалет и бочка с водою. На автовокзале уже готовились ко сну разные личности, а работник а/в достал даже потёртые тюфяки из каптёрки, раздавая их спящим. Некоторые сельчане ждали утренних автобусов, а некоторые, кажется, занимались этим уже давно и никуда так и не уезжали.

На прощанье я подарил Моктару книгу "ПВП" на французском языке, мы обменялись контактами (Интернет появился благодаря ему же). В общем, он приглашал меня к себе в деревню, которая находится в нескольких сотнях километрах по пути в сторону Чада. Он сам планировал ехать всю ночь и не спать -- африканские водители, как и российские, вполне себе умеют ехать 2000 км или больше без сна и отдыха. В деревне со своим семейством он планировал провести дней десять, а потом -- в очередную страну.

Я поставил палатку и отлично расположился. Пришёл какой-то менеджер автовокзала, постучался в палатку и на английском языке спросил, что я делаю и есть ли у меня билет. Я отвечал, что сплю, завтра еду в Ниамей, а билет намеревался приобрести завтра.

На этом все меня оставили, и я благополучно заночевал. Неприятность была только та, что жизнь на автовокзале началась аж в пол-пятого утра, и мне пришлось сворачиваться. Африка вообще просыпается рано, ещё сильно перед рассветом.

Ну ладно, жить по-африкански, как завещал Моктар? стараюсь понемножку. Я собрал свою палатку, совершил намаз в автовокзальной мечети и растворился в предрассветном сумраке.

люди, Африка, Нигер, водители

Previous post Next post
Up