Тунис. Несколько первых дней

Nov 25, 2019 23:00

Тунис -- 121-я мной посещенная страна -- раньше мной не навещался. Причиной было его "островное" положение: зажатый между Ливией и Алжиром, в каждую из этих стран трудно получить визу. Да и сам Тунис был визовый, исключение только для тургрупп, которые в основном туда и летали. Но вот Тунис обезвизел, и мы включили его в путешествие по Африке, хотя и в него нужно залетать самолётом, и из него -- вылетать. Поэтому, хоть на визу и не тратимся, но расход денег определённый есть. Дополнительным стимулом посещения Туниса в этом году стал факт, что в столице страны (столица, как и сама страна, называется "Тунис") был запланирован Дом для всех, который мы намерены вскоре посетить.

Прилёт в Тунис произошёл с Мальты без каких-либо проблем. На прилёте не спрашивали ни обратный билет, ни страховку, ни бронь гостиницы, денег тоже не спрашивали. Заполнили крошечную бумажку с адресом случайного отеля, поставили нам крошечные штампики въездные на одну из уже заштампованных странц. Я еду с двумя паспортами --сейчас так можно -- и маловажные штампы ставлю в тот паспорт, куда уже, казалось бы, невозможно поставить что-либо.

В аэропорту мы получили бесплатные сим-карты (всем дают). И нас встретил местный житель и активист Валид, он же организатор моей лекции в столице 30 ноября. Он на своей машине отвёз нас к себе в квартиру, потом на ужин, показал место, где будет проведена моя лекция -- кстати, на неё записалось уже сто человек. Интересно, сколько придёт. А на следующее утро отвёз нас на ж.д.вокзал, до которого мы ехали пробками почти час.

Тунис, первовзглядно, оказался страной простой, почти бедной, проще Марокко, но богаче Египта. Всё тут неспешно. Поезд по расписанию в 8.30, а родился только в 9.30. Так и всё остальное, не торопясь. Народ тут неплохой, в целом религиозный (в столице больше светский, дальше на юг -- более верующие). Тунисский динар довольно крупная деньга 1 динар = 22 рубля, есть монеты в 5 и 1 динар, 0.5 динара, 100 и 50 филс (копеек), более мелкие не в ходу. Филс -- это копейка от динара, но в отличие от России, тут в одной деньге 1000 копеек, а не 100. Такое же деление на тысячу частей есть в Иордании, Кувейте, Омане, кажется. Язык тут арабский и французский, а английский знают немногие. Некоторые продавцы в турместах знают русские слова, цифры, а обычно не знают, конечно.

Наконец подогнали поезд, и мы отъехали в Сус (Sousse), чтобы проверить поезда. Оказалось недорого, после Европы и даже после России.

Поезда тут стоят около 1,2 рубля (российских) за километр, автобусы около 1,4 рубля. Ехали в этот Сус, сходили на пятничную молитву в главную древнюю мечеть. Азан (призыв на молитву) прозвучал в полдень, а имам появился только в час с хвостиком, через час, как и поезд.

От Суса поехали, на автобусе, в Кайоран, чтобы проверить и этот способ передвижения. Кайоран -- самый священный мусульманский город Туниса, где есть Великая мечеть, основанная в 680 году, а через два века расширенная и перестроенная. Там, в Кайоране, нам нужно было переночевать вторую ночь. В самой мечети не вышло, её закрывают.

Тут все мечети закрывают на ночь, во избежание заговоров. И вообще между молитвами их закрывают! В отличие от Турции, где у каждой мечети обычно есть навес или предбанник, который не заперт, -- тут наглухо закрывают забор или ворота.

Размышляя о путях ночлега, мы стояли у стены этой древней мечети, уже затемно, как остановилась машина, оттуда вышел бородатый человек 50-ти лет, с ним была полностью одетая жена. Мужик оказался местным мусульманским проповедником. Я тут же у него спросил, где можно поставить палаточку, заодно и познакомился. Очень умный мужик, сразу взял нас под опеку. Отвёз, угостил, показал свой дом (где уже тусовались другие бородачи), но в сам дом не вписал, сказал, что опасается полции, где строго надо регистрировать всех иностранцев. Поэтому он договорился со спортшколой, чтоб мы там под навесом поставили палатку, отвёз туда и даже дал взятку смотрителю спортшколы. Также рассказал он нам много всего интересного, т.к. он бывал в разных странах, этот проповедник. Он же задал нам много хороших вопросов, в том числе спросил, сколько в Москве стоит 1 килограмм сахара, 1 хлеб и сколько он весит и сколько стоит 1 литр молока. Очень редко задают такие толковые вопросы.

Наутро продолжили смотреть и фотографировать Кайоран, а затем выехали из него автостопом на юг. Всё было отлично. Сперва одна машина фура, потом иная... В одной легковушке ехал пьяный водитель и разогнался до 160 км/ч. Распознав, чт он пьяный (и это подтвердил его напарник рядом), мы попросили остановиться и вышли в деревне. Уже был вечер. Там сразу нас приютили, вписали и полюбили. О полиции никто и не думал. Мы ночевали в доме у бородатого человека по имени Мухтар, в наличии быо его семейство и 8-летний сын Муса, а старшие дети уже жили отдельно. Основной бизнес тут -- ращение оливок, и скот. Поля оливковых деревьев уходили за горизонт. Также Тунис производит финики, но не везде они растут, а в некоторых местах.

Переночевали в гостеприимной деревне, а наутро встали очень рано (в пять) и после угощения поехали автостопом в Габес. Наутро тут свежо и даже холодно, а днём нормально, около +20. Но продолжать я буду в завтрашнем посте!