Дальний Восток. Менталитет населения

Aug 27, 2018 15:46

Восточная Сибирь и Дальний Восток -- регион, где во многом остались ещё 1990-е годы. И в градостроительстве, и в состоянии дорожного покрытия и тротуаров, и в торговле, и в головах у многих граждан. Различные бичи, колдыри и пьяницы, уже вышедшие из обращения в Москве, Петербурге и Новосибирске, тут ещё водятся. Дырки в асфальте, разбитые обочины и украденные водопроводные люки, унесённые в металлолом, уличные барыги-меняльщики валюты, бич-магазинчики "Коммерческий ларёк образца 1994", стихийные свалки в горах и оврагах -- тоже присутствуют. И, как пел в песне Визбор, -- "а если и бьют, то рукой, а вовсе не заявленьем".

Некоторые люди здесь внутренне ещё не проснулись с 1990-х годов, и будут спрашивать вас -- как вопрошают в Средней Азии: путешествия? а вам сколько за это платят? это сколько же нужно иметь денег, чтобы так много путешествовать?

"Рубль опять грохнулся. Самое время путешествовать, ага. Каково среднее время жизни автостопера и есть ли повышающий коофицент от грантодателей за риски? Я тож хочу не работать и деньги получать. Бряхня, так невозможно прожить, тем более вдвоём. Папенька-маменька на карточку переводят. А я тут в январе заболел гриппом, чуть не помер, выложил весьма нехилые деньги за приём у врача -- половину моей пенсии. А если бы меня змея укусила или ногу бы сломал и пришлось бы лечь в больничку? Где деньги, Зин? Нее, не верю я в эту вольность. У него явно есть неплохие деньги а всё остальное всего лишь хобби. Причуды богатого мальчика. А пенсию, хоть и призрачную, кто для него зарабатывает? Стаж же должен какой-то идти?..." (это малая выдержка из двухсот комментариев на статью какого-то Интернет-СМИ о выступлении Алексея Кулешова в Южно-Сахалинске).

Сильная нелюбовь к родному государству, и при этом ожидание от него (государства) помощи и поддержки, пенсии, разных льгот, отличает некоторых жителей Крайнего Севера и очень дальнего востока, особенно тех, кто при Советской власти жил в общем-то неплохо, а сейчас похуже. Но и те граждане, которые зарабатывают на Сахалине, Якутии или Чукотке по 100-150 и даже 200 тысяч рублей в месяц и ездят на неплохих машинах (по разбитым дорогам), любят тут повторять: "Вот, посмотри вокруг! в нищете живём! какие уж там путешествия!"


Многие жители, кто постарше, вспоминают времена и интересную эпоху расцвета СССР, 1970-1980 годы, когда действительно за пару лет труда на Севере можно было добыть себе машину, а то и квартиру, и снабжение было неплохим -- лучше, чем в Средней России, можно было купить по госцене почти всё. Ну и сравнивают это время с сегодняшними временами, когда всё в Западной половине России стало проще и доступней, а цены на многие товары на Дальнем Востоке взлетели вверх, и отличаются порой в разы от западных. Многие, кто служил в армии в советское время, охранял рубежи Родины, сидя в военных городках и гарнизонах (заброшенных ныне), считают то время лучшим в своей жизни -- смешивая это с общим оптимизмом молодости, когда ничего не болит, когда маленькие радости кажутся большими, а заграничная жизнь далека, непонятна и неизвестна.

Ностальгия по СССР -- отличительная черта многих граждан Дальнего Востока от 50-ти и старше, и чем меньше и заброшенней населённый пункт, тем градус ностальгии выше. Тут также больший процент пьяниц, чем в Западной половине России и в городах-миллионниках, чаще слышны бытовые конфликты и маты. Купить просроченные продукты можно с существенной скидкой (за половину или треть обыкновенной цены), уличные рынки в стиле 1990-х годов содержат предприимчивых вьетнамцев и китайцев, стихийная торговля на улицах и автобусных остановках существует в каждом городе и почти никак не пресекается. Граждане старшего поколения любят начать разговоры с "довели страну, всё украли...", продолжить разговор описанием благ советских лет, и закончить весёлыми историями о том, что им самим когда удачно удалось украсть.

При этом, несмотря на жалобы на нищету, разруху и бездеятельность властей, жители Дальнего Востока гостеприимны и добры, готовы часто поделиться с гостем или просто случайным человеком чем-либо. Автостоп на Дальнем Востоке лучше, чем в Западной половине России, останавливаются быстрей, везут дальше, машины тут толще. Встретятся тут и активные росисйские патриоты -- как правило, военные, чиновники, работающие на государство, или удачливые молодые предприниматели моложе сорока.

При езде автостопом чаще довезут прямо до дома или до другого нужного места; при встрече чаще спросят, не нужно ли чего, поделятся тем, что у них имеется; с удовольствием покажут природные достопримечательности или предложат свозить в какой-нибудь ещё не загаженный туристами уголок. Встретятся многие люди, избегающие посещения заморских стран или Западной половине России -- скажут  вам: был я в этой Москве, такая толкучка, такая дыра... и покажут фотографии медвежьих следов, гор и островов, которых вы может быть и не видали раньше.

И действительно, Дальний Восток (в общем, территория, охватывающия треть России по площади и двадцатую часть её населения), тут не только замечательная природа. Если дождь -- так ливень, жара и холод тоже настоящие, вода чище и воздух свежее. Тут и люди как-то прикольнее, честнее. Тут ещё не наклеены на людей стереотипные улыбки западного стиля, не вошла в обиход привычка говорить одно, думать другое, делать третье. "Да, просрочено. Ну да, на пять лет. Но она ещё нормальная, попробуйте. А вот это не очень."

Дальний восток. Именно здесь жители России первыми встречают новый день.

люди, Дальний Восток, наблюдения

Previous post Next post
Up