Вы знаете, а некоторые ещё не знают, что в межсезонье, осенью и весною, некоторые крупные и малые города России отрезаны от всей цивилизации рекою. Летом имеется паром, зимой -- переезд по льду, а весной и осенью передвижение осуществляется как попало: пешком (рискованно), на вездеходах, на лодках на воздушной подушке или на машинах с надувными колёсами, а также на вертолёте. Период межсезонья не так уж и мал -- он длится примерно по месяцу осенью и зимою, где-то и дольше, и именно в этот период переправа наиболее затруднительна, а перевозчики через водные преграды, официальные и неофициальные, дерут с пассажиров четырёхзначные деньги, для того, чтоб миновать реку.
Приведу список таких городов:
АНАДЫРЬ. Аэропорт находится на другой стороне лимана (устья реки Анадырь), и примерно по два месяца осенью и весной паром уже не ходит, а по льду проехать ещё нельзя, так как замерзает и тает лёд весьма неравномерно. Альтернатива -- "Трэкол" (машина с большими колёсами, 3000-2000 руб/чел) или вертолёт (4000 руб), расстояние по прямой от пос.Угольные Копи до Анадыря -- километров пять!
ЯКУТСК. Основная трасса и новопостроенная железная дорога приводят к восточному берегу реки, где имеется посёлок Нижний Бестях. В межсезонье, например весной после офиц.закрытия зимников (около 15 апреля) ездят неофициально машины и грузовички, потом и они не ходят, но есть лодки на воздушной подушке "Хивус" и т.п., они возят сперва по 1000 руб/чел, потом, когда лёд становится мягким и много проталин, то 2000 руб/чел (в этом втором случае переправа проходит в два этапа, до острова и с острова). Здесь длинная переправа, около 15 км, так как маршрут идёт по диагонали реки, а не сразу поперёк.
ХАНДЫГА. Трасса на Магадан имеет похожую переправу в районе Хандыги: паром / лёд / лодки на подушке за какие-то большие деньги, 2-3000 рублей с человека.
САЛЕХАРД. Железнодорожная станция Лабытнанги -- на западном берегу реки, сам город -- на восточном. Других трасс в Салехард пока нет. В межсезонье (ноябрь, май, по месяцу примерно) -- вертолёт, вездеход. Перевоз на судах на воздушной подушке, вроде бы, субсидируется властями ЯНАО и
стоит, кажется, всего 110 руб.
УРЕНГОЙ (не путать с Новым Уренгоем) тоже имеет реку Пур, через которую возят в межсезонье на воздушной подушке, но
цена, как пишут, субсидируется богатым регионом ЯНАО (200-500 рублей).
Вероятно, есть и другие подобные города (читатели подскажут). А пока что -- фотографии с переправы. В Якутске место переправы -- 202-й микрорайон, в Бестяхе -- стандартный выезд, там где летом паром, а зимой зимник.
Итак, сегодня утром (29 апреля) мы пришли в 202-й микрорайон Якутска, откуда ходят эти лодки (только в дневное время). Было холодно, снег, и вообще лёд выглядел довольно прочным. Как позднее узналось, даже некоторые машины ещё переезжали нелегально через Лену, все в воде по пол-колеса или по колесо. Но нам очень хотелось проверить, как работает чудо-транспортное средство (на фото).
Переезд через Лену стоит 1000 рублей с человека (в мае будет, говорят, 2000).
Я не стал торговаться, отдал 2000 руб, и в этот же день эти деньги чудесным образом вернулись к нам,
неожиданным для меня способом (мне их всунули в карман в мечети в Алдане).
Переправа длится 25 минут. Езды там 15 километров, потому что река пересекается по диагонали (2/3 пути мы едем вдоль реки по льду). Лодка вмещает 10 человек. Изготовляют лодки "Хивус" в Нижнем Новгороде. Стоимость одной лодки 4 миллиона рублей, отбивать эти деньги нужно быстро, пока сезон не прошёл, этим и обусловлена высокая цена услуги.
Итак, смотрим вид лодок и переправы:
Перебравшись через реку, мы увидели таксующие УАЗики, мечтающие увезти нас в Алдан за 3000-2500 рублей с носа. Мы на это не повелись и уехали автостопом, и нам повезло поймать очень быстрый, обледеневший и проходной до Нерюнгри джип с бизнесменом, с которым мы доехали до Алдана. Но об этом в другом посте.