Приятно оказаться в Северобайкальске через 22 года после того, как я тут появился в первый раз -- по пути из Магадана вместе с Андреем Винокуровым (1996 год). Город не сильно изменился, даже торговля осталась в архаическом стиле 1990-х : на привокзальной площади машины, с которых продают какую-то рыбу, значки и сувениры, к востоку от вокзала -- контейнеры и ларьки, продающие пластмассовый китайский ширпотреб. Постройки в городе -- пятиэтажные, тоже за 22 года не изменившиеся. Поезда по БАМу (восточней СБК, между Северобайкальском и Тындой) ходят так же редко, как и в 1996 : например, сегодня был поезд Москва--Нерюнгри, на нём мы и приехали; через двое суток опять будет поезд Москва--Нерюнгри, и уедем мы на нём; а вот двое суток на восток ничего пассажирского не будет.
Сегодня у меня прошло две лекции тут в Северобайкальске: сперва в городской библиотеке (обзорная лекция), затем встреча в антикафе (тема: Тёплая Зимовка). Лекции были небольшие -- на них было человек по двадцать, включая нас с Катериной (ну, если считать, что к путешествиям склонен примерно один из тысячи россиян, то вполне соответственно численности северобайкальцев). На первой из лекций неожиданно появился чешский путешественник-мотоциклист из Праги --
http://motoska.com/. Ему 44 года. Он мотоциклист, почти круглогодично путешествует по планете, то мото, то лыжник, то гидом работает в Греции, то в Японии где-то, хорошо изучил русский язык (у него годовая бизнес-мульти-виза России, полученная им за $250). Вечером мы сперва его потеряли, но потом нашли и привели его на ночлег к Евгению, который приютил в Северобайкальске -- и нас, и чешского гостя. Оный постоянно в пути уже несколько лет, зарабатывает гидством иногда. А завтра он уедет, а мы с Катериной будем подробней изучать СБК, который, вообще, небольшой городок.
А в 1996 году мы проезжали Северобайкальск в пролетарском, безденежном режиме. Процитирую немногие страницы из своей книги "Вперёд, к Магадану" (1996), из главы, посвящённой возвращению из Магадана по БАМу в сторону Москвы. В сокращении.
""" Побродили по колено в прохладной воде Байкала (купаться почему-то н е хотелось). Настроение было великолепное, на грани восторга. Ещё бы! От Северобайкальска до Москвы осталось всего 5500 километров! Позади три четверт инашего 21500-километрового пути.
Когда мы вернулись в комнату с надписью "ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН",- там уже была н овая смена. "Это вы студенты, которые в Москву из Магадана едут?" - "Мы," - отвечали мы, озадаченныенашей известностью. - "Мы тут вам насобирали материальнуюпомощь, возьмите," - и протянули тысяч двенадцать (в ценах 1996 года = $3). Впрочем, попить чай вторично не удалось: то ли чайник сломался, то ли его кто-то унёс, а мы так упорно искали чайник, что новый дежурный по станцииудивился: "А я тут что, дежурный по чаю, что ли?" - Вобщем, решили зайти через час-два и отправились пока в вокзальную столовую, которая только что открылась.
Помыли в туалете картошку (которую нам подарили ещё в Тынде) и отнесли в столовую с просьбой сварить. Нам сварили, мы съели и быстро помыли ещё картошки, - нам сварили ещё. Мы очень колоритно выглядели в этой северобайкальской столовой, заняв целый стол своим барахлом: хлебом, луком, чесноком, открытками, которые мы писали на родину всем друзьям. Потом пили чай.
Пока пили чай, какой-то одиночный электровоз быстро проехал на запад, в сторону станции Лена. Мы не придали этому трагического значения.
"Ну вот, ребята, пропили паровоз," - сказали нам в комнате дежурного по станции, когда мы вновь появились там, - "следующий не знаем когда." Трудно предугадать появление локомотива, идущего "резервом", без вагонов. Узнать о том, что пойдст "резерв", можно только за 10-15 минут. Мы же охотились за локомотивами неаккуратно и вот - один проворонили.
Поворчав друг на друга за случившийся огрех, мы пошли к расписанию и узнали, что вскоре будет поезд Тында- Москва.
Небольшое отступление о том, как вообще чего-либо просить. Основная заповедь - не наглеть и не просить ехать слишком далеко. Лена - 328 км, в самый раз. Можно проситься и до Кунермы - вдвое ближе, но этот вариант - запасной. От Северобайкальска до Кунермы существует подстраховка - пригородный поезд раз в два дня, а вот от Кунермы до Лены пригородных сообщений нет; поэтому оседать в такой дыре, какой является Кунерма, не хотелось. Так же, когда просишь, к примеру, переночевать, просишься сперва на одну ночь, а потом можно разобраться с этим вопросом дополнительно.
- Здравствуйте! Кто начальник поезда?
- Это я. Что вам нужно?
- Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Лены. Мы путешественники, из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных едем. Уже с 4 сентября, как на Большую землю приплыли, от Советской Гавани добираемся. Пустите проехать хотя бы до Лены.
- Ну, мужики, я не могу, - отвечает начальник поезда, усатый мужик лет сорока узбекской внешности. - Здесь сядут ревизоры,
вам-то что, а проводника уволят, и мне большие неприятности будут.
Мы пошли к машинисту. Даже наука побеждает не сразу.
- Здравствуйте! Пустите, пожалуйста, до Лены. Мы путешественники, из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных от Советской Гавани добираемся. Пустите проехать сколько-нибудь.
- А, путешественники! Это тебя в телевизоре показывали? Ну, садись.
И мы сели, по приглашению машиниста, в переднюю кабину электровоза и поехали в Лену.
* * *
Дорога до Лены была весьма интересной: во-первых, тем, что мне удалось фотографировать из передней кабины электровоза, а во-вторых тем, что машинист был очень разговорчив, помощник тоже.
...
Доехали до Кунермы; на остановке перебрались в заднюю кабину. Машинист предупредил:
- Если будут заходить, спрашивать, - говорите, что вы работаете в Лене, в депо, сантехники, а сейчас были в командировке, работали в Кунерме в отдыхаловке, а сейчас домой едете.
Мы согласились и записали легенду на бумажку, чтобы не забыть. Так она и сохранилась. Но никто нас не спросил.
...
"""
Всю книгу Антона Кротова "Вперёд, к Магадану" (1996)
скачать бесплатно за 0 руб можно здесь, на сайте АВП.
Эту же книгу
можно скачать платно за 120 руб в аккуратном отредактированном в 2016 варианте Epub, Pdf, Mobi.
Спасибо всем жителям Северобайкальска, которые принимали участие в нашей жизни -- одни сейчас, а другие 22 года назад.