Казалось бы, Север -- не есть место, где просто можно реализовать заветы религии. Ни еврейская религия, ни буддизм, ни христианство, ни ислам, изначально не были присущи жителям полярных стран. Да и было тут людей всего ничего. И, конечно, реализация религиозных рекомендаций встречается на Севере с трудностями, связанными, особенно, с непривычным ходом солнца : зимой не светает, летом не темнеет (если взять совсем середину лета и экстремальный Север). Однако, интересно наблюдать, что мечети есть и в Ханты-Мансийском, и в Ямало-Ненецком округе, в каждом большом городе. Вот посмотрите.
Это мечеть в Новом Уренгое! Посмотрите, какая красавица. Одна из самых северных мечетей не только в России -- во всём мире! Постоянно посещают её люди, а в пятничный день -- не протолкнуться, везде, даже на верхнем этаже, везде люди. На пятничную проповедь ходят только мужчины -- дамам там, вообще говоря, негде поместиться. Мечеть хорошая, и проповедь тоже.
Отдельные трудности должно вызывать летом молитвенное расписание, и особенно график приёма пищи в святой месяц Рамадан -- он движется и сейчас приходится на самые светлые дни, с середины мая по середину июня. Но тут имамы и улемы Севера приняли мудрое решение -- соблюдать пост по тюменскому графику. По тому же графику и молитвы проходят летом, когда темноты не бывает.
Официальное молитвенное расписание (с Интернета) за июнь начинает глючить: рассвет перекрывается с закатом, 1:30 как бы наступление темноты должно быть, но в 0:02 уже восход, а в середине июня вообще нет восхода. Поэтому пользуются тюменским временем. Подобно им действуют жители-мусульмане Норильска : летом применяют время ближайшего нормального города, Лесосибирска.
Есть и другое мнение учёных, что нужно тогда (в случае невозможности молиться и поститься по местному времени) использовать время Мекки, но фактически в наших северах это второе мнение не применяют, вроде как.
Мечеть в Надыме -- тоже одна из самых северных в мире. Посещается людьми весьма активно. Тоже рядом с Полярным Кругом.
Посёлок Пангоды с 10 тысячами жителей -- и тут своя мечеть, также посещаемая.
Мечеть в Салехарде -- ещё более северная, и также пользуется большим спросом. Есть и в Лабытнангах.
Что уж тогда говорить про Сургут, самый крупный город ХМАО+ЯНАО :
Даже в обычный непятничный день, на самую малопосещаемую молитву "аср" собралось человек сто, четыре ряда, больше ста человек. А вот сегодня я пошёл на пятничную молитву -- и не смог поместиться. Холодоустойчивые мусульмане вытоптали почти все сугробы вокруг мечети, и намаз на снегу совершали сотни человек (ещё сотни были внутри мечети). Я тоже чувствовал, что будет многолюдно, и взял коврик, но тонкий. Многие были с толстыми ковриками и с пенками -- специальными или случайно где-то приобретёнными на строительном рынке. Хорошо, что имам сильно проповедь не затягивал, а то людям снаружи было бы, конечно, непросто.
У многих северных мечетей есть один общий, на мой взгляд, недостаток: нет женского отсека. Может быть, строили в предположении, что большинство посетителей приезжие, труженики, они-то и составляют большую часть посетителей мечети? но всё же и женский отсек должен быть, мне кажется. В уренгойской мечети дамы могли бы занимать второй этаж, но в пятницу столько мужиков приходят, что они по всем этажам группируются, а дамы, каковые имеются -- молятся дома. А в Салехарде вообще никакого другого отсека нет, даже в теории мечеть только мужская. Но что-то, думаю, нужно местным жителям и в Салехарде подумать о расширении и выделении отсека для женщин.
Посетители на вид -- самых разных народностей. Нет только африканцев: негры не приезжпают в ХМАО-ЯНАО, им тут холодно. А вот в московских мечетях чернокожие жители и гости столицы встречаются нередко.
Вот такие интересные мусульманские дела. Кстати, довольно много мусульманских магазинчиков, столовых, мясо-халяль продают и прочее, хотя я не мясопоклонник, но просто сообщаю для информации. И в хадж тоже немало людей отюсда ездит. Вот такие дела.