Иногда на лекциях, а чаще в личной переписке, спрашивают меня -- можно ли быть профессиональным автостопщиком, считаю ли я себя профессиональным автостопщиком, и хорошо ли быть им, проф.автостопщиком, не западло ли это. На что я обычно отвечаю, что для того, чтобы быть профессиональным автостопщиком, нужно сделать это своей профессией, то есть стопить машины и получать за это деньги. В таком случае, проф.автостопщиками являются сотрудники ДПС. Но оказалось, что есть и другие люди, более удачно подходящие под этот неподходящий, казалось бы, термин.
Профессиональные автостопщики водятся в изобилии на Кубе. В этой стране социализма попутчиков больше, чем машин, во много раз. На всех перекрёстках и выездах с городов и сёл торчат люди, часами старающиеся уехать на редком транспорте. Чтобы упорядочить их езду, сделаны пункты -- называются они пунто амариллос, и специальный мужик, диспетчер автостопа, амарилло его называют или как-то похоже.
Этот амарилло, одет в специальный жёлто-коричневый комбинезон (как в ПЛАС, но более потёртый и менее яркий, и без номера), имеет иногда при себе свисток, какую-то книжку где всё отмечает, и иногда ещё имеет, говорят, талоны на автостоп (я таких талонов не замечал). Вокруг мужика тусуются люди, называющие ему свой пункт, кто куда едет. Мужик берёт 1 песо (в Санта-Спиритусе висел даже прайс: 0,60 песо = 1,4 рубля за всовывание в попутную машину в пределах провинции, и аж 3 песо за попутку-машину в другую провинцию). И стопит проезжающие по трассе редкие машины. В теории все, на практике только государственные машины он стопит. Машины , по идее, должны все ему остановиться и взять сколько могут людей по списку (по очереди поступления). Реально, конечно, на Кубе всё несколько хуже, чем в теории: амарилло стопит не все машины, а какие успеет, стопятся тоже не все; некоторые не останавливаются; люди, которые должны набегать в машину в порядке очереди, рвутся к ней, как стадо верблюдов к водопою и облепляют транспортное средство и мужика, который пытается урегулировать это сообщество. Исправно получая монетку от попутчиков, он не присваивает её явно, а суёт в какую-то опечатанную копилку, а сам получает зарплату (не знаю, сколько уж % от монет попадает всё же ему в карман).
Он и есть профессиональный автостопщик -- стопит попутные машины, наполняет их попутчиками и получает за это зарплату!
Вчера (то есть 23 января), после довольно влажной ночёвки в палатке в каком-то загородном месте (Катерина просила не рассказывать, где мы ночевали, но это было вблизи городка Parea), -- мы отправились с 7 утра автостопом на всех попутных грузовиках, сперва не пользуясь услугами этих мужичков, да мужичков и не было поначалу. Оказывается, они работают в определённое время, да ещё и с перерывом на обед. Поехали так, автостоп в принципе работал, мы ехали в кузовах грузовиков вместе с колхозниками, вместе со школьниками и другими социалистическими людьми (за проезд никто не платил, ну и мы тоже). Но потом, пока ехали, оказалось, что в "наши" грузовики иногда подсаживают людей эти вот амариллы. Позднее, погуляв по городу Санта Спиритус (Святой Дух), мы вышли на трассу в сторону городка Тринидад -- и увидели целый пункт Пунто Амариллос, где под специальным навесом и вокруг него тусовка в человек пятьдесят, шестьдесят старались уехать, и тут подходили новые и новые люди. Под навесом продавалась газировка (1 песо за стакан) и висели даже государственные тарифы на перевозку людей (низкие).
Мы направлялись в не очень удобное место, куда машины в основном не ехали. Они не хотели двигаться в Тринидад и даже в село Банао, на кое я был готов уже (и этот пункт и сообщил амарилле). Целыми десятками уезжали люди в кузовах туда, куда мне и Катерине не было нужно. А пока всё это происходило, я сфотографировал на телефон жизнь и автостоп этот, так что вся деятельность профессионального автостопщика у нас теперь перед глазами, вам тоже достанется она. (Внимание! Без амариллы уехать было бы проще нам, как иностранцам! Едьте на всём, каждый сам себе амарилла, а использование автостопной диспетчерской было чисто научным, экспериментальным!)
Часа два не удавалось уезжать, а мы для интереса прицепились к этому пункту, чтобы всё увидеть, как работает профессиональный автостопщик. Например, едет грузовик, он стопит его. Водитель: "Не могу взять: у меня в кузове дерьмо!" Амарилла заглядывает в кузов, и впрямь, весь кузов какого-то дерьма, ладно, проезжай так, без попутчиков. Или останавливается какой-нибудь ЗИЛ, едет в La Sierpe -- "Сьерпе!" кричит амарилла, и тут в грузовик начинают бежать многие люди (некоторые бегут ещё до того, как диспетчер выкрикнул пункт назначения, так, на всякий случай), суют амарилле по рублю (или похожей на песо монетке). Тот помогает им залезть, а если там легковушка -- трамбует пассажиров, закрывает дверь, потом важно возвращается к своему стулу -- там привязана опечатанная железная урна для денег -- бросает в неё монетки, они звенят (не знаю, оставляет себе амарилла из этого что-то, или нет). Иногда проезжают автобусы -- кондиционированные едут полные и не останавливаются, местные грузовикоавтобусы иногда берут людей в какой-то пункт, иногда показывают, что уже насовсем полные и впихнуть ещё одного человечка невозможно. А может водители и просто боятся толпы из 50-60 человек, которые хотят уехать на чём-либо!
И тут подошёл ещё один попутчик, пожилой кубинец в очках, который представился нам как Оскар, было ему 62 года, и говорил он с нами по-русски. Учился он в высшем военном училище в Одессе в 1970-каких-то годах, был в Москве, Ленинграде и хорошо вспоминал те пять лет, что провёл в СССР. Ехал же он в свою деревню ..., и делал так каждый день. И вот почему: он сейчас уволился из вооружённых сил и поступил на высокооплачиваемую работу в компанию Esteca, это компания связи (монополист), получает там аж 3000 песо (120 долларов в месяц), при средней зарплате в стране около 1000 песо (40 долларов в месяц). И каждый день вот так едет на попутках в город и обратно. Впрочем, не очень эффективная эта езда! Мы с ним простояли ещё полтора часа -- нам было в одну сторону, но никак не удавалось уехать. Было два транспорта, готовых отвезти нас даже прямо в Тринидад -- один просил 40 долларов (не песо, а конвертированных песо, то есть 40 кук, $40!), другой тоже что-то просил подобное. Я думал, что если далеко не уедем, то напросимся к мужику в гости на чай, помывку или даже ночёвку, хоть это тут и запрещено, но может быть иногда.
На другие вопросы Оскар отвечал мне: сейчас транспорта гораздо больше, чем 20-30 лет назад, когда-то его было совсем мало, а амариллы хорошо выполняли свою работу, и машины стопились лучше, чем сейчас. Пенсия на Кубе в 65 лет начинается, и по своей трудовой деятельности он рассчитывает получить 1000 песо пенсии, если доживёт. А причина недожития такова: по его словам, он болеет раком 3-й степени, и врачи прогнозируют ему немного лет жизни. Впрочем, несмотря на свой рак, он бегал за машинами шустро, чуть не шустрей, чем официальный диспетчер по автостопу. Но все машины были то не туда, то совсем забиты. Впрочем, таких случаев, чтобы вообще не уехать домой вечером, таких у него никогда не было: рано или поздно нужный транспорт появится! Так прошло ещё более часа, солнце припекало, но уже снижалось над горизонтом.
Достигнув времени 17:00, я увидел вот что. Амарилло, собрав свои пожитки, ровно в 17:00 покинул свой стул и уехал сам -- автостопом, конечно, на каком-то УАЗике, вместе с рюкзачком и тетрадкой, в которую что-то записывал. Мы, десятки (более 50) автостопщиков, остались наедине с судьбою (ведь пока одни уезжали, другие приезжали, и общее число людей не снижалось). Проехало пара штук транспорта на Тринидад, забитых донельзя -- не взяли. Тут мужичок Оскар от нас сбежал -- ускользнул, ввинтившись в какую-то легковушку, среди толпы озверелых автостопщиков, оставленных наедине без вождя. Ну всё, мы уже пофоткали, с русскоговорящим пообщались, пора уезжать и самим -- застопили какой-то трактор, потом ещё на чём-то отъехали чуток, а на закате солнца отловили автобус на Тринидад -- 3 песо (7 руб 40 копеек) за 75 километров, и даже под конец там возникли сидячие места. Вот такая неразбериха с транспортом на Кубе, и мы всё же оказались в Тринидаде, хотя несколько и позже, чем предполагали изначально.
Неорганизованный автостоп
Автостопщик профессионал (слева банка для денег, которые платят ему за автостоп)
Распорядок работы пункта автостопа
Пункт автостопа, город Святой Дух
Идёт
Договаривается
Сажает
Сажает
Проверяет, можно ли еще сунуть человека или все полно
Проверяет, точно ли в кузове дерьмо и везти людей нельзя
Наш попутчик случайный, русскоговоряший Оскар
Тринидад -- интересный город. Но как всегда много предлагал и зазывал, как во всех тур.городах. Видят иностранца и думают, что он деньгами наполнен. Так оно, вообще, и есть. Но не раздать же всем деньги за их услуги, в 10-50 раз более дорогие, чем то ж для местных.
Так что, друзья: профессиональным автостопщиком быть можно, и такая профессия действительно имеется, по крайней мере на Кубе. Насколько это интересная и престижная должность, сами уже решайте по моему описанию и фотографической подборке, если её удастся загрузить в Интернет с этой чудесной, но не очень удобной Кубы. Оцените тяжёлый труд пролетария -- диспетчера по автостопу, заодно и состояние местного автопарка вам тоже интересно будет, что ездит по трассам (пополните запасы гордости за Отчизну нашу -- СССР, ибо советских чудес на трассе -- большинство, легковушки 1950-х годов больше в Гаване и других мегаполисах скопились). Оцените и труд автостопщика обычного, который на Кубе порой часами стоит в надежде уехать в свою деревню или обратно в город. Всё это непросто! Так что насладитесь там, вдалеке от нас. А устно я ещё подробней расскажу в Москве, Питере, Ярославле, Сургуте, Томске, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке...
А вот пользоваться пунктом организованного автостопа не всегда следует: если там уже торчит почти пятьдесят человек, то может отъехать пару км на каком-то тракторе и стоять себе в одиночестве... Нет, на Кубе в одиночестве автостоп редок: даже на глухом повороте стоит какой-то другой автостопщик!
P.S. Фото среднего качества, телефонные. Буду в России и в Москве, приму в подарок фотоаппарат какой-нибудь снимающий, потому что предыдущие все уже испортились.