Итоги Мургабского проекта - 2017

Aug 26, 2017 12:30

Пожить в самом высокогорном райцентре бывшего СССР - посёлке Мургаб (Памир, Таджикистан) - мечтают многие люди. Но конкретные планы, как это сделать, есть не у всех из них. Идея пожить там и исследовать окрестности Мургаба впервые была высказана во время нашей жизни в Душанбинском Доме АВП в 2010 году, объявлялась мной заранее с 2011 года и окончательно была оформлена и датирована за два с половиной года до нашего отправления, в 2015 году. Все люди имели достаточно времени, изучая проекты АВП, узнать и о Бишкекском проекте, и о Мургабском подпроекте.

Мургаб находится на 3600+ метрах выше уровня моря, там самый сложный климат, ветрено и холодно, и только в августе там возможна какая-то относительно приятная жизнь: температура днём может составлять +8…+18, ночью 0…+5. Именно в первой половине августа там теплее всего, не нужно отапливать дом углем, терескеном или кизяком, а некоторые жилища пустеют, потому что пастухи угоняют скот на ещё более высокогорные пастбища. Август - лучшая пора для снятия жилищ и для путешествий по окрестностям Мургаба.


В этом году (2017), помимо всех климатических и транспортных трудностей (в Мургаб нет рейсового транспорта, самолётов, автобусов или маршруток по расписанию), добавилась ещё одна - в городке отключили электричество полностью, в связи с ремонтом полудохлой советской ГЭС. Электростанция, построенная в 1960-х, уже много лет была слаба, давала ток 150…200 вольт, мигающие лампочки полудохлые, вред для электроприборов, нехватка электроэнергии, привела к тому, что ГЭС вовсе разобрали, обещали починить в этом году, но скорее всего и в 2017, и в 2018 году мургабцы будут жить без света и шайтан-сундука (телевизора), исключение лишь у тех, кто имеет солнечные батареи. Мы получили отличную возможность частично испытать городскую жизнь конца XIX века: ходить за водой на колонку, жечь терескен (корешки местных кустарников), сидеть при свечах, Аня даже пыталась готовить кофе на кизяках, что-то получилось у неё.

Мургабский Дом должен был снять специальный засланный гонец, им вызвался быть Андрей Чекрыгин, он поехал автостопом заранее. Ему это благополучно удалось. Дом был снят им на 19 дней (больше просто не требовалось), а оплачено было им 500 сомони (1 сомони = 7 рублей). Подробно о снятии Дома и жизни в Мургабе Андрей написал в своей группе вКонтакте: https://vk.com/vpered_tov, почитайте, там про нашу Мургабскую и вообще жизнь.

В Мургабском Доме за это время успело пожить довольно много граждан: мы (10 российских путешественников и Лёлик-белорус), один поляк (Пётр Хухро), один англичанин (Иан-спелеолог, подобранный нами по дороге), один водитель фуры, ехавшей из Турции в Хорог и сломавшейся, и даже два индонезийца. Возникли индонезийцы так: я написал в Фасебуке в один из дней, что сейчас живу в Мургабе, снимая дом по такому-то адресу, и в этот же вечер пожаловали два туриста из Индонезии, которые были на моей лекции в Джакарте, а сейчас путешествуют по Памиру. Кроме этого, после моего уже отъезда, в Доме успели пожить ещё трое иностранцев, не помню из какой страны, их нашёл Лёлик уже тогда, когда я покину Мургаб. Всего наш Мургабский Дом стал приютом для 19-ти человек, а одновременное количество ночующих достигало максимум 14-ти человек. Одновременно действовал Дом Хороших Людей в Бишкеке, он и сейчас действует, я тут до 21 сентября.


Спасибо памирскому жителю по имени Сурадж, который сдал нам очень хороший, комфортабельный дом, даже с неплохим туалетом (по мургабским меркам), кто не был в Мургабе, тот наверное не поймёт нашей радости.

Как показали последующие изучения, стоимость Дома не является важным вопросом: местные снимают дома дешевле, даже за 200 и 250 сомони в месяц. Но для хорошего Дома и 500 сомони не жалко. Тем более что Сурадж был хорошим хозяином и никак не мешал нашему тусованию и размножению, а Дом был хорошим, даже с маленькой солнечной батарейкой на крыше, отчего можно было заряжать некоторые мобильники. Освещение вечером у нас было, обычно, свечное.

.



.



.



Снятие и действие двух домов одновременно - хорошая идея (основной Дом в Бишкеке и выносной Дом-2 в Мургабе). Эта технология будет применена и в некоторых будущих проектах, о чём заявлено будет в своё время.

Мургабский проект был интересен тем, что деньги на Мургаб собирались с участников заранее. Было аккумулировано 24,500 российских рублей. Семь участников (Лёлик, три Антона, Катафота, Кира и Аня) сдали по 3,000 руб, Чекрыгин (как герой-засланец) 2000 руб, Руфа -- 1500 руб (как не участвующая в походе, а только в избо-жизни). Из них было получено в Бишкеке 24,500*1,143 = ровно 28,000 киргизских сом.

(Ещё один участник экспедиции, т.Дмитрий, отказался от участия в оной, и его взнос, уже отправленный мне, по согласованию с ним, был переведён на счёт проекта "Дом хороших людей в Бишкеке").

Сомы распределились следующим образом - сообщаю для участников экспедиции, куда делись их деньги.

Андрею Чекрыгину было выдано 10,000 сом на все расходы, связанные с Мургабом. Из них он получил в Оше в обменнике 1200 сомони (по 7,75 сом за сомони) = на 9300 сом, и сдача вышла 700 сом киргизских.
Я отложил на дела Мургаба 1800 сомони (по 7,75 - 13,950 сом киргизских, осталось 4050 сом).

Таким образом, всего получилось 3000 тадж.сомони и 4750 киргизских сом.

Киргизские сомы (4750) были растрачены вот куда.

2000 сом ушло на квартиру в Оше, которую мы на двое суток сняли у тётеньки Меергуль по пути в Мургаб.
718 сом ушло на подготовительные работы в Бишкеке (распечатка карт, ксерокопия, клей, файлы, предметы, не пригодившаяся верёвка);
230 сом ушло на дела экспедиции в Оше, спички-свечки-...
600 сом: Так как 8 участников поездки ещё скидывались на маршрутку до Мургаба по 1600-1800 сом, а она обошлась в 1850 сом с человека, то эта небольшая разница 7*50+250=тоже пошла в общие расходы экспедиции.
550 сом: арбузы (10 шт) и лепёшки, которые мы загрузили в Оше.

Итого: 4098 киргизских сом. Ещё что-то небольшое ушло у Чекрыгина по дороге в Мургаб.

Таджикские сомони (3000) уходили, согласно отрывочным записям, вот куда.

500 сомони ушло на аренду Дома в Мургабе,
155 сомони на всякие вещи в Мургабе, от сахара до туалетной бумаги,
700 сомони - УАЗик для заброски в Чештебе/Джарты-Гумбез,
133,50 - припасы в Мургабе для похода, и еда в Джарты-Гумбезе,
100 - на уезд А.Кротова, охваченного горной болезнью,
732 - пропуск на Зоркуль (деньги собрали с участников по дороге), возвращение прочих членов с Башгумбеза - УАЗик (300), еду в пути у обитателей юрт, затем пир и баня членов экспедиции после возвращения,
68 - осталось у Андрея Чекрыгина -- на эти деньги был снят УАЗик в Чечекты, для похода на 5000+гору.

Ещё, все желающие могли позвонить в РФ или Беларусь с моего телефона, обрадовать родственников тем, что все живы. Некоторым удавалось дозвониться (на 57 сомони).

Итого -- 2445,50.

Мургабский проект включал в себя поход в горы Памира, о чём я уже писал в своём блоге, а также сообщала Катафота. В походе участвовало 8 человек, но один отвалился на второй день похода и вернулся в Мургаб. Потом постепенно и прочие достигли планового финиша и вернулись в Мургаб. После возврашения с основного похода, некоторые участники поехали ещё в один поход, но небольшой, на гору-пятитысячник в районе деревни Чечекты, и благополуно поднялись на него, но не на тот пятитысячник, а на другой. Расходы, связанные с этим пятитысячником, а именнона  УАЗик до Чечекты, и были выданы и потрачены А.Чекрыгиным (68 сомони).

Транзитные гости (Индонезийцы, поляк, Кулешовы) дополнительных пожертвований не оставляли, и такой опции в Мургабском Доме не было, монетоприёмника не было предусмотрено.

Расходы на дорогу в Мургаб и из Мургаба не входят в смету экспедиции, они были у всех индивидуальные.

На все вопросы с удовольствием отвечу участникам экспедиции.

...Всего, как удаётся подсчитать, остаточных средств должно было остаться (если ничего не забыли) 554,5 сомони и около 600 киргизских сом, около 4300 росссийских рублей (17%). Все эти средства, после более точного пересчёта, будут вложены в проект «Дом хороших людей / Поживём вместе: Бишкек».

Из проблем в Мургабе была только одна существенная проблема: менты. Милиционер по имени Ильхом хотел денег, регистрации, которая дорогая, и цеплялся к нам трижды. А другой мент прицепился к нам на базаре и препятствовал торговле книгами, пришлось её свернуть, так ни одной книги не продали в Мургабе. Несмотря на то, что подарили Ильхому арбуз и книги, всё равно ещё была злобная тётка из милиции, которая требовала регистрацию. Мургаб небольшой, скрыться от ментов трудно. Наконец была встреча с главным начальником, который конечно разрешил существовать экспедиции АВП -- об этом подробней описал https://vk.com/vpered_tov Адрей Чекрыгин в своём мини-блоге.

На выезде никто не спросил регистрацию ни у кого.
Большинство людей уехали с Мургаба автостопом. Некоторые -- например поляк и мы с Катафотой -- на платном транспорте.

Спасибо всем участникам похода и вообще Мургабского проекта!
Спасибо жителям Памира, которые хорошо относились к нам, звали в гости в Мургабе и других местах, общались, делились информацией и лепёшками!

Желаем им восстановления хозяйства или хотя бы электричества, а также мира на таджикской земле.

Что касается следующих проектов на Памире и в Средней Азии, то я о датах сообщу отдельно. Пока следует предварительнейше намекнуть, что я слежу за событиями в Узбекистане - там что-то постепенно либерализируется, и есть надежда, что и в Ташкенте можно будет пожить лет через пять, если будет проще с регистрацией и пр. А после него поехать на Памир. Ну и независимо от регистрации и жизни в Ташкенте, -- есть очень хорошая идея пожить в Хороге, столице Горного Памира, через пять лет. Хорог - приличный город, с электричеством, и даже каким-то строительством новых домов, находится на высоте 2200 метров над уровнем моря, он сочней, чем Мургаб, и представляет широкие возможности для путешествий по окрестностям. Предварительные сроки - август 2022. Точные даты будут зависеть от политической ситуации в Узбекистане и Таджикистане, там всё не очень предсказуемо. Будем послеживать за информацией оттуда, ну и точный анонс я вывешу в своё время.

ДХЛ, итоги, Хорог, Таджикистан, поживём вместе, домосъём, Мургаб, Памир, деньги

Previous post Next post
Up