Немного о Фесе и наших днях в нём

Jan 18, 2017 20:16

Есть такой старинный и известный город в Марокко, это Фес. Если, например, Марракеш - центр туристический и озападненный, то Фес - более традиционный, более религиозный, хотя конечно тоже туристами снабжённый. В Фесе есть очень запутанная и старинная медина (старый центр города) с улицами-лабиринтами, по сравнению с которой марракешская медина покажется простой и широкоуличной. Фес северней Марракеша, там холодней, да ещё и какой-то циклон с Европы придул, разогревшись по дороге, но всё равно прохладноват.

Город Фес связан с деятельностью суфийского шейха Ахмада ат-Тиджани (1735-1815). Он родился на территории современного Алжира и происходил из берберского племени тиджана. В 1781 году он начал свою проповедь, сообщив, что получил наставление от самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Традиция считает, что в течение жизни он неоднократно общался в видениях с Пророком и получал от него ценные указания. В 1789 году он со своими последователями перебрался в Фес, где построил обитель (завию) и жил там до самой своей кончины в 80-летнем возрасте. О его жизни, учении и последователях (тиджания) можно прочитать в Интернете. Интересно, что в XIX веке тиджанистам удалось создать своё собственное государство в бассейне рек Сенегал и Нигер. И по сей день многие жители Западной Африки являются последователями этого шейха и ездят в паломничество в «Завия Тиджания», где он жил, учил, молился и похоронен.

В Марокко вообще много суфиев разных. О учениях всяческих суфийских можно много рассуждать, но я этим сейчас заниматься не буду, ибо продолжу описание города Феса. Центр города - старинная медина с хитрыми улочками, вокруг же современный город с автобусами, таксистами и строениями до пяти этажей, как в Марракеше. В одном из зданий, при библиотеке, имеется русский клуб, где раз в неделю собираются русскоязычные, в основном женщины. В Марокко, как и во всех странах Африки, есть немало русских женщин, в Фесе община их - под сто человек. Откуда они возникают? У нас в СССР и потом в России училось немало марокканцев, на медицинских и иных факультетах. Возвращаясь обратно в Марокко, они часто увозили с собой русскую жену. Таковых в Марокко имеется несколько тысяч, а по всей Африке - десятки тысяч. Они растят детей, наполовину марокканцев, которые часто говорят по-арабски, пишут по-французски, а думают по-русски. Мы планировали выступить в этом Русском клубе и подарить туда в библиотеку свои книги (мои и книги Марии Романушко).

Город Фес настолько интересен, что имеет смысл там вообще пожить, а будущим людям подумать об организации Дома Для Всех (или Не Для Всех) в Фесу. Мы же в этот раз жили там ненаучным образом, в гостинице в старом городе, которая представляла собой двор (рияд) с номерами на нескольких этажах. Так как мы были с мамой, манёвренность у нас была уменьшена. В общем, поселились в гостинице, найти её просто адский квест, такой лабиринт улиц, похожих на норы муравейника, встречается крайне редко. Улицы шириной 1 метр, а сверху они на многих участках перекрыты старыми домами, которые свешиваются над улицами, держась на каких-то старых деревянных подпорках. Найти эту гостиницу совсем было непросто, хорошо, помог местный житель. В общем, пока идёшь, как в старом сундуке, внутри как дворец средней руки, потолки высоченные, но холодно везде - спасаться в спальниках и под тремя одеялами. Riad Kasr Nada, если интересно название.

На каждом шагу в Старом городе имеются мечети. Особенность многих из них та, что у них смещена кибла (направление молитвы). Связано с тем, что во время строительства - оно велось в старые времена - направление на Мекку не было точно известно, география развивалась не сразу, и у строителей не было ни GPS’a, ни глобуса. Теперь же, когда направление на Мекку можно точно узнать, оказалось, что граждане молились не совсем в нужном направлении. Чтобы мечети не перестраивать, стоят там на молитве не прямо, а почти что вполоборота: отклонение от изначальной киблы (направления молитвы) порядка 25-30°.

Была проведена лекция, ну скорее встреча с местным русскоязычным населением в Русском клубе, о чём я уже упоминал. Мы рассказали о себе, о путешествиях и прочее, чего вам передавать не буду, -- ну а русские рассказали нам тоже некоторые интересные сведения. Доведу и до вас, что нам рассказали женщины. 1) Сейчас, уже года три как, применяется - нам сказали - закон, что для того, чтобы стать гражданином Марокко, русская и иная иностранная жена должна прожить тут несколько лет, родить двоих детей и принять ислам (или иметь справку о принятии ислама). Без этого можно иметь вид на жительство, но не гражданство. 2) В Марокко есть бесплатная гос.медицина, а есть платная, но в гос.медицине всех редких операций и процедур приходится долго ждать. Тут, однако, чтобы ускорить процесс в гос.медицине, всё решают не взятки, а связи. У кого много знакомых, тот в жизни более удачлив и может и подлечиться быстрее. 3) У людей, живущих в Марокко, есть своя прописка, она указана на обороте внутреннего «паспорта» (карточки - удостоверения личности). 4) Очень дорогое отопление, если квартиру отапливать газом, или электричеством, то выходит и 1200, и 2000 дирхам в месяц (120-200 долларов в месяц) на зимнее отопление, или даже больше, в зависимости от размера квартиры. Центрального отопления нет. Местные простые люди не отапливаются, а спят под тремя одеялами и видят свои ноги только весной. 5) Найти друзей среди марокканцев непросто для русского человека. Настоящий друг среди марокканцев - редкость, поэтому многие русские / советские общаются больше сами друг с другом. 6) Русской школы в Фесу нет, дети ходят обычно в какие-то офранцуженные частные школы, где учатся на французском.

Чуть боле двух суток мы провели в Фесе, но этого конечно недостаточно - надо там ещё раз оказаться. Я посетил мечети, вкоючая известную Завия Тиджания и ещё пару исторических. Но их тут множество, за год не побываешь во всех. «Коучсёрферы» откликнулись уже тогда, когда мы уже заселились в гостиницу, поэтому с местным арабоязычным населением я здесь подробно не пересёкся. А сегодня, в день отъезда из Феса, пошёл настоящий дождь - первый за прошедшие три недели. Дождь, конечно, скоро закончился. Тут закончилось и наше пребывание в Фесе - мы сели на поезд и поехали в Рабат. Мама осталась довольна городом, постоянно всё фотографировала.

Интересно, что тут в Марокко у нас произошли разные проблемы с техникой. Катеринский фотоаппарат упал и сломался. Потом от него потерялась флэшка (SD-карточка), хорошо, что фоты были уже на компьютере. У меня испортилось зарядное устройство к фотоаппарату. Пришлось купить новое. Зарядные устройства к буржуйтелефонам у Кулешова, Катерины и у меня постепенно испортились, у Лёши совсем перестал заряжаться телефон, а у меня и Катерины он заряжается только в некоторых позах. Мою флэшку случайно увёз Сапунов в Касабланку. У Т.Зориной кстати у первой сломался телефон, мы привезли ей из Москвы новый. Проблемы с техникой обнаружили и некоторые другие участники Марокканской жизни. То ли сырость тому виной, то ли случайность. Это я к чему: если вдруг я перестану писать посты в Интернет и фотографировать, то значит или компьютер или фотоаппарат у меня накрылся тоже.

После Феса мы поехали на поезде в Рабат. Навестили Русский культурный центр. Он на мою лекцию так и не созрел, но подарили мы туда книги А.Кротова, В.Назаренко, Т.Яшниковой(Козыревой), М.Романушко. Потом долго ехали на длинном трамвае, тут как в Европе длинный и современный трамвай (6 дирхам). И тут уже (опять втроём) вписались у местного жителя - коучсёрфера по имени Jonas. Кроме нас, в его пролетарской квартире в 11 км от центра Рабата вписался иностранец, норвежец, с пухлым телом и большим чемоданом. Другие новости последуют позже.

Марокко, русские, лекции, мечети

Previous post Next post
Up