Недавно покинул этот мир Фидель Кастро, а был он немолод: 90 лет. Он был из поколения революционеров, мечтающих построить коммунизм во всём мире. Но интересно, что люди из того поколения, из той же профессии, ещё сохранились! И одного из них я совершенно случайно встретил вчера, в поезде «Стриж» Москва-Нижний Новгород. Вот послушайте.
Вчера днём, на Курском вокзале, я загрузился в поезд (очень хорошо, что всего за 499 рублей можно приобрести билеты на него, при покупке заранее). Сел к столику, расположился, и тут обнаружил, что рядом со мной устраивается человек - очень пожилой, даже древний, с палочкой. Ещё интересней, что в руках у старика был паспорт Исламской Республики Иран. Настоящий иранец? Его провожала девушка, как оказалось, внучка; посадила дедушку и осталась на перроне в Москве.
Я обратился к иранцу с несколькими фразами на фарси. Он ответил. Хм, чудеса, иранец настоящий! Сколько ему лет? Девяносто пять.
Оказалось правда, по паспорту он моложе - «всего» 93 года, 1923 года рождения. Действительно, иранский паспорт, со вклеенной визой российской. Приехал повидать родных, сам на себя удивляется. Оказалось тут, что дедушка говорит и по-русски, и по-турецки. Перешли на русский язык. Вот чудеса! Поезд поехал, а я даже не стал открывать компьютер - принялся расспрашивать старика. Далее приведено изложение в моём сокращённом пересказе.
Дедушка Хасан родился в Тебризе в далёком 1923 году (ещё Ленин был жив!) Он уже в молодости стал активным иранским коммунистом. В 1941 году советские войска вошли в Иран и оккупировали северную часть страны, где и жил Хасан. «На телегах были, на лошадях, техники не было, -- рассказал он, -- но победили в войну не техникой, народ победил».
Справка, узнал из Интернета: После окончания войны был план сделать Иран советским. С этой целью на территории Ирана, при уходе советских войск, было создано два специальных государства:
Азербайджанская Демократическая Республика (под руководством
Саида Пишевари, столица в Тебризе) и
Республика Махабад (столица - Махабад). После, в 1946 году, эти республики были объявлены преждевременными. Коммунистическое руководство АДР и все активные коммунисты эвакуировались в Советский Союз в 1946 году, а руководители Махабада не стали отступать и были казнены тогдашним иранским правительством.
Хасан переехал в СССР, как думал, временно. Всемирная революция была не за горами. Активные коммунисты, как ожидалось, в процессе социалистической революции (с помощью Советской армии) должны были установить Советскую власть во всём Иране. Мой собеседник был направлен в Москву, в Высшую Партийную Школу. Там, в числе 5-6 других иранских - будущих государственных деятелей - он изучал русский язык, литературу, философию марксизма. К Марксу, Энгельсу, Ленину Хасан испытывает большое уважение. В Москве он общался с другими деятелями международного движения, одним из которых я запомнил Георгия Димитрова (1882-1949), а имена других мне ничего не говорят.
«Хорошо жили в СССР, зажиточно, после войны. Ездили в Кисловодск, Пятигорск, в санатории. Еды любой было много, икра чёрная, красная. Богато жили при социализме! Или за нами хорошо смотрели?» - задумчиво вспоминает дедушка Хасан. Я думаю, скорее последнее: «смотрели за ними» хорошо. Будущие революционные вожди должны были знать, что социализм - путь к процветанию.
Однако, социалистическая революция в Иране всё никак не происходила.
Три года обучения в ВПШ, на на высшем уровне. Хасан подготовлен к руководящей работе, а сама работа ещё не началась. Революция отложена, и тут возникло охлаждение отношений с Ираном. Нельзя было из СССР ни позвонить, ни написать письмо домой, в Иран. Хасан оказался оторван от всех своих родственников и знакомых, а те и не знали, что с ним. В ожидании революции Хасана перенаправили жить в Баку, потом в Душанбе, где он работал инспектором по торговле. Знания азербайджанского-турецкого и персидского языков помогли Хасану укорениться в советской среде. Также он был как-то связан с Кармалем (советским руководителем Афганистана) и готовил социализм там, на Афганской земле.
После того, как в Иране произошла Исламская Революция, у Хасана появилась возможность вернуться домой, в Тебриз. Советский паспорт у него забрали, и дали какую-то бумажку. С ней он вернулся в Иран. После крушения шахского режима в Иране была неразбериха. Никто и не спросил Хасана, где он был тридцать лет? Родители его недавно умерли, осталось недвижимое наследство. Хасану было уже 56 лет, он вернулся к иранской жизни. Но родственники у него остались в СССР: пока он жил в Союзе, в Душанбе у него образовались дети, а за ними внуки.
Была надежда, что исламская революция перейдёт в социалистическую революцию. Как это было в 1917 году в России - сперва буржуазная, потом социалистическая революция, и Ленин же как раз приехал после первой революции, в суете, чтобы зажечь вторую. Так и Хасан, по методу Ленина, приехал в суете после Исламской Революции, но создать социалистическую революцию не получилось. Более того, тогдашний руководитель Ирана, имам Хомейни, был за бедный народ, за трудовой народ, и ничего не воровал. Хасан постепенно получил иранские документы, и стал жить, как порядочный домохозяин, в Тебризе, потом выезжал в Душанбе, под видом какой-то официальной торговой миссии, пока Советский Союз не отдал концы. Хасан вновь возвратился в Иран: в 1992 году ему было, получается, 69 лет.
«Хомейни - хороший человек, он был за бедных, за народ. Каждый человек определил свой век. Маркс. Ленин. Хомейни. Это человек всемирного масштаба. Но до революции он не был мне особо известен. Хомейни для себя ничего не делал, всё для трудового народа. А нынешний, Хаменеи, не знаю, кажется, он не такой. Многие нынешние руководители Ирана воруют много, миллиарды, триллионы. Сейчас стало жить, конечно, сложнее, чем раньше. Ещё много денег уходит на войну в Сирии: это миллиарды, каждый день [миллиарды риалов, думаю, не долларов]. Социализм - да, хорошая система, но там были свои ошибки. Современные иранские руководители, тоже, со своими ошибками. Религия - это хорошо, без религии жить это грех. Но нельзя сильно заставлять людей. В Иране слишком заставляют людей жить с религией. Два месяца только плачут [по
имаму Хусейну, убитому в 680 году]. Ну да, память об исторических событиях, ну можно поплакать день, другой, но не нужно же всем два месяца плакать. От того, что многих людей заставляют, многие вообще отвращаются от религии. Но государство в Иране не такое строгое, как в России. В Союзе всегда был порядок и строго всё было, а в Иране не было так. Ровесники Хасана все уже умерли. Молодые в округе говорят, что прожил Хасан столько лет оттого, что жил в Советском Союзе. Не знаю. Судьба.
Пенсию - нет, никакую не получает, потому что нет международного соглашения, как эту пенсию в Иран перевести. Дети, внуки, да, сейчас в России, приезжают к нему, каждый год летом. Внучка в этом году приехала на 20 дней, но ничего посмотреть в Иране не успела, потому что каждый день ходили по гостям.»
-- Скоро вам сто лет исполнится! Будете отмечать?
-- Сто лет? Пока ещё нет. Уже очень старый стал. Внутри стал весь пустой. Боюсь где-нибудь упасть. Приехал в Россию, наверное в последний раз. Даже зимой приехал. Сам на себя удивляюсь.
Остальные пассажиры поглядывали на нас с большим интересом, но никто, кроме меня, больше вопросов не задавал, наверное стеснялись.
Дедушка Хасан ехал в Нижний Новгород, где находится могила его брата, который тоже когда-то уехал из Ирана, умер много лет назад и похоронен здесь. Тут же в Нижнем живут его родственники. По прибытию поезда у вагона встречал нас человек средних лет. Это был, вероятно, внучатый племянник или какой-то аналогичный родственник. К нему и отправился дедушка Хасан, а мы попрощались.
Старше Фиделя Кастро, надо же. И его коллега, вот что интересно! Только сложилось всё по-другому.
Какая необычная судьба.
Буду в Иране, позвоню, может ещё что-нибудь узнаю у него.