Город Анадырь имеет все атрибуты большого города, но в маленьком виде. Застроен он, в основном, пятиэтажными домами, все они покрашены в весёлые цвета - красный, синий, жёлтый и проч. Такая простая мера, как покраска домов, сделала город веселей многих иных северных городов и посёлков. Впрочем, внутри подъезды выглядят обычно, по-северному, без прикрас. Домов выше пяти этажей в городе не видно. Все дома стоят на ножках высотой 0,5-1,5 метра, под домами - пустоты, ветер и некоторые трубы.
В городе замечен один супермаркет («Новомариинский») и несколько десятков магазинов, как съедобных, так и вещевых. Цены на еду создаются следующим образом. Всё, что можно привезти пароходом, и долго хранится (крупы, консервы), привозится с июля по ноябрь и стоит относительно приемлемых денег - каждый килограмм наценивается рублей на 60. То есть, например, сахар стоит 120 рублей за кило, картофель, морковка и т.п. - порядка 90 (это привезли последним осенним пароходом, потребляйте, пока не кончилось!). Консервированные овощи, огурцы, капусты, помидоры, в железных и стеклянных банках, стоят раза в два больше, чем у нас в России. Отностельно недорогое мороженое (может быть потому, что не требует особых условий хранения, положил на улицу или в холодный склад и храни себе). А вот те фрукты, которые могут испортиться, помёрзнуть, протухнуть, или же кои поспевают после того, как с Владивостока отправится последний пароход (в конце октября), -- эти фрукты везутся самолётами и тут каждый килограмм уже «золотой». Бананы - 490 в супермаркете, мандарины - 650 руб/кг, всё прочее -- что везётся самолётом - также 700, и выше. К весне, когда съедятся калории, привезённые пароходом, -- будут довозить самолётом что позаканчивалось и каждый свежий продукт тоже будет 600 р/кг и выше. Сахара, перловки, риса, варенья и джемов, гречки хватит до лета, их завезли, вероятно, достаточно (цена - вдвое от московской). Производители еды - в основном Западная половина России. Самый почти дешёвый найденный продукт - «Ноги Свинные» (так на ценнике), 120 руб/кг. Отчего такие дешёвые, не знаю, может они своим ходом идут с Большой Земли? Рыба есть тоже не очень дорогая, пищевые свойства и рыбы, и "свинных ног" не изучались, не знаю кто их тут покупает вообще.
Маленькие магазины дороже, чем супермаркет, но ненамного. Зато они часто круглосуточно открыты. В одном магазине видел гречу по 50, это вообще почти бесплатно для местности этой. Еда есть некоторая с Южной Кореи - коктейли «Милкис», «Золотой майонез» и прочие, стоимость двойная+ от корейской розничной. А вот продуктов из соседней Америки не видно.
Салоны связи «Связной», «Евросеть», «Мегафон» тут тоже выросли, хоть тут и не евро... Так как мобильные телефоны и всякие современные игрушки - не тяжёлые, цена на них вполне адекватная. Может это ещё докризисный завоз. В целом, мобильный телефон можно купить за 1500 руб (всего $20), трёхсимочный - за 2000 ($30), билайн-модем за 1000, а цены на планшеты и т.п. не представляют интереса для читателей, не поедете ж вы в Анадыре планшет покупать. Есть в городе банки и обмен валюты, курс $$ такой же большой, как и на материке - более 70 рублей за доллар, хотя тут до Америки ближе, могли бы и подешевле доллары подвезти, с Аляски-то! Я понимаю -- к нам в Москву их везти накладно, так хоть анадырцам подкинули бы со скидкой!
На другом берегу лимана - в посёлке Угольные копи - много маленьких магазинчиков. Ценообразование примерно такое же, некоторые объекты дороже, например, снежок и кефир анадырского завода, стоящие в Анадыре 150, тут видел уже в продаже за 210. (В связи с тем, что полезные (т.е.дешёвые продукты) на Чукотке не были почти обнаружены, я перешёл к потреблению более вредных (т.е. дорогих) продуктов.)
Что же касается предметов непостоянного спроса, т.е. тех, на которых может найтись покупатель, а может и не найтись покупателя - такие рискованные товары на Чукотку не поступают вовсе, и нуждающееся заказывают их по почте или же привозят сами с Большой Земли. Впрочем, для предметов дорогих и компактных, стоимость провоза-пересыла тут не так велика, как в предметах картофельных или банановых. Поэтому в целом, анадырец на свою зарплату (также повышенную) обставит квартиру лучше и современней, чем житель Тамбова или Смоленска. А вот продукт у него в холодильнике будет менее разнообразен, чем у коллеги-протетария средней полосы России или Украины. Именно берём холодильник (не морозилку и не шкаф, ведь крупы и макароны у всех одинаковые). .
В Анадыре есть несколько памятников. Имеется статуя Владимира Ильича Ленина, он стоит перед Дворцом детского творчества (бывш.Дом Пионеров).. Также несколько лет назад появилась крупная скульптура святого Николая, находится она прямо перед деревянным храмом. Тот храм, говорят, единственный такой большой деревянный храм, стоящий на ножках на вечной мерзлоте. Внутри - я зашёл - было пусто, безлоюдно, но из алтаря доносились звуки церковной службы (может быть там один священник и был). Внутри храма была вешалка для одежды, и на ней надпись: «Вещи прихожан, которые сейчас молятся… НЕ БРАТЬ !» И вторая: «За оставленные вещи храм ответственности не несёт!» Да, вероятно требуется вводить просвещение законом Божьим в сей чукотский край, раз такие надписи имеют место, значит, нужно просвещать. - Замечено и культовое учреждение меньшего размера.
Памятник установителям Соввласти на Чукотке, и монумент ветеранам ВОВ, тоже присутствуют. И стела «Новомариинск / Анадырь». И памятник основателю Анадыря (Новомариинска) в XIX веке. Всего же пара основных улиц, Ленина и Отке, и несколько второстепенных.
Город холмистый, то вверх, то вниз устремляется. Улицы охлаждённые, есть светофоры, много довольно машин (на душу населения). Вчера была идеальная погода, около -25 градусов и почти без ветра. Я целый день ходил по городу А., фотографировал, пока не стемнело, а заходит солнце в 14 часов с чем-то. При случае покажу фотографии. Потом пошёл в супермаркет, купил себе продуктов для еды и для исследования
(Включая мюсли. С мюсли вышла незадача. Я взял небольшой пакетик мюслей (400 гр.), на котором было, как оказалось, написано, что они очень живые. «Жизнелюб», «Стиль жизни», «Живая еда» и «Живой продукт» -- сразу все эти надписи присутствовали на этикетке. Вещество было порождено не на Чукотке, а в подмосковном в городе Реутов. Когда я их залил кипятком, по помещению разнеслась такая вонь, что я удивился, попробовал, понюхал и выбросил получившуюся массу. Может вода не та? Аккуратно вскипятил ещё воды, залил ещё раз - вонь опять разнеслась, не стал есть и выкинул весь пакет. Тоже мне «живой» продукт. Даты выпуска нигде на пакете не было видно. Это ж умудриться надо, такой вечный продукт испортить!)
…пообедал всеми остальными продуктами, и пошёл в бибилотеку, где вчера состоялась моя 2-я лекция. А оттуда меня забрал человек по имени Владимир, представляющий здесь Российское Географическое Общество, он же руководитель детско-подросткового клуба путешествий, чтобы я выступил перед школьниками вечером. Школьников пришло всего трое, поэтому наиболее интересен был рассказ самого Владимира о его жизни, вот основное (в сокращении):
«Я приехал на Чукотку сразу после армии, в 1971 году. Летел более недели с пересадками (самолёт заправлялся, ждал погоды) в: Амдерме, Хатанге, Черском. И прибыл в Анадырь. То был тогда ещё не город, посёлочек. Немного деревянных бараков, домики деревянные, балки - они часто горели тогда. Предлагали мне работать водителем, но я напросился в тундру геологом. И так было там хорошо, что я сразу влюбился в этот край, такая чистота, красота, запах какой! Много лет работал геологом, а потом - моряком на судне. А Чукотка тогда хорошо обеспечивалась. В Ростове, например, вы ещё не помните, а в магазинах ничего не было, только например колбаса китовая, чёрная такая. В Донбассе получше было тогда снабжение, в Донецке, Луганске. А на Чукотке было всё хорошо, разные продукты, одежда. Зарплата была тогда, вы наверное даже не понимаете, целых 1200 рублей в месяц, советских рублей. Но на «материке» я ничего не мог купить важного на эти деньги, ни квартиру, ни машину - на всё очереди были огромные. Поэтому можно было летать в отпуск в Москву - билет стоил 200 рублей на самолёт - или в Сочи, и там гулять. Ну а завоз северный был тогда мощнее, чем сейчас, доставлялось много грузов, развивали Чукотку активно. Постепенно город стали обстраивать, город при мне вырос, самолёты стали напрямую летать в Москву. Так и росло всё до 1980-х годов. А потом всё запустили. И Абрамович сей, также показухой больше занимался, не было настоящего развития региона. Но мне нравится этот край, тут замечательные люди и природа невеоятно красивая. Если приедете весной или летом, когда день длиннее увидите во всей красе»
Владимир также сообщил мне о трудностях, которые возникают в связи с приглашением сюда иностранецев. Так например одни иностранцы были приглашены им, и были в пос.Провидения, откуда он улетел в Анадырь, а те остались ещё на день и потом улетели тоже. Так погранцы сделали большой нагоняй приглашающему - как так он посмел оставить «своих» иностранцев без сопровождения? И другие случаи, связанные с пограничниками, поведал он. В общем, пограничники имеют тут существенную власть над населением и хотят контролировать всё и всех. Особенно иностранцев!
Заставший далёкий расцвет Чукотки, Владимир не возлюбил Р.Абрамовича, губернатора Чукотки в 2000-2007 примерно годах. А вот другие граждане относились к бизнесмену-губернатору хорошо. Но подробно тема эта (Абрамович и Чукотка) не может быть мной освещена за недостатком информации, думаю что в интернете об этом мегабайты написаны и без меня.
Итак! Вкратце: я заночевал в Анадыре (квартиры тут хорошо отапливаются, не в Магаданской гостинице), а утром пошёл досматривать город и фоткать. Поднялся нехороший ветер, похолодало, мороз под -30, но ветрит, как будто под -40. Я зашёл в офис «Нортоко» попрощаться с Евгением Басовым и передать ему, что иностранцы, которые хотят посетить Чукотку и не могут получить пропуск, грустят. В числе этих грустных, известный нам поляк М.Мильчарек: ранее он уже получил пропуск и был тут пять лет назад: от Эгвекинота до Черского он добрался летом (а я писал об этом), -- а теперь вот не дают ему пропуск. Тут не просто погранзона, а ТЗИ - территория, закрытая для иностранцев. Тов.Басов сказал следующее (в кратком изложении):
«Я сам желаю, чтобы исчезла эта пограничная зона, чтобы больше людей приезжали на Чукотку. А так, что он хочет, чтобы упростился режим, я ему тоже отвечу шуткой: пусть они нам санкции отменят! Да, это не в его компетенции, я понимаю. Но и не в моей. Пограничники - если я делаю кому-то разрешение - будут считать, что я за человека этого несу ответственность. 99,9% людей, которые путешествуют по Северу, они хорошие, отличные люди. Но возможен 0,1%, из-за какого-то человека. который полезет не туда, у меня будут неприятности! А как мне работать, если у меня будут неприятности с пограничниками? Поэтому я предпочитаю перестраховаться, или пусть мы с ним вместе сходим, это будет конечно платно для него, но я буду спокоен. А если он хочет иначе, пусть теребит кого-то из местных жителей, пусть ему сделают частное приглашение». - Примерно так сообщил он.
Попрощавшись с Евгением, я стал покидать город Анадырь. Некоторые мои книги остались в библиотеке в подарок, чтобы сохранялись тут веками в вечной мерзлоте. На этот раз я отправился на переправу пешком, чтобы переехать автостопом в Угольные Копи. И сфотографировать зимник и езду машин, снегоходов по этому льду при свете дня. Но такой мерзкий пошёл ветер, что пока я шёл до переправы, уже не был сильно доволен (хорошо, подвезли «самостопом» до выезда на лёд). Как оказалось днём «в Угольках», мороз -33 градуса с средним ветром, ощущается как -43, дети малые даже в школу не пошли, занятия в школах у детей отменили.
Пошёл, поофотографировал зимник, хотя на холодном ветру это было не очень удобно, руки и фотоаппарат подмерзали попеременно. Кстати, сегодня в Анадыре от холода произошло следующее, вовсе небывалое в моей жизни явление, вот почитайте. Сегодня, 23 дек.2015 г, телефон мобильный у меня в кармане подмёрз, и при неудачном движении вывалился из кармана, и сам позвонил в город Момбаса (Кения). Это глупейшее (и платное) событие тем более удивительно, что африканский № в Момбасе у меня стоит никак не первым в телефонном справочнике. Это, можно подумать, специальный крик о помощи самого телефона: «ааа! Заберите меня отсюда! Хочу в Африку!!» -- Момбаса мне перезвонила, я извинился и сказал, что я её не набирал, а потом посмотрел ах! Самодеятельность телефона!
Ну, прошло минут двадцать, и автостоп вскоре удался, хотя почему-то не все машины останавливались (один водитель даже проезжая открыл окно и выругался на меня). Дорога через лиман была достаточно ровной. Через некоторое время поймался пустой УАЗик, который довёз меня до самых дверей библиотеки Угольных Копей, а я подарил ему (водителю) книжку «ПВП».
Я прибыл в Угольные Копи ещё засветло (в 13:30) и успел ещё побродить по посёлку, сфотографировать некоторые здания и пейзаж. Над горизонтом встала огромная луна диаметром в три-четыре обыкновенных, пейзаж вокруг был очень пустынный, но некоторые здания Угольных Копей также покрашены и украшают пейзаж. Пройдя опять в библиотеку «Угольков», я стал ждать начала своей тут лекции. Наука победит! Об Угольных Копях напишу позже.
Запись сделана с помощью
m.livejournal.com.