Наконец-то собрался с духом и написал отчет по поездке на остров Ольхон на Байкале, которая состоялась в 2011 году.
Предысторию поездки, план мероприятия и карту можно посмотреть здесь:
http://a-krasnikov.livejournal.com/74614.html Итак, поехали. Осторожно, очень много букв.
После пяти часов полета из теплой и приятной во всех отношениях столицы наш авиалайнер Ту-154 приземлился-таки в Иркутске. Пишу об этом с удивлением, так как во время полета на меня дуло (!) из какой-то щели в фюзеляже весьма холодным воздухом, напоминающим о температуре за бортом и общее впечатление о самолете было, что он вот-вот развалится.
В аэропорту я, одетый весьма легкомысленно (повторюсь, в Москве было практически лето - как-никак, 20 мая), с недоумением наблюдал за местным суровым народом, кутающимся чуть ли не в тулупы. Народ же весьма почтительно смотрел на не менее сурового меня, поражаясь моей морозоустойчивости. Ситуацию я до конца прочувствовал только при выходе на улицу - холодрыга была знатная... Собственно, поэтому я и взял такси, чтобы не ждать автобуса и поскорее отправиться к месту, откуда отправляются маршрутки на Ольхон - центральному рынку Иркутска.
Лирическое отступление. Поездка состоялась в конце весны в немалой степени из-за того, чтобы избежать толп туристов, которые лезут на этот несчастный остров с наступлением тепла. В конце мая еще можно достаточно спокойно уехать туда на маршрутке, поселиться в дешевом номере и так далее. Дальше уже гораздо сложнее.
По дороге коварный таксист чуть было не уговорил меня доехать на нем до самого Хужира (центральный поселок на Ольхоне) всего за 7 килорублей. Так что, если вдруг что - у вас есть ориентир ).
Иркутск встретил меня не очень приветливо. Вот таким вот видом:
Высадившись, я узнал, что до маршрутки еще два часа, переоделся в теплую одежду и, чувствуя себя почти счастливым, отправился знакомиться с окрестностями. Ничего интересного не нашел, лишь закупился провизией и чуть не опоздал в результате на маршрутку.
Ехать до острова пять часов. Стоит удовольствие 500р. Стоило, по крайней мере. По дороге ничего особо интересного нет, по крайней мере, на протяжении большей части маршрута. Разве что прокол колеса несколько оживил ситуацию, но и то не надолго.
Приятные глазу пейзажи начинаются уже у самого Байкала. Пару раз даже хотелось выскочить и сделать пару кадров. Потом дорога ушла вниз и привела нас к переправе через пролив Ольхонские ворота. Там действуют два парома, мы переправлялись вот на таком:
Собственно, на заднем плане - уже сам остров. Нужно сказать, что большая его часть - это холмистая степь. Которая лишь на севере и северо-востоке переходит в скалы и леса. Ну, увидите.
Маршрутка высадила меня в центре Хужира и испарилась вместе с остальными пассажирами. С учетом начавшего моросить дождя, неба, полностью затянутого тучами и приближавшегося вечера я ощутил себя несколько потерянным. Прошелся по поселку (его фотографий нет потому, что замусоривание территории там возведено в ранг абсолюта, снимать валяющийся повсюду мусор просто не хотелось), дошел до порта.
После этого счел знакомство с Хужиром законченным и пошел искать транспорт, который забросил бы меня на 40 км севернее, в начало моего пешего маршрута. С этим там довольно просто - край туристический, услуги предоставляются любые. Правда, денег стараются содрать побольше ))). Так, с меня за заброс сначала хотели пять тысяч, но в результате, после того, как я заявил, что я лучше прямо сейчас пойду туда пешком, чем отдам столько, согласились на две. Торгуйтесь, в общем. Хотя, в горячий сезон, торг, боюсь, будет неуместен.
Поехали на уазике - буханке. Зверь-машина. После Ольхона я к нему теперь отношусь очень положительно. Проезжает везде, взбирается на любые склоны, всякие джипы нервно курят.
Добрались до Узуров (поселок) уже ближе к вечеру. Я отклонил предложение остановиться в каком-нибудь доме (ну как же, я же тру-турист, все дела) и полез на соседний склон искать место для ночлега. Ситуация несколько осложнялась тем, что довольно крутой склон в конце и вовсе обрывался в Байкал, а с неба капал гнусный мелкий дождик. Мне, кстати, сказали, что из-за гор, окружающих озеро, тут в это время дождей вообще не бывает. Повезло, мол. Ну-ну.
В конце концов, я нашел приют под нависшей скалой, защищавшей меня от дождя, сбросил рюкзаки, залез в спальник и затрепал банку перловой каши с печеньем и кока-колой. Жизнь налаживалась. Впрочем, ночью она опять разладилась. Скользкий спальник норовил сползти по склону и сбросить меня в холодные воды. Острые камешки проверяли на прочность мои бока. А совсем не майская температура заставляла время от времени просыпаться от холода. Ну да ладно.
Часов в шесть утра я проснулся, с трудом выполз из спальника и отправился вниз, экспериментировать со съемкой на длинных выдержках. Получилось так себе.
И тут меня настигло озарение. Я понял, что сейчас взойдет солнце, а я нахожусь ну сааавсем не там, где должен быть, чтобы снять красивые кадры на восходе. В результате следующие полчаса я, проклиная свою недальновидность, стремительно взбирался на противоположный склон. Успел ).
Вот на этом склоне я ночевал, кстати. Правда, та расщелина осталась справа за кадром, но все равно.
Для равнинного жителя непривычно и странно видеть кругом скалы, так что поначалу снимал все подряд ).
Чуток поснимав на самом восходе солнца, я немного успокоился и продолжил восхождение. Кстати, убедился, что горы коварны. Лезешь, как дурак, на вершину, она уже совсем рядом... забираешься на нее... и понимаешь, что это просто уступ, а вершина-то гораздо выше. А потом это повторяется. А когда на вершину все же залазишь, то оказывается, что лучше бы было идти в обход. Ну да опять-таки фиг с ним. По пути на ту самую вожделенную вершину встретил охотника-бурята. Посидели немного на склоне, поговорили. Он рассказал мне, в частности, про плачевное положение в более глухих районах - если здесь, на острове, все же цивилизация есть, то дальше народ, особенно коренное население (он говорил про эвенков) просто спивается от безделья. Поговорили про Байкал и его загрязнение - говорит, раньше рыбы было больше, вода почище (хз, такой чистой воды, как в северной части Ольхона, я в жизни не видел). Под конец насладились видом, раскинувшимся перед нами, сошлись на мнении, что ради него стоит сюда приехать и разошлись, довольные друг другом. Вот этот вид:
В конце концов, я все же сумел взобраться на вершину. Приятно почувствовать себя на крыше мира. Пусть и не на самой высокой крыше ).
Ну, а это кадр, когда я уже с этой самой вершины спускался, поскольку прохода дальше не было.
Кстати, именно в этот момент я внезапно понял, что несчастной кока-колы осталось на донышке, а больше воды нет. Поторопился убежать за снимками и забыл набрать в озере водички. С тоской вспоминая пройденный путь, я решил, что все это - фигня и воду я потом добуду, спустившись к озеру еще где-нибудь. Ага. Я просто скажу, что большинство спусков к озеру, которые я видел за следующие сутки, выглядели примерно вот так:
Но в тот момент я этого не знал и довольно бодро топал на север. Справа от меня шла скалистая береговая линия, а слева простиралась степь.
Ближе к полудню я остановился на дневку посреди степи и перекусил уже успевшей надоесть кашей. Воды оставалось всего пару глотков, а с неба, как будто чувствуя это, за мной внимательно следили хищные птицы. Впрочем, я успешно абстрагировался от этих вещей и заснул на пару часиков, нежась под ласковым солнышком.
Разбудил меня не менее ласковый дождик. А недоеденную кашу за это время успели оккупировать большие упитанные муравьи. Ну... каша с муравьями - это практически то же самое, что каша без муравьев, только с муравьями. В общем, сами виноваты. Я потопал дальше.
Дальше к северу степь продолжала оставаться практически такой же:
А береговая линия начала радовать скалистыми мысами, на которые можно было залезть и поснимать.
Собственно, когда я пришел вот к этому мысу, то понял, что моя следующая ночевка будет на нем.
Но, пока еще было светло, решил сходить до мыса Хобой - самой северной точки острова, благо, до него оставалось не так уж и много. Вот он:
На самом мысе не очень-то и интересно. В плане съемки - точно. Зато есть информационная табличка.
Впрочем, мыс - священное место для коренных обитателей и здесь можно увидеть сразу два внешних атрибута шаманизма:
Столб с ленточками, как я понял, это обозначение священного места, а сами ленточки - это просьбы к духам этого самого места. Грубо говоря, загаданные желания. Пирамидки же из камней - это жилища для духов этой местности. Таких вещей (и столбов, и пирамидок, иногда просто кучек камней) на острове, да и просто в тех краях встречается немало.
Ленточек новых вязать на столб я не стал, а отправился обратно к мысу, на котором решил ночевать. Успел к закату.
Ночевать было интересно. Когда с одной стороны обрыв в пару сотен метров - совсем рядом, а с другой - вообще под боком... интересные ощущения ).
На рассвете немножко поснимал и отправился на другую сторону острова.
Климат на Ольхоне очень резкий. Идешь, мерзнешь. Сзади выглядывает из-за туч солнышко - жаришься. Поднимаешься на холм, тебя встречает ледяной ветер с гор. В результате, с одной стороны мерзнешь, с другой - жаришься... Впрочем, на погоду мне было все равно, так же, как и на фотосъемку. Хотелось пить. Немного исправила ситуацию вода, скопившаяся в каменной нише в одной из сказ, но все равно было неприятно. Так что на северной стороне острова я в первую очередь искал спуск к воде. Ну, а когда, через пару часов поисков, нашел, то там и остановился на привал. Вода в Байкале, кстати, очень холодная, до безумия чистая и очень вкусная. Так-то.
То, что вы видите на среднем плане - это Малое море - пролив между Ольхоном и берегом озера. Скал на этой стороне почти нет, да и рельеф потихоньку превращается в равнинный. Появляется более-менее приличный лес. Даже цветочки есть.
Собственно, вот по этой вот местности я и пилил весь день, потихоньку приближаясь к цивилизации.
На этом пути, кстати, я вышел на проселочную дорогу, ведущую через лес. И вскоре обнаружил на ней три цепочки волчьих следов. Впрочем, это могли быть и собаки... но ОЧЕНЬ большие собаки. И клеща я на себе поймал тоже тут. Хорошо хоть, он меня цапнуть не успел. Здоровый, гад. Настоящий таежный. В общем, лес мне не очень понравился. И я был рад выйти к поселку Халгай.
Поселок, я бы сказал, полуобитаем. С одной стороны, заброшенные и заколоченные дома, с другой - кое-где идет строительство. Но людей реально - раз-два и обчелся.
А вот так там выглядит пирс.
Протопав немного дальше, я устроил окончательный привал.
Третья моя ночевка на острове принесла самые запоминающиеся воспоминания. Нет ничего более прекрасного, чем проснуться в полшестого утра от холода, высунуть нос из промерзшего спальника и наслаждаться видом инея, покрывшего все вокруг. Короче говоря, жалкий Беар Гриллз для меня больше не авторитет. Особенно после съеденных муравьев и найденной воды.
Байкал утром выглядит вот так.
Ну и, конечно, рыбаки. Кроме рыбной ловли, делать тут особо нечего (пока туристов нет). Так что они шастают повсюду. Особенно в Малом море - тут и помельче, и потише.
Взобравшись на очередную верхушку очередного мыса, обнаружил там могилу. Марков Михаил Егорович, 12.11.31 - 13.09.68. Так и не смог найти по нему никаких данных. Но, наверное, хороший был человек, если ему не поленились сделать такой памятник.
Виды в тех краях начинают радовать мелкими необитаемыми (ну, кроме птицов) островками.
По дороге к очередному поселку - Харанцам, - порадовала такая вот находка. Видать, вывозить металлолом отсюда сааавсем невыгодно.
Ну и еще мыс там есть прикольный.
Харанцы - это настолько же грустное зрелище, как и Халгай. Точка.
Дальше моя дорога лежала в Хужир. Поселок встретил меня мусором и массовыми объявлениями о сдаче квартир, домов, номеров и комнат. Сдается все. Воистину туристический край. Мусора бы только поменьше. Поселился в дешевеньком гостевом доме, благо там была кровать, розетка и баня. Бездельничал остаток этого дня и почти весь следующий. Книжки на айпаде читал. Вечером второго дня все же переборол лень и отправился снимать скалу Шаманку и прилегающую местность.
Шаманка - символ острова, священное место и просто интересное и красивое скальное образование.
Ну и рядом с ней кое-что интересное есть.
На следующий день я отправился в южные степи. Правда, забегая вперед, скажу, что прошел не весь обозначенный маршрут, а примерно половину, ибо обленился.
Вода в озере южнее поселка уже не та. Мусор, пленка какая-то... Но все равно лучше, чем в нашей Преголе.
В остальном же там не очень интересно. Степь, да и степь. Холмистая. Деревца иногда попадаются.
В этом вот местечке, которое на последней фотографии, прилег отдохнуть. И почти у себя под носом, на травинке, обнаружил двух наглых степных клещей, занимавшихся непристойным сексом. Свалил оттуда подальше. Перебрался на самую высокую точку на местности. Виды - так себе.
На второй фотке теоретически можно увидеть Хужир. Да-да, он там есть, на горизонте.
А это вот - очередное место моей ночевки. Примерно так все и выглядело в каждую из четырех ночевок ).
В углу кадра можно заметить очередную пирамидку - я, похоже, заснул как раз на священном месте ).
Наутро была обратная дорога до поселка, размещение в том же номере и поиски омуля. Омуль - це рыба такая, эндемик Байкала. Все, кто туда попадают (на Байкал), обязаны омуля съесть и привезти друзьям. Вот только не сезон был. В результате, обежав весь поселок, нашел его только в одном магазине и скупил весь запас. Три десятка рыбок обошлись почти в тысячу (1 рыбка - 35 р.). Сам омуль невелик, тонкий и сантиметров в 30 длиной. Но вкусный.
На следующий день была поездка обратно в Иркутск, опять проколотое колесо (традиция, похоже) и попытка оценить позы (единственное число - поза) - бурятское творение, то же самое, что и манты (хотя некоторые спорят). Ну, позы и позы. Есть можно.
В Иркутске я пробыл сутки. Посмотрел немножко на город. Вот в этих двух картинках можно выразить всю его сущность:
Тут действительно может стоять большой современный красивый торговый центр, а рядом с ним ютиться жалкая избушка. Хотя в остальном все, в принципе, нормально. Есть и большие красивые улицы вроде Байкальской:
И суровые сибирские воробьи, ощипывающие голубей ради обустройства гнездовий:
Даже гидроэлектростанция есть. Хоть вид у нее и не ахти какой.
Ну и речка (Ангара), понятно, тоже в наличии.
Вот как-то так, в общем.
ТТХ похода (без учета тепличных условий в гостевом доме):
Пройдено около 80 километров.
Сделано 4 холодные ночевки.
Время в походе - примерно 3,5 суток.
Вес за плечами - около 20 кг.
Снимал на: Canon 5dmkII + 16-35/2.8 + 70-200/4 + extender 1,4x + 15/2.8 fisheye. Плюс штатив и пульт управления.
P.S.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПОСТ, РАССКАЗЫВАЮЩИЙ О МОИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ С ИНТЕРВАЛЬНОЙ СЪЕМКОЙ, МОЖНО УВИДЕТЬ ЗДЕСЬ.