Вчера вечером шли с Колей от Т.И. и обсуждали псевдогетеризм - это понятие прозвучало в его выступлении на чтених-фестивале и вызвало вопросы. Поделюсь возникшими в результате мыслями.
В отношениях в паре женщина создаёт пространство, опорные точки которого формирует мужчина. Образно: мужчина - колоннада античного храма, женщина - вихрящаяся под его сводами энергия ветра. Женщина создаёт атмосферу и вдохновляет мужчину, мужчина возносит женщину на пьедестал, дарит ей нежность и заботу, делает для неё праздники и радостные события.
Чтобы эта конфигурация существовала, оба в паре нуждаются в свободном творческом проявлении себя. И женщине, и мужчине нужно петь, или рисовать, или танцевать, заниматься исследованиями и т.д., и т.п. Когда отношения в паре строятся так, они идеальны. К сожалению, они редки.
До сих пор остаётся типичной ситуация, когда мужчина подавляет женщину, не давая ей творчески раскрыться. Он свято убеждён, что место женщины в четырёх стенах, а за их пределами - только под его контролем. «Танцевать?! Это значит, тебя будут обнимать другие мужчины, это значит, на тебя будут глазеть другие? Нет уж!» «Куда? В командировку? Из дома, неизвестно чем ты там будешь заниматься без меня! Нет. Я требую, чтобы ты сменила работу» - и т.д. Не давая женщине реализоваться и запирая её, мужчина её разрушает и обделяет себя.
Но существует обратная ситуация, она тоньше и потому не столь очевидна. Женщина привязывает к себе мужчину эмоционально, в т.ч. сексуально (ведь эрос это богатые эмоции), после чего начинает его, образно говоря, туго пеленать, не позволяя творчески проявлять себя. В её картине мира мужчина занимает строго функциональное место - заботиться о ней, быть хорошим (в её понимании) отцом для её детей, быть надёжной опорой (конечно, всё это нужно), а ещё без напоминания делать то-то и то-то (как существо более чуткое, чем мужчина, женщина и от него требует такой же чуткости). Мужчина как творческая личность в этой картине мира либо вовсе отсутствует, либо второстепенен и только в разрешённых женщиной направлениях. Подавляя мужчину, женщина также обделяет себя.
Выход у мужчины - либо быть сломленным и медленно угасать, либо разорвать такие отношения, а рвутся они по живому, с болью. Если он решается на второе, женщина переосмысливает своё поведение, начинает говорить правильные вещи, при этом больше внимания уделяет себе, становится для мужчины ещё более желанной, снова его к себе привязывает… - после чего благополучно обо всём забывает и возвращается к прежней стратегии поведения - вязать мужчину. И самое страшное, что всё это происходит не по её коварному расчёту, а совершенно неосознанно, как результат искажения женской природы веками патриархата. Вот только страдают более всего в результате как раз принципиальные противники патриархата.
Это называется псевдогетеризм.
Гетера вдохновляет и возвышает мужчину,
псевдогетера его давит, полагая при этом, что делает его лучше.