(Untitled)

Oct 30, 2005 21:01


Почти случайно нашел очень хорошую статью хорошо знакомого человека о хорошо знакомых (казалось бы) вещах:

http://digest.pms.ru/show.html?id=220 "Ленинградские математические кружки"

Спасибо, Игорь.

Upd из 2024 года: та ссылка уже протухла, эту статью (по-видимому) удалось сейчас ( Read more... )

old, teach, meta

Leave a comment

Re: Reply to your post... a_konst October 31 2005, 08:37:31 UTC
О да, я хорошо это понимаю, и ко многим замечаниям присоединяюсь.

Собственно, мы и пытаемся построить систему, в которой смогут учиться и заинтересоваться наукой те дети, которым обучение в системе "бывший Дворец - Центр 239" претит.

Сам я в мат-класс пошел только ПОСЛЕ 8 класса, до того мои увлечения математикой сводились к книжке Перельмана (старшего :))
И не вижу в этом ничего плохого - на матмехе я заметно отставал (на своем курсе) разве что от Миши Бондарко.

Внутри ЮМШ временами проявляются очень сильные поползновения вообще уйти от концепции "школы" и набора классов. Не могу точно сказать, что сдерживает от этого, возможно конкуренция и желание работать с умными детьми, желание попытаться именно самых талантливых детей воспитать в не-олимпиадном духе.
Родителям (почти всем, сколько я вижу) очень нравится это сращивание мат-кружка с мат-классом, а это вынуждает заметно ограничивать до-набор в кружок с 8 класса и сокращает наши ресурсы для ведения одно-двух-летних "начальных" кружков для старших классов.

Районные кружки ЮМШ время от времени создаются, с более или менее успешным результатом, все они оказываютя недолгоживущими и относительно небольшими - и это, пожалуй, хорошо.

Черты 1-3 в описанном Игорем "сдвиге" слегка размываются у нас последнее время.

во-первых, сейчас у нас почти хватает сил,чтобы на 7,8, 9 классах иметь открытые "сторонние" кружки, почти свежие (по набору). Иногда в них оказываются люди, которые через год-два переходят в наш класс.

с долгоживучестью кружка ничего пока сделать не можем :)) хотя миграция детей с 5-6 до 11 класса довольно большая. Как мне сказали, обычно основное препятсвие "переформированию" и смене руководства - желание самого преподавателя довести "своих" детей до выпуска.
С другой стороны, я не очень понимаю, как долгоживучесть кружка мешает детям.
Вот два занятия в неделю - это многих напрягает, да. Но в 5-6 мы не имеем ничего против посещения и раз в неделю.
Тенденция в старших классах заполнить "весь предоставленный объем" мне самому очень не нравится, я в меру сил ей противодействую. Нельзя сказать, что у нас есть идейные убежеденные сторонники этого, скорее это влияние традиции - недавней, последних 10-15 лет - и все той же конкуренции (за лучших детей параллели и за репутацию).

Каждый год в каждой параллели кто-то из кружка не едет в лагерь, и сдачей зачета его не обременяют.
Ибо если это младшие классы - то такой ребенок обычно начинает ходить в другую группу кружка (в которой задачи не основаны на знании этого), а если старшие - то в лагере рассказываем какие-либо вариативные курсы, без которых, в общем-то, вполне можно прожить.

Reply

Re: Reply to your post... sowa October 31 2005, 08:58:42 UTC
Получается, что у нас близкие взгляды на вещи.

Есть вот еще такое явление. Есть дети малообщительные, которым уже собственно школы более чем достаточно. Хотя широких исследований не проводилось, полагают, что среди успешных математиков больше, чем среди всего населения, людей, имеющих так называемый "синдром Аспергера", хотя бы пограничную форму. Это некая слабая форма аутизма - люди с синдромом Аспергера имеют очень большие трудности в общении. Филдсовский медалист 1998-го года Борчердс признался в этом качестве в Science. Он к этому легко относится.

Таким детям вообще не захочется ходить в кружки. Хотелось бы, чтобы им все же не была закрыта дорога в науку. Тем более что возможностей для самореализации у них меньше, чем у остальных.

Я бы, конечно, был за то, чтобы малообщительные дети ходили в кружки, а не в школы. Но это другая тема, и вряд ли возможно.

Reply

Re: Reply to your post... a_konst October 31 2005, 09:13:37 UTC
На наших кружках довольно много детей, которые поначалу очень малообщительны, да и потом не сильно. Мне все-таки кажется, что им интересно ходить на кружок - скажем, потому, что это место, в котором можно заниматься чем-то приятным, но не заставляют много общаться, и не подвергают обструкции малообщительных.

Думаю, что люди и с этим синдромом испытывают потребность в человеческом внимании и положительной оценке окружающими своей деятельности. Именно поэтому ребенку с таким синдромом (в легкой форме) должно больше хотеться пойти на кружок (где его не заставляют общаться со сверстниками, а общение с преподавателями жестко регламентированно), чем остаться дома.

А привести его в первый раз на кружок по идее должны бы родители... тут уж мы мало чем поможем.

Можно сказать, что по мере взросления общение в кружке возрастает. Это так, но это общение несколько другое, и во многших кружках оно не навязываемое.
Кстати, вспомнился еще один существенный аргумент создания классов - в наших классах довольно много детей (пожалуй, около 10%), которым в обычной школе учиться будет много труднее, в силу разных похожих причин.

Reply

Re: Reply to your post... a_konst October 31 2005, 09:20:24 UTC
Я слегка почитал описания "легкой формы синдрома Аспергера" - на мой дилетантский взгляд, это обычная, хорошо выраженная, интроверсия.
То, что среди математиков интровертов больше, чем в среднем по населению - мне не представляется удивительным.

Reply

Re: Reply to your post... sowa October 31 2005, 16:28:30 UTC
Это несколько сложнее. Например, тест, в котором участвовал Борчердс, такой: людям предъявляют рисунки или фотографии других людей и просят определить эмоциональное состояние изображенного человека: располагающая улыбка, раздражение, задумчивость, и т.п. Люди с синдромом Аспергера редко дают правильный ответ. В равной мере они не воспринимают язык жестов. В обычной школе с такими качествами должно быть безнадежно трудно.

Кружки для них, может, и предпочтительней школы - я об сказал. Но может выйти и так (да и просто для интровертного ребенка), что нагрузка общения в школе не оставляет ему сил (и желания) для дополнительного общения.

Главное, хотелось бы иметь возможность прийти в математику в любом возрасте. Все-таки опыт показывает, что многие первоклассные математики начинали очень поздно по ленинградским-питерсим и вообще советско-российским стандартам.

Reply

Re: Reply to your post... livius October 31 2005, 14:16:04 UTC
Конечно, это только личное наблюдение, причем не особо распространенное, но...

...Был свидетелем того, как года 4 назад стал заниматься в математическом кружке неплохой парнишка, у которого была ужасные трудности в общении. Подтвердить надежными данными не могу, но утверждалось, что у него какая-то форма аутизма. К счастью, он попался к потрясающему преподавателю, который организовал работу так, что эта проблема ему особо не мешала.

В кружке он до сих пор занимается очень успешно. Но самый интересный результат, на мой взгляд, не в его успешной работе или достигнутых результатах. Не так давно я заметил, какой прогресс произошел как раз в плане общения! Не исключаю, что достигнуто это было во многом благодаря тому, что он попал в нужную среду, к людям, настроенным с ним в какой-то мере на одну волну, с общими интересами.

Reply

Re: Reply to your post... sowa October 31 2005, 16:32:38 UTC
Ну что ж, это удачный опыт. Тут очень важен преподаватель (таким детям очень важно индивидуальное внимание, причем взрослых, которые соблюдают гораздо формальных правил, чем дети), и трудность нахождения собственно в школе.

Reply

Re: Reply to your post... rus4 October 31 2005, 18:12:36 UTC
У нас в кружке есть ребенок очень-очень малообщительный, заторможенный и больной к тому же. Работает больше всех и прогрессирует быстрее всех.

Reply

Re: Reply to your post... marina_p October 31 2005, 09:27:14 UTC
Мне тоже показалось, что минусы в "Сдвиге" настолько перекрывают плюсы, что от плюсов мало что остается (для большинства детей по крайней мере)...

Мне самым "страшным" показались обязательность, совмещение со школой, заполнение свободного времени и "накатанная колея" на будущее. Ну и то, что принимают только 5-6 классы, глупость какая-то.

Я ходила в два кружка, в одном из них (больше всего на меня повлиявшем) каждый школьник занимался чем хотел (какие-то наводки руководителя были, конечно, но в итоге все равно чем заниматься выбирал школьник), разговаривали "обо всем" и т.п. Никакого давления не было в принципе.

Reply

Re: Reply to your post... marina_p October 31 2005, 09:28:13 UTC
"Я ходила в два кружка" -- не в Ленинграде, конечно.

Reply

Re: Reply to your post... a_konst October 31 2005, 09:32:54 UTC
К вопросу о том, берут ли после 5-6: сейчас, в нашем 9М классе только половина учеников была в летнем лагере 5-го класса, и очень немного прибавилось в 6-ом.

О накатанной колее: из наших выпускников около трети поступают на мат-мех, остальные - физика, химия, филология, экономика, и даже психология.

"мы" - это ЮМШ.

Reply

Re: Reply to your post... marina_p October 31 2005, 09:36:16 UTC
(Про колею) Да, я так и поняла, что у вас с этим получше, чем описано в статье.
Все-таки в школе, особенно до старших классов, у ребенка должна быть возможность попробовать самые разные занятия, мне кажется. Чтобы было из чего выбирать потом. А не так, что к чему-то проявился интерес, и все, на всю жизнь зафиксировали в этом положении :-)

Reply


Leave a comment

Up