Педагогическое, взрослость

Aug 24, 2005 23:12

Есть такой педагогический тезис - "на детей не обижаются".

Мне он стал понятен только совсем недавно.

Бывает, знакомый человек делает нечто, совершенно не совместимое с моим мировоззрением. Настолько, что общаться дальше не хочется.
Да еще к тому же несколько раз делает, и ничего плохого не видит. Естественно решение в такой ситуации - больше не общаться, по возможности.

Но это справедливо только если человек взрослый, и вот в каком отношении: у него есть система взглядов, более-менее целостное мировоззрение. Если оно ему позволяет делать нечто, несовместимое с моим взглядом на жизнь, то нам явно не по пути.
Но у детей (и у некоторых "по паспорту взрослых", да, но не о них речь) такой системы, внутреннего стержня, обычно еще нет.

Это нечто, вырабатывающееся личным решением, личным интеллектуальным и нравственным трудом. Чаще всего - когда припирают обстоятельства.

Бывают дети (подростки) взрослеющие раньше, бывают - позже. Теперь я понимаю, что это такое - это выработка этого самого стержня.
Ребенок может быть сколь угодно умным и отвественным - но если у него такого стержня еще нет, то вся его ответственность и хорошесть - в некотором смысле не более чем нравящийся ему шаблон поведения. И если такой ребенок вдруг поступает так, что "волосы дыбом", не нужно пугаться "как я в нем ошибался!"
В детях не "ошибаются".
Да, чрезвычайно важно показать ему свое отношение к этому его поступку, но нельзя после этого прекращать общение и "ставить на игнор".

Хороший педагог - тот, кто это понимает и сознательно учитывает.

psycho, old, teach, meta

Previous post Next post
Up