Наткнулся вот на анекдот - в духе "если бы программисты строили дома". Только про хакеров.
http://iskatel.livejournal.com/212893.html И понял, чем он меня глубоко цепляет.
Совершенно общее место сейчас, на эмоциональном уровне - что все вируальное на самом деле "игрушечное".
Почему-то само собой разумеется, и скажем, 14-летним ребенком хорошо понимается, что ломать двери в школе, в которой учишься - не-по-человеески, не говоря уж о том, что тот "хакер" с солонками делал. Да, физической энергии у детей море, исследовательского любопытства - а что будет если попробовать то-то? - тоже, но как-то оно почти всеми детьми (ну, из тех, что я вижу, по крайней мере) держится в рамках уважения к чужому, уважения к общественным местам.
Оставлять тетради в незапираемом, и всем (по кр.мере ученикам этого класса) доступном шкафу - это нормально, и никому не приходит в голову над чужой тетрадкой что-то сотворить, или бояться за свою тетрадку. (Или может я наивный идеалист, и на самом деле приходит в головы? Но в любом случае, всеми без лишних обьяснений воспринимается как недостойный поступок.)
Но почему-то разными правдами и неправдами добыть чужой пароль и стереть чужие программы из его каталога - милое дело, невинная шутка!
Конечно, до такого сейчас уже не доходит. Но половина исследовательских побуждений почему-то остаются разрушительными. Другие воспоминания, меня выбившие "в осадок" еще на моем первом курсе - сервер в студенческом комп. классе образованными студентами не воспринимается как общественное место, а напротив, как место для упражнений в хакерством искусстве - совсем как для этого, с солонками.. Хорошо хоть не изображали, что "борются на самом деле за повышение безопасности". Но совершенно типичным было, что приходишь, а места на сетевом диске нет, потому что очередной такой умелец пол-часа назад все сломал, а админы еще не заметили/не починили. И это еще одно из самых невинных, что бывало.
Надеюсь, через поколение-два это пройдет...