Технологии разрушения. Часть 4. "Арабская весна"

Dec 15, 2012 20:45

"Твиттерные" революции на Ближнем Востоке являются звеном единой цепи "цветных" революций на постсоветском пространстве. Революции на Ближнем Востоке осуществлялись на основе стратегии ненасильственных действий (преимущественно мирные акции протеста).
"Арабская весна" продемонстрировала новые тенденции в развитии технологий радикальной смены власти. Протестные движения на Ближнем Востоке использовали коммуникативные возможности виртуального пространства для мобилизации масс. Социальные сети стали важным средством пропаганды, распространения информации и радикализации общественного мнения. Арабские оппозиционные движения консультировались учеником Джина Шарпа, участником сербского движения "Отпор" во время свержения Милошевича Сержем Поповичем. Попович спонсируемый якобы таинственным сербским бизнесменом, распространял идеи не насильственного свержения власти на Ближнем Востоке, чего не скрывал от журналистов и охотно давал интервью.
Арабские революции весны прошлого года, так же как и революции "нулевых" годов на пространстве бывшего СССР, существенно повлияли на геополитический баланс сил. Для анализа перспектив изменения баланса сил на Ближнем Востоке необходимо обратить внимание на политическую географию протестов.
Для начала проследим особенности транзита энергоресурсов из региона Персидского залива. Около 40 % нефти из региона транспортируется по водной инфраструктуре. Транспортируемая нефть из Персидского залива через Ормузский пролив и Оманский залив оказывается в Аравийском море. Затем через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив оказывается в Красном море. Оказавшись в Красном море, осталось миновать только Суэцкий канал и выйти в средиземное море. Преодолев все препятствия ближневосточного региона нефть (как и другие товары) достигает европейских потребителей. Таким образом, необходимо преодолеть три основных пункта: Ормузский пролив, Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал. Теперь обратим внимание на страны, в которых прошли массовые акции протеста: Египет, Йемен, Бахрейн. Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Самая яркая "твиттерная" революция произошла в Египте. Активисты египетской оппозиции консультировались у Сержа Поповича и распространяли идеи не насильственной борьбы среди своих сторонников. Революционные технологии использовались не только представителями либерально-демократических ценностей египетского общества, но и исламское движение "Братья-мусульмане", на официальном сайте которого размещен полный текст книги Джина Шарпа "От диктатуры к демократии".
В средствах массовой информации преувеличивается радикальность и антиамериканизм "Братьев-мусульман". Исламские организации имеют полувековую историю сотрудничества с США. В 1953 году представители исламских движений, среди которых был зять основателя  "Братьев-мусульман" Хасана Аль-Банны Саид Рамадан, посетили с визитом США. Судя по записи в "дневнике деловых встреч" президента Соединенных Штатов Эйзенхауэра встреча прошла плодотворно. В 70-е года ХХ века в период расцвета исламского фундаментализма в Египте "Братья-мусульмане" отказываются от насильственных методов борьбы. В это же время параллельно развивались более радикальные исламистские движения - "Аль-Гамаа Аль-исламийя" и "Аль-Джихад", которые осуществляли террористические акты (убийство Садата и др.). В период правления Хосни Мубарака "Братья-мусульмане" будучи запрещенной организацией, пытались вести политическую борьбу в рамках правового поля, выдвигая своих кандидатов по одномандатным округам. Приход к власти "Братьем-мусульман", как показывает исторический опыт, вовсе не будет началом противостояния  исламского Египта и Запада в лице США.
Революция в Йемене была менее яркой, чем в Египте. Тем не менее, смена политического режима в этом государстве имеет большое геополитическое значение. После ухода Салеха Йемен оказался в тяжолом политическом кризисе. В общественной жизни постепенно набирает силу "Аль-Кайда". Наличие в Аденском заливе сомалийских пиратов и политическая не стабильность Йемена может затруднить транзит грузов через Баб-эль-Мандебский пролив. В мае этого года стало известно, что Соединенные Штаты Америки ведут информационную войну против "Аль-Кайды" Йемена. Хакерским атакам подверглись информационные ресурсы призывающие уничтожать солдат НАТО. Информационное противостояние может перерасти в интервенцию. В этом случае США получат контроль над заливом.
Внимание мировой общественности приковано к событиям, проходящих в Египте и Йемене. В то время как подавление демонстраций в Бахрейне осталось без должного внимания. Это обусловлено, прежде всего, наличием пятого флота США в Бахрейне.
Присутствие пятого флота США в Персидском заливе позволяет контролировать Ормузский пролив. Однако, территориальные споры между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами вызывают опасения у заокеанской сверхдержавы. Военные учения Ирана в Ормузском проливе в конце декабря 2011 года были мотивированы стремлением утвердить свои позиции в главной инфраструктурной артерии региона, через которую осуществляется транзит грузов (энергоресурсов в том числе)  в Азию и страны Европы. Очевидно, правительство Ирана ощущало опасность перспективы контроля США  двух важных точек ближневосточной инфраструктуры.
Подводить итоги арабских революций еще рано, поскольку бурные события, начавшиеся прошлой весной, еще не достигли кульминации. Поэтому ограничимся предварительными выводами. "Цветные" революции на постсоветском пространстве и "твиттерные" революции на Ближнем Востоке иллюстрируют два прецедента того, как радикальная смена власти с помощью политических технологий меняет баланс сил в регионе. Если идеологические революции прошлого осуществлялись в хронополитическом измерении (переход от одной формации к другой), то современные технологические революции имеют преимущественно пространственное, геополитическое измерение. Происходящие изменения во многом отвечают стратегическим интересам США.

революции

Previous post Next post
Up