Dec 14, 2012 11:58
Впервые революционные технологии были применены на практике в 1991 году в Литве, Латвии, Эстонии. Джин Шарп часто вспоминал в своих книгах свою работу с прибалтийской оппозицией (Шарп Дж. Общественная оборона... с. 5-8; Шарп Дж. Руководство по стратегическому планированию действий...с. 13-17).
Перестройка создала благоприятные условия для осуществления методов ненасильственной борьбы. Пережившая девальвацию официальная государственная идеология в перестройку утратила свое господствующее положение. Гласность открыла для обсуждения ранее табуированные темы. Самые острые вопросы из сферы национальной политики усилили тенденцию дезинтеграциисоветского геополитического пространства. Главную роль сыграли общественно-политические движения в поддержку перестройки ("Народные фронты" в Эстонии и Латвии, "Саюдис" в Литве). Несколько лет спустя Горбачев в своих мемуарах писал о том, что эти движения изначально ставили перед собой цель выхода из состава Советского Союза (Горбачев М. С. Жизнь и реформы... Т. 2. Часть 5. Гл. 42). О том, что "Саюдис" в Литве и "Народные фронты" в Эстонии и Латвии первоначально организовывались для поддержки перестройки первый и последний президент СССР предпочел умолчать.
Второй секретарь ЦК компартии Литвы Владислав Швед считает, что идея создания прибалтийских движений в поддержку перестройки принадлежит Кремлю: "Весной 1988 г. Горбачеву стало ясно, что его перестройка (именно его) встречает все большее противодействие. В Политбюро ЦК КПСС и в партии в целом усилилось противодействие горбачевским экспериментам, которые ставили под угрозу безопосность и единство страны. В этой связи Горбачеву было необходимо во что бы то ни стало укрепить свои позиции в стране и найти средство оказания давления на КПСС в целом" (Швед В. Н. Как развалить Россию? с. 60). Сепаратистские организации Балтии вскоре вышли из под контроля власти.
В качестве "образцовой", так сказать, Прибалтийской революции рассмотрим события в Литве января 1991 года. Конфликт 13 января у вильнюсской телебашни между советскими войсками и протестующими гражданами мог иметь иной исход, если бы не таинственные снайперы открывшие огонь по демонстрантам. Литовские сепаратисты обвинили советские войска в смерти демонстрантов. Жертвы трагической январской ночи стали главным пропагандистским оружием борьбы с центральной властью. Теряющий популярность лидер "Саюдиса" Ландсбергис значительно улучшил свой рейтинг, а выход стран Прибалтики из состава Советского Союза стал неизбежен.
Главным стратегом литовских сепаратистов был глава Департамента охраны края Литвы Андрюс Буткявичус. Именно Буткявичус стал первым кто освоил методы Джина Шарпа и применил их на практике. В одном из своих интервью Буткявичус рассказал о своем сотрудничестве с американским профессором: "Я работал долгое время с Институтом Эйнштейна, с профессором Джином Шарпом, который занимался, что называется, гражданской обороной. Или психологической войной. Да, и я планировал, как поставить Советскую армию в очень неудобную психологическую позицию, чтобы любой офицер стал стыдиться того, что он там находится. Это была психологическая война" ("Обзор" № 15/170, апрель 2000 г.). Сотрудничество, судя по результату, оказалось плодотворным. Методы ненасильственной борьбы стали главным оружием "Саюдиса" и Ландсбергиса. Это стало очевидным даже для людей, не посвященных в тонкости западных политических технологий свержения власти. Второй секретарь ЦК Компартии Литвы Владислав Швед в своих мемуарах пишет: "В 1990 г. мне не довелось слышать о методике Шарпа, но явную аналогию действий Ландсбергиса с методами Мартина Лютера Кинга я заметил сразу. И не только я один" (Швед В. Н. Как развалить Россию? с. 216).
10 марта 2012 года в интервью для телеканала "Россия 1" Шарп назвал Буткявичуса своим лучшим учеником. Лучший ученик сумел не только освоить методику своего учителя, но и создать собственные приемы провокации. Сергей Кургинян 26 мая 2011 в Красноярске выступая перед местной ячейкой движения "Суть времени" предложил, что Шарп организовал подготовку снайперов, которые 13 января 1991 года стреляли в мирных граждан у телебашни. Но Шарп никогда не служил в армии и совершенно не разбирался в военных вопросах. Снайперы, стрелявшие в литовских граждан - это идея Буткявичуса.
Сегодня метод провокации Буткявичуса становится неотъемлемым фактором эскалации конфликтов во всем мире. "Неизвестные" снайперы были замечены во время волнений: в Киргизии (июль 2010), Иране (июнь 2009), Таиланде (май 2010). Известный публицист Николай Стариков даже писал о роле снайперов в мировой истории (Стариков Н. В. Национализация рубля... с. 285 - 309).
"Бархатные" революции на Балканах показали, что ненасильственные методы борьбы приобретают больший эффект если прольется кровь. Но все жертвы, которыми ученики Шарпа заплатили за независимость, оказались напрасными. На данный момент в прибалтийских странах вместо ожидаемой демократии и процветания наблюдается массовая эмиграция за рубеж, безработица, затяжной политический кризис, неонацизм и множество запретных тем, за неосторожное суждение о которых можно получить реальный тюремный срок.
Литература
Стариков Н. В. Национализация рубля - путь к свободе России. Спб.: Питер, 2013. Глава 12. О роли снайперов в мировой истории.
Шарп Дж. Общественная оборона. Система воорежения в эпоху постмилитаризма. Вильнюс, 2002.
Шарп Дж. Руководство по стратегическому планированию действий, направленных на свержение диктаторских режимов и борьбу с другими видами притеснений. Бостон, 2009.
Швед В. Н. Как развалить Россию? Литовский вариант. М., 2012.
революции