May 17, 2014 11:13
В Подмосковье прошли "Бердяевские чтения", организованные Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Мероприятие было приурочено к 140-летию со дня рождения русского философа Николая Бердяева. Конференция была посвящена обсуждению перспектив консервативной идеологии в России.
В послании Федеральному Собрания в декабре 2013 года президент Владимир Путин, размышляя о принципах консерватизма, процитировал Бердяева: "смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз". После этой цитаты многие решили, что теоретическим основанием современного российского консерватизма будет философия Бердяева. Однако это может оказаться очередным колебанием политической моды. В далеком 2005 году в послании Федеральному Собранию Путин процитировал Ивана Ильина. Произошла определенная вспышка интереса к философии Ильина, которая вскоре погасла.
Сегодня Россия нуждается в консервативной идеи. Поэтому обращение к философии консервативных мыслителей прошлого является несомненно полезным. Но все же я сильно сомневаюсь в том, что идеи Бердяева смогут стать достаточным теоретическим основанием официальной российской доктрины. Неоднократные заявления Путина о том, что Россия должна развиваться как государство-цивилизация придают большую актуальность идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, В. И. Ламанский) и евразийцев (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий). В "Валдайской речи" Владимир Путин сформулировал идею России как государства-цивилизации следующим образом: "Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России". К сожалению эта фраза президента не пробудила у экспертного сообщества интереса к философии Константина Леонтьева. Тем не менее, следует признать - для современной России Леонтьев более актуален, чем Бердяев.
евразийство,
Путин