Тематическая неделька: Эмоции и чувства

Mar 11, 2012 14:48

Тематические недельки у нас продолжаются. Правда они уже немного вышли за рамки неделек. Во-первых, школа не оставляет нам много времени. Во-вторых, сейчас Тим очень любит закопаться в какую-то тему надолго и всерьез, и мы это стараемся поддерживать. И самое главное - поскольку недельки все же проходят активно и интересно - мне сложновато собрать все фото и видео в отчет. Просто не хватает времени. Поэтому я пишу их с большим опозданием. Вот эту недельку «Эмоции и чувства» мы проводили 4 месяца назад. Так что вернемся немного в прошлое и посмотрим на Тима, которому 2 года и 8 мес.




Итак, для чего мы проводили эту недельку?
  1. Хотелось познакомить Тимура с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Научить его лучше понимать себя, распознавать эмоции других людей, оценивая  их мимику, пантомимику, голос и пр.).
  2. Конечно, хотелось рассказать, что эмоции могут быть разные: положительные и отрицательные.
  3. Обогатить  его  словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
  4. Научить Тимура гасить негативные эмоции и переводить их в созидание и позитив!



Главную мысль, что мы хотели донести -  что нет плохих чувств, есть плохие поступки Рассказать нашему малышу в чем разница между чувствами и поступками. Потому что если ты чувствуешь злость - это хорошо. Это нормально. Но если ты, злясь, бьешь другого человека - это плохо.

Для начала прочитали вот такую книгу «Чувства». Кстати вся серия этих книг очень достойная - и стоят копейки в Лабиринте - очень рекомендую.




А еще сделали оформление стен при помощи карточек эмоций.




В ходе недельки мы предложить Тимуру выразить свои эмоции через творчество или танец или слова.  Со словами вначале получилось не очень, но вот через рисунок получилось сразу. Когда Тимурка злился - мы подводили его к мольберту и предлагали выбрать краску для его настроения и нарисовать что он чувствует. Каляки маляки получались резкие и без сюжета. Но после этого Тим уже спокойно был готов играть дальше.

По поводу развития эмоциональности речи: Пытались говорить тише или громче, говорить в том же ритме что мы. Кричать или говорить шепотом.  На самом деле для малышей это достаточно сложно. Обычно они меняют эмоциональную окраску речи сами. А вот делать это по заказу им очень непросто. Поэтому полезность этого упражнения  - безусловна.

image Click to view


Кроме того, старались воспроизвести ритм. Слушали и отбивали такт музыки, пытали услышать ритм стихов, упражнения на воспроизведение ритма (отстучать, подражая и не смотря) Упражнения давались непросто. Но пока не пошло только упражнения когда надо было и отстучать, и силу удара проконтролировать. А так короткие стучалки пошли хорошо.

По поводу выразительности речи придумалось пока только одно упражнение: Прочитали рассказ. Первый раз монотонно, без эмоций и выражения , второй раз - выразительно. Потом спрашивали у Тима когда ему больше понравилось? И объясняли, что голосом можно лучше передать эмоции, страшную обстановку, радость, удивление, испуг и пр. Что можно  говорить быстро и медленно, громко и нежно и т.д. Потом играли  пытались прочитать сказку разными оттенками  и определяли настроение.

Развитие восприятия мимики лица осуществлялось с помощью пиктограмм, картинок, фотографий. Мы давали Тимурке разные вырезки и предлагали сортировать их по эмоциям, определять эмоции людей, оценивать, что чувствуют люди на этих фото.







И второе задание - повторить эмоцию самому. Мы сделали лото и, вытягивая карточку, каждый игрок должен был повторить эмоцию, которая на ней.

image Click to view


Гуляя по улице - спрашивали Тимура - как ему кажется в каком настроении идет встречный прохожий? Было и интересно и весело.

Мы старались постоянно иметь под рукой зеркальце, чтобы Тим могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией. Дети и сами по себе любят гримасничать перед зеркалом, а уж когда надо покривляться….

Конечно, чтобы эмоции были ярче - должны хорошо работать мимические группы мышц. И мы их тоже тренировали: высовывали языки, продували щеки, вертели высунутым языком, втягивали щеки, пытались говорить с яйцом от киндера во рту и пр. У всех этих занятий был сильный побочный эффект - Тимур тренировал мышцы и улучшал свою речь!

Чтобы Тим понял, как эмоции и особенности мимики влияют на восприятие образа людей, мы загрузили редактор «Фоторобот» и дали Тиму поиграть с ним. Этот вариант вообще пошел на ура! Сами понимаете, каких интересных и необычных персонажей мы наваяли!  И злых и загадочных, и веселых и мрачных. Развлекались много дней!




Делали вот таких человечков - мы готовили круги и материал - а Тим сам решал, какая будет эмоция нарисована.




Есть такая интересная теория, про соотнесение цвета и настроения. Поэтому мы тоже озадачились и почитали на эту тему. И оказалось да! Есть оказывается и «оранжевое настроение» и даже «салатовое»  и «бирюзовое». Каждый вечер, ложась спать,  мы, просили Тима сказать, какой сегодня по цвету был день. Жаль мы не заносили результаты в табличку - было бы интересно посмотреть в динамике, какое настроение преобладало. И понять, чем мы занимались, чем занимались, и что привело к такому результату.

По данным исследований Ч.А.Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то эмоция, выражающая радость, расположена в синей, грусть в салатовой, гнев - в красной, испуг - в оранжевой, удивление - в бирюзовой цветовой гамме (Измайлов Ч.А., 1995).

А еще мы  слушали музыку и пытались охарактеризовать какая она: тревожная, радостная, грустная и т.п. Иногда пытались изображать музыку. Но это, правда не очень пошло - Тим скорее слушал более внимательно, и отвлекаться на пантомиму уже не мог.   Может быть, когда станет постарше  - попробуем еще разок.

Играли в игры:  “Лото настроений”, “Рисуем настроение”, “Кто так ходит”, "Разложи по группам" и др.







Конечно, это сильно обогатило эмоции и их выражение.

Формирование эмоциональной лексики

Мы предлагали Тимуру посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Просили разложить карточки и вырезки на столе по мере усиления чувства или эмоции. Например, радостный - еще радостнее - самый радостный; грустный - еще грустнее - самый грустный, один человек немного улыбается, другой сильнее, а третий самый улыбчивый).

Дальше играли - ВЖИВАЛИСЬ в роли разных людей или животных. Тим с удовольствием “рычал как мишка”, “жужжал как пчела”, “шипел как гусь”.

Играли также в эмоции -наоборот “Скажи наоборот”. То есть, например, по дорожке идет веселый человек, а навстречу ему…… Тим должен сказать антоним ГРУСТНЫЙ.

По Шичиде делали эмоциональные цепочки: Тим получает карточки для составления Linking memory   и помимо картинок и слов там есть пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”.  То есть Тиму надо было составить рассказ по опорным картинкам, да еще и разгадать состояние человека и сделать рассказ таким, чтобы в конце, к примеру, главный герой стал грустным. Очень интересно и весело получилось.

Кроме обычных эмоциональных состояний мы рассматривали оценочные: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т.п. и вместе составляли словосочетания хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. П.

Пытали оценить еще сказочных героев: Буратино грустный, Карабас Барабас злой, Папа Карло добрый и т.п.

Играли в игры : “Назови ласково”: Тим должен был сказать ласково те слова, которые мы ему сказали: дорога - дорожечка, хлеб - хлебушек, мама - мамочка, мамулечка, игрушка - игрушечка и т.п.

“Карлики и великаны”:  большая дорога - маленькая дорожка, большой мяч, маленький мячик и т.п.

“Про кого (что) можно сказать”: какой бывает день? Долгий, короткий, сложный, интересный и пр.

И вот такие игры пошли на ура дома. Пантомиму обыграли 100 раз уже. Интересна и взрослым и детям. Тим пока играет с возможностью использовать звуки (ну например, как говорит корова), а взрослой компанией мы играли уже без звуков вообще. Это, я вам скажу, сложно!:) И весело.




Гримассимус пока не часто играем -он посложнее и сами правила посложнее. Но постепенно Тим подрастет, и игра тоже пойдет.

Мы рады, что Тим научился оценивать эмоции и свои и чужие и даже выражать их в рисунке. Вот какой рисунок нарисовал Тим, когда Даша - его двоюродная сестренка уехала после новогодних праздников.




Мы прослезились - на самом деле это было так трогательно.

Неделька закончилась, а умение правильно оценивать состояния, эмоции, чувства у Тима остались. В игры мы продолжаем и сейчас часто играть. Вообще, эта неделька  - одна из интереснейших и веселых получилась!

чем заняться дома, тематические недельки, от двух до трех, хороший товар

Previous post Next post
Up